Хорошо ли там, где нас нет?
Поделиться:
Дмитрий Шишкин
Люди, как тараканы. Способны приспособиться везде. Люди даже хуже тараканов – мы можем не только приспособиться сами, но и приспособить изначально нас не устраивающую среду под себя. Поэтому клич «хорошо, где нас нет» – это не только, как у тараканов, призыв освоить новую территорию, но и призыв новую территорию, простите, загадить. Приспособить, то есть, под нас.
Как мы живём? Грязно, хамят все, взятки дают и берут. И знаете, что делает наш человек, впервые приезжая в чистую страну, где практически нет коррупции? По привычке он бросает мусор на тротуар, а когда его пытаются оштрафовать, он, по привычке, опять же, предлагает взятку. И потом ещё долго возмущается, что «прикопались», что не взяли и что хорошо теперь в другом месте, где его нет. Ещё, то есть, не было.
Это очень грустно осознавать. Но там, где нас нет, хорошо именно потому, что там другие люди сделали для себя так, как считают хорошо. Им там тоже не всё нравится. Но это другая, ещё более грустная история. А, может, и нет – может, это история про вечное стремление человека к идеалу.
В любом случае, к климату это не относится. Встречается много на Земле мест, где хорошо – душа всё время требует выхода к морю.
Александр Левин
Хорошо Шредингера Меня спросили: «Как думаете, хорошо там, где вас нет или все-таки хорошо там, где вы?». Я думал, думал, и понял, что ответа на этот вопрос у меня нет. Ну, то есть конечно, в первую очередь хочется затянуть интеллигентскую балладу про «поезд в огне»: социальное неравенство, коррупция, деградация культуры, кумовство, понты, образование и медицина на дне, антиутопия, а не жизнь. Сказать, что естественно, вы еще спрашиваете, мол, конечно, там, где я – плохо! Удавка, петля, мешок на голове. Цугцванг. Пещерная иерархия, сексизм, мизогиния, глобальное потепление, что угодно. Так хочется сказать. И немедленно выдохнуть, сделав мечтательное (и немножко туповатое) лицо: не то, что там. Вот там-то да. Не то, что тут. Но, если честно: некое хорошо – оно всегда Шредингера. И хорошо и плохо, в зависимости от точки зрения. Проблемы неравенства у нас, в отличие от «не у нас», просто обнажены до предела. Гиперболизированы, если можно так выразится. Есть-то они везде, и накроют тебя, если волнуют, где бы ты не оказался. «Хорошо» это вообще категория плохо поддающаяся анализу. Что свинье смерть… ну, вы поняли. И индивидуальное «хорошо» можно сделать себе где угодно из го… любых подручных материалов. Хотел бы я быть где-то не там, где есть теперь? Пожалуй, да. Однозначно ли хорошо там, где меня нет? No, sir. Эмпирический опыт покажет, что там, где нас нет – опять хорошо.
Максим Лагно
Под выражением «там, где нас нет» я в первую очередь подразумевал бы не просто места, где нас пока что нет, а вообще такие, где нас быть не может никогда.
Потому что места эти, скорее всего, за пределами реальности и достижимы только с помощью фантазии. Сам вопрос или утверждение, хорошо ли там, — отпадает. Как придумаешь, так и будет.
Возможно именно этим я и занимаюсь в творчестве. Придумываю хорошие места, где меня нет, а хотелось бы. Или плохие миры, о которых радостно думаешь: «А хорошо, что меня там нет!»
С другой стороны: проверка, хорошо ли там, где нас нет, напоминает глупого ревнивца, который всё время подозревает, что ему врут и обманывают. Такие люди носятся из точки в точку, преследуя собственные заблуждения, и никогда не находят успокоения.
Им всегда кажется, что вот там, где меня сейчас нет, наверняка, что-то хорошее. Нужно срочно ехать, проверить, да испортить всем жизнь.
Поделиться: