Практический семинар по современной казахской детской литературе: методы и проблемы преподавания в школах
Поделиться:
20 апреля 2024 года кафедра казахской литературы Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева провела практический семинар на тему «Қазіргі қазақ балалар әдебиеті: мектепте оқыту тәсілдері мен мәселелері». Семинар был организован доктором филологических наук, профессором Оразбек Макпал Социаловной, в рамках научного проекта AP19679524 «Қазіргі қазақ прозасындағы қалалық балалар типологиясы және ұлттық ментальдік (ағылшын әдебиеті мен қазақ әдебиеті шығармаларын салыстыру)», согласно договору №269-23-25 от 3 августа 2023 года. Семинар был направлен на улучшение качества и содержания учебников по литературе, обсуждение новых жанров в детской литературе и повышение интереса детей к чтению художественной литературы.
Декан филологического факультета, кандидат филологических наук, профессор, Бейсенбай А.Б. выступил с приветственным словом и пожелал участникам семинара успешной работы, отметив важность обсуждаемых вопросов для развития казахской детской литературы и её преподавания в школах.
Доцент, PhD доктор а также модератор данного семинара Сагынадин Г.С. рассказала об основных направлениях семинара, подчеркнув актуальность каждого из них для развития казахской детской литературы. В рамках семинара были обсуждены следующие направления:
Качество и содержание учебников по литературе: Участники семинара проанализировали текущие учебники по литературе, используемые в школьной программе, и обсудили пути их улучшения.
Методы преподавания казахской детской литературы в школах: Учителя поделились своими методами и подходами к преподаванию казахской детской литературы, а также обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются.
Мир персонажей в казахской детской литературе: Было уделено внимание анализу персонажей в казахской детской литературе и их роли в формировании мировоззрения детей.
Интеграция казахской детской литературы с другими предметами: Участники обсудили возможности и преимущества интеграции литературы с другими школьными предметами для более комплексного подхода к обучению.
Проблемы перевода в казахской детской литературе: Рассматривались вопросы перевода произведений казахской детской литературы на другие языки и наоборот, а также влияние перевода на восприятие текста.
Казахская детская литература и киноискусство: Обсуждалось сотрудничество между литераторами и кинематографистами для адаптации литературных произведений в киноформат.
Детская литература и театральное искусство: Был поднят вопрос о том, как театральные постановки могут способствовать популяризации детской литературы среди школьников.
Инновационные технологии и казахская детская литература: Участники рассмотрели применение современных технологий в преподавании и популяризации детской литературы.
Современные тенденции развития казахской детской литературы: жанр и персонаж: Был проведен анализ современных жанров и персонажей в казахской детской литературе.
Методы анализа художественных текстов для детей: Участники поделились эффективными методами анализа текстов, которые могут заинтересовать детей и помочь им лучше понять произведения.
Мы хотим рассказать о докладах, представленных на семинаре.
Оразбек М.С., руководитель проекта, доктор филологических наук, профессор. Тема доклада: «Литературные произведения в школьных учебниках: недостатки и достижения». В своем докладе профессор М.С.Оразбек рассмотрела текущие проблемы и достижения в области литературных произведений, включенных в школьные учебники, отметив ключевые аспекты, требующие внимания для улучшения качества образования.
Байтанасова К.М., участник проекта, кандидат филологических наук, профессор. Тема доклада: «Филологические основы анализа текста». Профессор Байтанасова представила глубокий анализ методик филологического анализа текста, подчеркивая важность междисциплинарного подхода и значимость таких методов для развития критического мышления у учащихся.
Статья Байтанасовой Карлыгаш Медетовны была посвящена анализу текста в контексте казахской детской литературы и обсуждала, как современные методы анализа могут быть применены для углубления понимания литературных произведений. Автор подчеркнула важность междисциплинарного подхода, включающего психологический, эстетический, культурный и социальный аспекты.
Автор описала, что традиционный литературный анализ, сосредоточенный только на жанровых, стилистических и композиционных аспектах, недостаточен. Современный анализ текста должен учитывать более широкий спектр подходов, включая психологический и философский анализ. Байтанасова также обсудила значение текста как многослойной структуры, где важны как явные, так и скрытые смыслы.
В статье были приведены примеры анализа произведений Абая, таких как «Қансонарда бүркітші шығады аңға» и «Аттың сыны». Автор показала, как через анализ текста можно понять не только поверхностные аспекты, но и глубинные культурные и философские значения. Например, анализируя стихотворение «Қансонарда бүркітші шығады аңға», Байтанасова К.М. отметила, как Абай описывает не только охоту, но и социальный статус охотников, а также философские размышления о человеческой жизни и традициях.
Байтанасова К.М. подчеркнула, что современный анализ текста должен быть междисциплинарным, включая лингвистические, культурные и социальные аспекты. Такой подход позволяет глубже понять произведение и его значение в контексте времени и культуры.
Исина Б.К., учитель казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления в городе Караганда (Караганда, Казахстан). Тема доклада: «Особенности комплексного применения проектного метода в обучении современной детской литературе». Исина Б.К. рассказала о важности проектного метода в обучении, его роли в развитии творческих и исследовательских способностей учащихся, а также о том, как этот метод можно эффективно интегрировать в учебный процесс. Статья была посвящена теме использования проектного метода в обучении казахской детской литературе и раскрывала ключевые аспекты и преимущества этого подхода.
Статья Исиной Б.К. фокусировалась на важности интеграции проектного метода в преподавание казахской детской литературы. Автор подчеркнула, что проектный метод способствует развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, а также улучшает их языковые навыки.
Исина Б.К. описала, как проектный метод может быть применен комплексно, учитывая интересы и пожелания учащихся, а также связывая учебный процесс с внеурочной деятельностью. В статье было предложено структурировать учебный процесс таким образом, чтобы на каждом этапе ученики выполняли задания, направленные на защиту малых проектов. Этот подход способствует развитию навыков саморегуляции и научно-исследовательских умений у учащихся.
Автором была предложена система, где каждый модуль урока заканчивается защитой проекта. Ученики выбирают темы для своих проектов в начале модуля и работают над ними в течение всего учебного периода. Темы проектов тесно связаны с повседневными ситуациями, что делает учебный процесс более актуальным и интересным для школьников.
В статье были приведены примеры проектов, выполненных учениками. Например, проект по поэме М.Макатаева «Аққулар ұйықтағанда» включал такие темы, как анализ пролога и эпилога, исследование психологизма в языке поэмы, символика в произведении и экологические проблемы, отраженные в поэме.
Исина Б.К. сделала вывод, что проектный метод в комплексе с другими инновационными подходами способен значительно повысить интерес учеников к казахской детской литературе. Также автор предложила обновить учебную программу, включив в нее современные произведения, соответствующие интересам и возрасту детей, и активнее использовать театральное искусство и кино для популяризации литературы.
Статья Исиной Бакытжан Капановной вызвала большой интерес у участников семинара и стала основой для многих дискуссий о современных методах преподавания казахской детской литературы. В ходе обсуждений были сформулированы предложения по дальнейшему внедрению проектного метода в школьную программу и по улучшению качества преподавания литературы.
Бешімбаева Қ.Е., учитель казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы (Астана, Казахстан) Тема доклада: «Теория и практика жанра академического эссе». В своем докладе Бешімбаева Қ.Е. обсудила ключевые аспекты написания академического эссе, предоставив практические рекомендации и методы, которые могут быть полезны в преподавании этого жанра учащимся.
Үшкемпір А.Қ., учитель казахского языка и литературы школы-гимназии имени Кемела Акышева №69 (Астана, Казахстан). Тема доклада: «Методы и приемы, применяемые в обучении детской литературе». Үшкемпір А.Қ. поделился эффективными методами и приемами, которые могут быть использованы для повышения интереса учащихся к изучению детской литературы и улучшения их понимания литературных произведений.
Құрмаш К.Ш., учитель казахского языка и литературы школы-лицея BINOM SCHOOL имени Алихана Букейхана (Астана, Казахстан). Тема доклада: «Проблемы преподавания казахской литературы в русских классах». Құрмаш К.Ш. обсудил вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели казахской литературы в русских классах, и предложил возможные решения для их преодоления, чтобы обеспечить более эффективное обучение и интеграцию казахской литературы в многоязычной среде.
Семинар показал высокую заинтересованность учителей в улучшении преподавания казахской детской литературы и выявил множество идей и предложений, которые могут способствовать развитию этого направления. Практическое сотрудничество между учителями, литераторами и представителями медиа продолжает оставаться важным шагом на пути к улучшению образовательного процесса.
Поделиться: