Открытые лекции как ключ к пониманию литературных произведений: значимость изучения сюжета и композиции

Поделиться:

25.10.2024 729

В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилёва 15 октября 2024 года состоялась открытая лекция на тему «Көркем шығарманың сюжеті мен композициясы» («Сюжет и композиция художественного произведения»). Лекцию провела доктор филологических наук, профессор Макпал Социаловна Оразбек.

Тема «Сюжет и композиция художественного произведения» имеет огромную значимость для студентов, особенно тех, кто изучает филологию, литературу и искусство. Понимание композиции и структуры произведения помогает будущим литературоведам, писателям и критикам не только углубить знание классической литературы, но и развить навыки анализа текста. Композиция и сюжет являются основными элементами, через которые автор передает свои идеи, создавая смысловые акценты и формируя эмоциональное воздействие на читателя. Студенты, знакомые с этими аспектами, получают уникальную возможность видеть скрытые смыслы произведений, что способствует более глубокому осмыслению литературы как искусства.

Лекция была структурирована по следующим основным разделам:

  1. Фабула – изложение событий в их естественном хронологическом порядке. Это то, как развивается история, какие события происходят и в какой последовательности. Фабула помогает студентам понять основу повествования и проследить ход развития сюжета.

  2. Сюжет – художественное построение фабулы, в котором акцентируется внимание на конфликте, кульминации и развязке. Сюжет позволяет понять, как автор использует фабулу для создания напряжения и вовлечения читателя.

  3. Композиция – структура произведения, включающая порядок и способ организации элементов сюжета, сцен и образов. Композиция играет ключевую роль в создании целостного восприятия текста и усилении его эмоционального и смыслового воздействия.

Каждый из этих аспектов был детально рассмотрен, что позволило студентам глубже проникнуть в анализ художественных текстов и понять тонкости литературного мастерства.

Фабула – это краткий пересказ событий произведения. Она присутствует в каждом литературном произведении, тогда как сюжет может быть не во всех. Слово "fabula" происходит из латинского и означает "рассказ". Фабула представляет собой изложение событий, происходящих в эпических, драматических и частично лирических произведениях.

Аристотель считал фабулу основой любого повествования, подчёркивая необходимость наличия "начала, середины и конца". В своей «Поэтике» он упоминал, что фабула должна отражать подражание действию, особенно в трагедиях, где события отображают миф или легенду. Исследователь М. Л. Гаспаров перевёл термин как «анғыз» на русский, что подчеркивает связь с мифом или преданием.

Французские просветители, такие как Пьер Корнель и Дени Дидро, заменили понятие "фабула" на "сюжет", чтобы подчеркнуть рассказ или пересказ историй. Позже этот термин расширил свое значение. В литературоведении сюжет начал восприниматься как комплексная структура, изучаемая через историко-сравнительный анализ, а также через исследования связи мотиваций и тем.

Сюжет — один из ключевых элементов в построении художественного произведения, который определяет, как развивается действие и как события связаны между собой. Он включает в себя не только последовательность событий, но и их логическую и эмоциональную взаимосвязь, что позволяет автору создавать напряжение, подводить к кульминации и разрешать конфликты, делая произведение более захватывающим и осмысленным для читателя. 

Сюжет составляет основу для создания художественного мира, в котором действуют персонажи, сталкиваются интересы и развиваются конфликты. В эпических, драматических и лиро-эпических произведениях сюжет выступает организующим началом, создавая структуру, в которую вплетены основные события и образы. Это помогает авторам выстраивать произведение так, чтобы оно не только развлекало, но и передавало определённые идеи и эмоции.

В 1920-е годы формалистская школа, представителями которой были такие учёные, как Виктор Шкловский и Борис Томашевский, внесла значительные изменения в понимание сюжета и фабулы. Формалисты стремились отойти от традиционного взгляда, считая, что литература должна анализироваться как самостоятельное искусство со своими законами. Шкловский и его коллеги определяли сюжет как нечто большее, чем просто пересказ событий. По их мнению, это художественное переосмысление фабулы, которое может не совпадать с хронологическим порядком событий, поскольку автор организует материал так, чтобы воздействовать на восприятие читателя.

Борис Томашевский предложил понимать сюжет как совокупность событий, связанных между собой, идущих в определённой последовательности, но не обязательно совпадающих с реальной хронологией. Он считал, что именно эта внутренняя связь событий и создаёт у читателя ощущение целостности произведения. Для Томашевского и других формалистов важно было не то, какие события происходят, а то, как они представлены и каким образом влияют на читателя.

В 1928 году Михаил Бахтин, выступавший под псевдонимом П. Н. Медведев, внёс свои коррективы в понимание сюжета и фабулы. Он не согласился с резким противопоставлением этих понятий, считая их частью единого конструктивного элемента произведения. Бахтин видел в сюжете и фабуле не конкурирующие, а взаимодополняющие элементы, которые совместно создают структуру художественного текста. По его мнению, фабула — это основа событийного ряда, в то время как сюжет — это способ интерпретации этих событий, их организация в рамках произведения. Вместе они представляют собой то, что делает произведение завершённым и выразительным.

Литературоведы, такие как Л.И. Тимофеев, высказывали мнение, что концепция фабулы не является необходимой. Представители формалистской школы, акцентируя внимание на структуре произведения, предложили разделение понятий "сюжет" и "фабула" как разных сторон одного текста. По их мнению, сюжет представляет собой "тему", определяемую событиями произведения, а фабула — это, в свою очередь, рассказ о жизненной проблеме, заложенной в теме.

Формалисты считали, что сюжет — это основная и предметная сторона произведения, которая сосредоточена на конфликтах и взаимодействии персонажей. В то же время фабула была признана вторичной структурной частью, которая служит для последовательного изложения событий, раскрывающих конфликт и подчеркивающих жизненную проблему.

Таким образом, в сюжетной организации произведения возникает динамика за счет столкновения персонажей, противоречий и конфликтов, что делает текст более насыщенным и драматичным.

Примером отличия фабулы и сюжета в литературе может служить повесть Бейімбета Майлина «Шұғаның белгісі». В фабуле произведения, кратко изложенной, отсутствует конфликт: «Әбдірахман влюбляется в Шұгу. Отец Шуги, Есімбек, и другие, такие как Айнабай, препятствуют их союзу и отправляют Әбдірахмана в тюрьму. В конце Шуга умирает от тоски». Это последовательное изложение событий, где только описываются основные моменты истории, но нет внутреннего конфликта.

Сюжет же, напротив, включает в себя противостояние, известное как конфликт (от латинского "conflictus" – столкновение, борьба). Конфликт в литературе — это отражение жизненных противоречий, которые проявляются в художественном произведении. Это столкновение противоположных идей, взглядов, убеждений, эмоций и действий персонажей. Конфликт делает сюжет более напряженным и увлекательным для читателя, создавая драматизм и развивая идеи произведения.

По мнению Зейноллы Қабдолова, конфликт — это «нерв произведения», который придаёт жизни художественному тексту и является основой для его идейного содержания. Именно конфликт — это движущая сила, которая определяет развитие сюжета и композиции произведения, оживляя персонажей и придавая динамичность повествованию.

Интересно, что основой конфликта могут служить общественные противоречия, которые имеют глубокие корни в прошлом, но при этом они часто связаны с проблемами и требованиями времени, в котором живёт автор. Таким образом, литература соединяет вечные вопросы и актуальные вызовы общества, делая конфликт универсальным и понятным разным поколениям.

В классических произведениях структура сюжета обычно имеет строго определённые этапы, что помогает создавать глубокую и целостную художественную картину. Основные этапы сюжета включают:

1. Экспозиция — начальный этап, на котором читателю представляются главные герои, время и место действия. Экспозиция закладывает основу для восприятия всего последующего повествования, создавая первую связь между читателем и миром произведения.

2. Завязка — момент, с которого начинается основное действие, здесь появляются конфликты или задачи, которые станут основой для сюжета. Завязка как бы "запускает" действие, создавая интригу и подготавливая читателя к развитию событий.

3. Развитие действия (ситуация) — последовательность событий, в которой конфликты и отношения между персонажами начинают усложняться, создавая напряжение. На этом этапе автор раскрывает характеры героев, их внутренние переживания, мотивы и конфликтные ситуации.

4. Кульминация — момент наивысшего напряжения, точка, где конфликт достигает пика. Кульминация является самым эмоционально насыщенным моментом произведения, когда разрешение конфликта кажется неизбежным, но ещё непредсказуемым.

5. Развязка — этап, на котором конфликт получает разрешение, будь то счастливый или трагический исход. Развязка позволяет читателю увидеть, как конфликт повлиял на героев и как изменился их мир.

6. Эпилог — заключительная часть, где автор может подвести итог или показать последствия событий. Эпилог часто служит для завершения истории, добавляя чувство завершённости и целостности.

Композиция, происходящая от латинского слова *compositio* («составление», «соединение»), представляет собой структуру произведения, которая объединяет все элементы в единое целое. Композиция не только помогает упорядочить сюжетные события, но и организует другие компоненты — образы, сцены, символы, создавая гармоничное восприятие текста.

Композиция в литературе связана не только с формой, но и с содержанием, помогая автору донести идею произведения через расположение и взаимодействие частей. Например, автор может начать с экспозиции, чтобы представить обстановку, но затем использовать пролог для предисловия или эпилог, чтобы завершить историю, подчёркивая её смысл.

Композиция обладает способностью объединять сюжетные элементы, связывая начало, кульминацию и развязку в цельное произведение. Это позволяет читателю почувствовать завершённость и гармонию текста, понять, что каждая деталь имеет своё место и значение. Композиция шире, чем сюжет, так как включает в себя не только последовательность событий, но и детали, которые не относятся напрямую к развитию действия, но играют важную роль в построении атмосферы и понимании тематики произведения.

Например, экспозиция, пролог и эпилог могут не входить в прямую последовательность сюжета, но они являются важными элементами композиции. Пролог может предложить предысторию или добавить загадочность, тогда как эпилог позволяет понять, какие изменения произошли с героями после завершения основной истории. Всё это создаёт многослойность и придаёт произведению законченность, делая композицию важным элементом художественного творчества.

Композиция делает текст не только логически выстроенным, но и эмоционально целостным, подчёркивая основные идеи и акценты, которые автор хотел донести. Она выполняет роль "скелета" произведения, удерживая все его элементы вместе и помогая создавать эмоциональное и идейное воздействие на читателя.

Повесть Бейімбета Майлина «Шұғаның белгісі» — классический пример произведения с тщательно выстроенной композицией и структурой сюжета. Рассмотрим композиционные элементы и сюжетные аспекты этого произведения.

Экспозиция повести начинается с описания двух всадников, которые разговаривают на фоне пейзажа. Один из них упоминает место под названием «Шұғаның белгісі». Это название вызывает любопытство у второго персонажа, что служит зачином для дальнейшего повествования.

Экспозиция, или начальный этап сюжета, играет важную роль, создавая сцену и атмосферу для всей истории. Она позволяет читателю познакомиться с обстановкой, в которой будут разворачиваться события, не раскрывая при этом основной конфликт или внутренние переживания героев. В данном случае экспозиция не связана непосредственно с жизненными конфликтами героев, она скорее выполняет функцию введения, определяя время, место и обстоятельства, в которых будет разворачиваться история. Экспозиция «Шұғаның белгісі» соответствует так называемой прямой экспозиции, когда время и место действия, а также персонажи, сразу вводятся в повествование.

Сюжет повести начинает развиваться с момента, когда рассказчик спрашивает у своего спутника о значении названия «Шұғаның белгісі». Эта реплика становится поворотным моментом, ведущим к рассказу о трагической судьбе героини — Шуги, что и формирует завязку сюжета.

Основная история о Шуге и её трагической любви к Әбдірахману начинает разворачиваться, когда читатель узнает подробности их взаимоотношений и препятствий, которые встали на пути их счастья. Әбдірахман влюбляется в Шугу, но её отец, Есімбек, и другие представители деревенского общества против их союза. Здесь события начинают развиваться, вводя читателя в конфликтную ситуацию, раскрывая характеры героев и создавая эмоциональное напряжение. 

Кульминацией повести становится момент, когда Әбдірахман, после попыток добиться взаимной любви, оказывается в тюрьме. Это высшая точка напряжения в произведении, когда кажется, что у влюблённых больше нет шансов на счастье. Конфликт достигает своей пиковой точки, когда ясно, что трагическая судьба Шуги неизбежна.

В развязке читателю становится известно о смерти Шуги от тоски и горя, вызванного разлукой с любимым. Трагический конец подчёркивает неразрешимость конфликта и воздействует на читателя эмоционально, оставляя чувство сострадания к героям. Этот исход завершает историю, подчёркивая глубину трагедии, которая разыгралась в жизни Шуги и Әбдірахмана.

Эпилога как такового в произведении нет, но завершение оставляет чувство завершённости и привносит в повествование некую морализаторскую нотку. После всех событий и трагического финала память о Шуге остаётся в виде её «белгісі» — могильного холма, который теперь является символом её жизни и любви.

Композиция повести «Шұғаның белгісі» делает повествование цельным и гармоничным. Композиция, как известно, — это не просто форма, но и взаимосвязь элементов содержания, их гармоничное расположение, придающее произведению единство. В «Шұғаның белгісі» композиция охватывает не только события, но и такие элементы, как описание природы, воспоминания о Шуге, воспоминания персонажей и их внутренние монологи. Все эти элементы объединены таким образом, чтобы передать трагическую атмосферу и показать силу любви и страданий.

Композиция повести шире сюжета, поскольку включает в себя экспозицию, развитие действия, кульминацию и развязку, а также символические детали, такие как могила Шуги. Эти детали помогают усилить эмоциональное восприятие и создают законченное произведение, в котором каждая деталь имеет своё место и значение. Композиция связывает элементы сюжета в единое целое, обеспечивая их логическое и эмоциональное взаимодействие и усиливая художественное впечатление от произведения.

Таким образом, «Шұғаның белгісі» является ярким примером произведения с классически построенным сюжетом и глубокой композицией, которая помогает автору раскрыть тему трагической любви и создать запоминающийся и эмоционально насыщенный литературный текст.

Косвенная экспозиция — это тип экспозиции, при котором основные персонажи и место действия не описываются сразу, а вместо этого повествование начинается с упоминания других событий или обстоятельств. Например, в повести Бейімбета Майлина «Шұғаның белгісі» начало строится на разговоре двух всадников, которые обсуждают дорогу и случайно упоминают «Шұганын белгісі». Основная информация о сюжете открывается постепенно, что создаёт интригу и вызывает интерес у читателя.

Завязка сюжета — это момент, когда начинается взаимодействие между персонажами, закладываются первые элементы конфликта и определяется основа для развития сюжета. В отличие от экспозиции, завязка непосредственно влияет на развитие основного конфликта и служит отправной точкой для дальнейших событий.

В третьей главе повести «Шұғаның белгісі» происходит важное событие — приезд Әбдірахмана в аул Есімбека. Он оказывается в окружении людей, собравшихся в большом доме, где идёт весёлое застолье с кумысом. В этот момент происходит встреча Әбдірахмана с Шугой, которая производит на него сильное впечатление своей красотой, что подчёркивает начало его глубоких чувств к ней. Этот момент становится частью завязки сюжета, где зарождаются основные эмоции и предвосхищается дальнейшее развитие любовной линии, а также намекается на предстоящие испытания, с которыми столкнутся герои.

В повести «Шұғаның белгісі» сюжетное развитие занимает центральное место и играет важную роль в раскрытии характера героев и взаимоотношений между ними. В тексте мы видим, как основное действие разворачивается с момента встречи рассказчика с Шугой, и как развивается её связь с Әбдірахманом. Персонажи сталкиваются с общественными ограничениями и личными чувствами, что приводит к углублению конфликта.

Сюжетное развитие включает:

- Встречу Әбдірахмана и Шуги, их первое впечатление друг о друге.

- Начало отношений, которое выражается в переписке и личных встречах, создавая напряжение вокруг их связи.

- Реакцию окружающих, особенно Айнабая, который, услышав об отношениях Шуги и Әбдірахмана, начинает сплетничать и распространять слухи, что усиливает конфликт и предвещает трагический исход.

Таким образом, сюжетное развитие показывает, как любовь двух молодых людей сталкивается с традициями и предрассудками общества, что ведёт к кульминации и последующей трагической развязке.

В повести «Шұғаның белгісі» шарықтау шегі — момент, когда отношения между Әбдірахманом и Шугой достигают максимального напряжения. Этот эпизод, где Айнабай стремится помешать Әбдірахману и подает на него ложный донос, символизирует общественное давление и препятствия, с которыми сталкиваются герои. На этом этапе герои максимально раскрываются: Әбдірахман, не зная о сложностях, спокойно остаётся в доме, в то время как Шуга страдает от разлуки.

Кульминация усиливается моментом, когда болезнь Шуги усугубляется, и она начинает терять рассудок, вспоминая лишь о своём возлюбленном. Сцена, где она мечтает о последней встрече с Әбдірахманом, добавляет глубины трагедии. Она понимает, что её счастье невозможно, и всё, о чём она жалеет, — это невозможность простого прощания с любимым. Эти слова Шуги подчёркивают её внутренний конфликт и душевную боль, что делает кульминацию сильной и эмоционально насыщенной. 

Таким образом, кульминация становится не только пиком сюжета, но и ключевым моментом для раскрытия героев, их истинных чувств и внутреннего мира, подводя читателя к неизбежной трагической развязке.

В повести «Шұғаның белгісі» развязка и эпилог являются важными элементами, завершающими трагическую историю любви. 

Развязка наступает, когда герои возвращаются в аул и обнаруживают толпу у дома Беркімбая. В этот момент рассказчику сообщают о смерти Шуги. Реакция рассказчика и окружающих усиливает драматизм этого момента, когда все происходящее воспринимается словно приговор, отражающий трагический исход конфликта. Этот момент раскрывает окончательное поражение любви, на которую герои возлагали надежды.

Эпилог служит для эмоционального завершения истории. После известия о смерти Шуги люди выражают соболезнования Әбдірахману, который не реагирует, оставаясь с каменным лицом, словно отказываясь верить в случившееся. В эпилоге также появляется сцена, где Әбдірахман читает последнее письмо от Шуги, его слезы текут на бумагу, что придаёт финалу произведения особую эмоциональную глубину и подчёркивает безысходность этой истории.

Таким образом, развязка и эпилог заключают судьбу героев, передавая всю боль и трагедию утраченной любви, и оставляют в памяти читателя печальное напоминание о скоротечности человеческого счастья.

Не во всех произведениях присутствует сюжет. Например, в лирических произведениях, выражающих моментальное чувство поэта, сюжет может отсутствовать. Некоторые поэмы и рассказы, такие как «Адасқан өмір», «Кедей», «Таныстыру» и «Айтыс» С. Торайгырова, не содержат сюжета. Эти произведения не основаны на событиях, но через внутренний мир персонажей передают правду общества, человека своего времени, показывают добро и зло, страдания и трудности. Так, через переживания одного героя может быть изображено состояние всего народа.

Внутренняя задача композиции — регулировать непрерывное движение художественной мысли и чувств. Для этого все части композиции должны быть тесно связаны друг с другом.

Лирическое отступление — это один из композиционных элементов, часто встречающийся в эпических произведениях. Лирическое отступление — это прямая передача авторских мыслей и чувств через текст. Иногда с помощью лирических отступлений писатель подчёркивает важные моменты в действиях персонажей, привлекая внимание читателя и усиливая эмоциональное восприятие. 

В некоторых случаях лирическое отступление может пересекаться с мыслями и чувствами персонажей, но оно всегда воспринимается читателем как отражение мыслей и чувств автора. 

Такие лекции не только расширяют знания студентов, но и развивают критическое мышление, способность к аналитическому подходу и умение выявлять ключевые моменты в произведениях, что важно для профессионального роста будущих литературоведов и преподавателей. В условиях быстро меняющегося мира, где культурные и литературные ценности становятся всё более многогранными, такие лекции помогают сохранить и передать глубокие знания о традициях и современных тенденциях в литературе.

Поделиться: