Человек в погоне за «золотым тельцом» забывает все
Поделиться:
24 и 25 февраля в ГАРДТ им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Манкурт. Вечный раб», созданного в рамках Государственной программы по борьбе с религиозномым экстремизмом и терроризмом. Спектакль вызвал большой интерес и у зрителей, и представителей СМИ, а также у театроведов, историков и политологов. Своим видением спектакля поделился Сейдахмет Куттыкадам – известный журналист и писатель, общественный деятель, член Казахстанского Пен-клуба, главный редактор журнала «Мысль».
- Сейдахмет Рысходжаевич, рассскажите, пожалуйста, какими были Ваши первые впечатления после просмотра спектакля?
- Удовлетворение, от того, что есть еще художники, которых волнуют серьезные онтологические проблемы жизни, смерти, духа, свободы и неволи. Эта притча о духовном рабстве в нынешнюю эпоху потери культурных ориентиров и всепроникающей потребительской психологии очень важна.
- Что Вы думаете о решении режиссера соединить несколько литературных произведений?
- Мне поначалу показалось, что Барзу Абдураззаков взялся за неподъемную задачу соединить в одном спектакле абсолютно разные эпохи, разные культуры, разных художников и разные литературные течения. Было опасение, что получится некая эклектическая и неудобоваримая смесь. Но режиссер смог найти во всех них вечную, неизменную и объединяющую идею, заключающуюся в вопросе: что есть человек?
Получилась симфония, где каждое произведение имеет свою тональность: здесь трагифарсовость Ерофеева, назидательность Шекспира и гротескность Шварца, но обрамляющей канвой первой части является «Осадное положение Камю» с его экзистенциализмом, а второй – «Буранный полустанок» Айтматова с его символизмом.
Натуральные рельсы из-за вторичных кулис, направленные прямо в зрительный зал и невидимая зловещая комета, несущаяся к нам, делают зрителей соучастниками событий, происходящих на сцене.
- Насколько, по-Вашему, отличаются друг от друга обе части «Манкурта» и насколько они дополняют друг друга?
- Для полного понимания замысла художника этот спектакль надо смотреть минимум три раза. Но по первому впечатлению, первую часть можно назвать экзистенциально – назидательной, а вторую – экспрессивно-символической и они гармонично дополняют друг друга.
- Что Вы увидели в образах каждого героя? Возможно, Вы узнали в них каких-либо литературных героев? Исключая, разумеется, самого Манкурта и Найман-Ана.
- В спектакле мы наблюдаем галерею социальных символов, где каждый олицетворяет определенный образ. Здесь: диктатор, шут, чиновник, служанка, лизоблюд, вертопрах, идеалист… Мне показался интересным образ Императора – это микс Бенито Муссолини и диктаторов из латиноамериканской литературы, колоритен и достоверен образ чиновника.
Необычна натуральная демонстрация влияния на общество подконтрольных диктатуре СМИ в виде листовок, покрывающих землю.
- Если рассматривать спектакль с исторической точки зрения, то что Вы в нем увидели?
- Этот спектакль вне времени и пространства, он описывает вечные проблемы, и каждый зритель в каждой стране может усмотреть в нем свои обстоятельства и своих «героев».
Повсеместное бездушие власти, разрыв социальных связей, потерянность человека…Но, как говорил Камю: « В механизме этой власти есть один изъян – человеку достаточно преодолеть страх, взбунтоваться и тогда машина заскрипит».
- Насколько режиссеру удалось раскрыть тему религиозного экстремизма и терроризма?
- Как любое глубокое художественное произведение, сценарий этого спектакля многослоен. И одной из важных его тем является угроза религиозного экстремизма и терроризма. Мы видим здесь описание «технологий» зомбирования, которые используются в экстремистских и террористических организациях, начиная от ассасинов в средние века и якудза - в XVII веке, до талибов, некоторых религиозных сект, боевиков ИГИЛА и других в наше время. Это серьезное предупреждение для всех – террористические и экстремистские организации стали глобальной угрозой. И с ней надо бороться в зачатке – об этом твердит спектакль.
- Кто для Вас является манкуртом? Вы сразу вспоминаете героя романа Айтматова или у Вас имеется о манкурте свое собственное представление?
- Чингиз Айтматов дал потрясающий образ манкурта. Его «верблюжья кожа» сравнима по своему символическому значению с «шагреневой кожей» Бальзака, их разница в том, что первая давит извне, а вторая сокращается из-за внутренних страстей. Для меня же «манкурт» – это человек, который: 1. Не читает книги духовного и культурного содержания, не умеет отличать добро от зла, не задумывается о смысле своей жизни и не приносит обществу пользу; 2. В погоне за «золотым тельцом» забывает все: честь, душу, родину, мать…
- Как можно преодолеть враждебное влияние манкуртизма на молодежь? Мы своим спектаклем, разумеется, говорим о трагедии рабского подчинения чужому влиянию, но какими еще путями можно достучаться до потенциальных жертв?
- Это одна из самых сложных современных социальных проблем. Конечно, молодежь имеет свою специфику, но она неотъемлемая часть социума. Поэтому, прежде всего, в обществе должны быть установлены честные и равноправные правила игры.
И молодежь надо воспитывать в любви к духовности, к своим корням и своему отечеству, не столько сотрясением воздуха, сколько личным примером власть имущих, властителей дум и родителей.
- И последний вопрос: любимый момент в спектакле?
-Конечно, финальная сцена с призывом к зрителям: «Помни имя свое!» Помни, что ты Человек – создание Божье!
Барзу Абдураззаков создал гуманистическое произведение, призывающее людей к духовности, к почитанию своих корней и Отечества, и спасибо театру имени Горького за его постановку!
- Спасибо большое за интервью!
adebiportal.kz
Поделиться: