Граница сквозь сердце
Поделиться:
Листаю литературно-художественный журнал Союза писателей Казахстана «Простор». Взгляд останавливается на фотографии автора серии рассказов о пограничниках – Василия Шупейкина. Это же мой друг, коллега по прежней работе, участник международной экологической экспедиции по реке Урал! Безусловно, узы дружбы связывают этого неординарного, хорошо известного в стране человека со многими казахстанцами. А более всего Василий Васильевич узнаваем и любим алматинцами.
Назовите жителям Алматы его фамилию – и вы услышите в ответ: «Это же телеведущий!», «Он – из «Вечерки», его рубрика «Дежурный по городу». «А мы с ним в консерватории учились!» – скажут другие. «Вы про пограничника спрашиваете? Мы вместе служили», – строго, по-военному, уточнят его однополчане. Найдутся и читатели книг писателя Шупейкина, который, не дожидаясь генеральских лампасов, вышел в запас в звании полковника. Сегодня он – почетный ветеран Пограничной службы КНБ РК. Еще на службе взялся за перо и первой же повестью «Кулиша…» завоевал лауреатское звание на международном конкурсе писателей в Москве.
Василий Шупейкин – автор четырех книг и нескольких десятков публикаций в литературных журналах. Особенно высоко оценена критиками его не раз переиздаваемая повесть «Ансамбль». В ней описаны первые выступления на профессиональной сцене молодого баяниста, волею судьбы и военкомата призванного в легендарный Ансамбль песни и пляски погранвойск КВПО КГБ СССР. Концерты, гастроли, аплодисменты, цветы… Но через два года срочной службы музыкант, раздираемый выбором – заниматься музыкой или Родину защищать, выберет офицерскую службу на границе.
Впоследствии Василий Шупейкин напишет повести «Долг» и «Грешница» – пронзительные истории о солдатском и офицерском быте, раскроет в них секреты семейных взаимоотношений, психологию воинских коллективов, уставные и неуставные моменты в звене «начальники и подчиненные». Чтобы написать это правдиво и без прикрас, пришлось лейтенанту поколесить по участку ответственности Курчумского пограничного отряда, походить по дозорным тропам, научить исполнительности и дисциплине десятки солдат и сержантов. Его ревностное отношение к службе отмечено медалью «За отличие в охране Государственной границы СССР».
– Я был одним из первых солдат, попавших под командование лейтенанта Шупейкина, – вспоминает российский генерал-майор запаса Михаил Утяцкий. – Сразу же отмечу главное: для меня, тоже музыканта с дипломом, Василий Васильевич стал примером для подражания. И я сделал такой же выбор, как и он – служба! Много раз вспоминал, как аккуратен и подтянут наш начальник, всегда в отличной физической форме, энергичен, но крут, требователен. Бездельникам от него доставалось. Знаю, что некоторые его подчиненные стали офицерами, «заразившись» энергетикой своего командира.
И еще два воспитанника Василия Шупейкина – генералы. Согласитесь, оценка профессионализма налицо. Вернее, на погонах: счастлив и горд тот учитель, которого превзойдут ученики.
В профессиональную музыкальную сферу единственного в войсках Союза офицера с высшим музыкальным образованием вернут через восемь лет, но уже в качестве начальника ансамбля.
– К тому времени наш коллектив был вторым на Всесоюзном конкурсе пограничных ансамблей, – вспоминает заслуженный артист РК, композитор и дирижер Сергей Рыжов. – Удержать планку на высоте чрезвычайно трудно, а Шупейкину удалось ее поднять. Мы стали желанными гостями не только в воинских коллективах, но объездили с концертами все областные центры республики. До двухсот дней в году – гастроли. Сто пятьдесят из них – на пограничных заставах в самых отдаленных, а порой труднодоступных местах. После наших визитов военкоматы отмечали возросшее количество добровольцев для службы на границе. И это только один из примеров грамотного волевого руководства. Мы одними из первых в составе артистических команд отправились по боевым точкам в Афганистане. Организовать такие выезды и не потерять в боевой обстановке ни одного человека – задача для командира наиважнейшая. Шупейкин лично возглавлял эти бригады. Там, где не было возможности развернуть оркестровое сопровождение, брал в руки баян и сам аккомпанировал и певцам, и танцорам. Профессионал!
И служить бы моему другу в Ансамбле песни и пляски до самой пенсии, но… Началась перестройка. По жалобе артистов, «поверивших», что в армии и в творчестве демократическое большинство имеет право решать за командира и дирижера, капитан Шупейкин попал в опалу и вновь оказался в строевом подразделении. Был замполитом в школе авиаспециалистов, начальником ракетно-артиллерийского вооружения авиаполка, старшим офицером по воинской дисциплине, начальником офицерского клуба – оценили и там его творческие способности.
– Именно из авиаполка начал писать корреспонденции в окружную газету неизвестный доселе автор, и мы мгновенно оценили – талант! – вспоминает военный журналист, полковник в отставке Валентин Малютин. – И перетащили Шупейкина на службу в редакцию газеты «Часовой Родины». Но СССР распался, мы разъехались кто куда, а он остался – и уже через год был назначен главным редактором. Интересный факт: именно Шупейкин вместе со своим замом Сагидуллой Сихимбаевым дали газете мощное развитие национального направления и новое название – «Отан сақшысы».
В сложные 90-е годы я и познакомился с Василием. Майор в зеленой фуражке приходил к нам в редакцию «Казправды», искал молодых корреспондентов на службу. Но мало кто в те годы видел себя не бизнесменом. А о военной стезе и думать ребята не хотели. Дневал и ночевал главред Шупейкин в своем пограничном издательстве, но очень гордился тем, что, несмотря на старенькую техническую базу и отсутствие половины штата, ни один номер газеты, издаваемой с 1943 года, не пропущен. Все выпуски были отпечатаны и доставлены на заставы. Работа в постоянном перенапряжении не прошла бесследно – два инфаркта последовали один за другим.
– И огромная нагрузка, и взрывной характер с его постоянным «умением» все проблемы пропускать через душу и сердце привели полковника в палату госпиталя КНБ, – вспоминает начальник лечебного учреждения, полковник в отставке Евгений Ли. – Второй раз я чуть ли не силой заставил его лечь на немедленную реабилитацию.
Сам Василий Шупейкин относится с благодарностью к врачам, и прежде всего к кардиологу – полковнику медслужбы Гульсаре Мурзалиновой, вспоминает тот момент многозначительно емко и коротко: «Если бы не она…» Опытнейший врач все поняла, поставила на ноги, но порекомендовала оставить службу и больше никогда не иметь подчиненных.
Василий Васильевич так и поступил: пришел в редакцию газеты «Вечерний Алматы» простым корреспондентом. Но неуемная творческая натура не довольствовалась очерками под рубрикой «Алматы и алматинцы». Он начинает заниматься краеведением, и через год по его статьям проводят семинары в институтах и внеклассное обучение в школах. На алматинском телевидении он начинает новую программу – читает серию видеорассказов «Алматинские истории». В конце концов, акимат издает его книгу «Я люблю этот город». Она становится бестселлером не только в яблоневой столице мира, но и в Астане. Автора награждают орденом «Құрмет». А он уже в новом проекте – «Дежурный по городу» – вскрывает недостатки коммунальной сферы мегаполиса, системы КСК, изобличает вороватых домоуправов и регулярно выступает... ответчиком в судах. И ни разу не проигрывает!
Такого количества писем, которые были адресованы Шупейкину, и стольких слов благодарности от горожан, как поется в песне, «…давно не помнят здешние места».
А Шупейкин уже отметился в новом проекте интернет-телевидения «365 инфо КЗ» – «К ответу!» Реакция на вопросы журналиста следует жесткая – телепортал смотрят все правительственные структуры. Иной раз и высших чиновников призывает к повышению ответственности активный журналист. Оценили! Присвоили почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» («Заслуженный деятель Казахстана»).
Сегодня Василий Шупейкин сотрудничает с «Комсомольской правдой» и «АиФ», что издаются в Казахстане. Полностью отдается литературному труду и общественной деятельности. В Союзе писателей Казахстана он является членом двух подразделений – Совета по русской литературе и Совета по детективному жанру. Работает в Совете по противодействию коррупции Департамента юстиции Алматы и возглавляет Консультативный совет при департаменте полиции города. А еще, как и у всякого человека, достигшего 70-летия, у него есть четверо внуков. Именно им Василий Шупейкин прививает любовь к стране, городу, уважение к согражданам. Надеется, что один из внуков станет пограничником – стражем священных рубежей Родины.
Николай Жоров
Поделиться: