Какое будущее у казахской литературы и кто её читатель?

Поделиться:

07.04.2017 6178

«Дети ныне не читают», «у детей другие взгляды на жизнь», «у них иные приоритеты» именно такие высказывание подрастающее поколение привыкло выслушивать в свой адрес. А ведь действительности ощущается некий регресс читающей аудитории, и такая тенденция идёт по всему миру. Все чаще подростки предпочитают сидеть за смартфонами; домашнее задание, отсаживание перед учебниками дается школьникам непросто. Чем это объясняется?

Казахстанские школьники перегружены школьной программой. И вполне нормально, что дети ограничиваются чтением учебников, которые входят в их повседневные обязанности. А читать для удовольствия уже не хватает сил и интереса.

Как быть отечественной литературе?

Сейчас растет плеяда молодых писателей, и это радует. Но их доля в современном читательском рынке очень мала. Конец XIX века и Начало ХХ века тот период, когда казахская литература переживала свой золотой век. Самые содержательные произведения отечественных писателей появились именно в это время. Эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая» и многие другие бестселлеры прошлой эпохи отражают высокий уровень писательского мастерства. Можем ли мы возродить былой потенциал литературы? Как говорил Артур Шопенгауэр, нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, – сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, – как будто бы освежился купаньем в чистом источнике. Труды классиков казахской земли будут и есть бесценным сокровищем ее величества литературы, это богатство необходимо передавать от поколения к поколению.

Кладези казахской литературы, дастаны и эпосы батыров, исторические книги буквально пылятся на полках библиотек. Самодостаточный, удивительный мир истории и культуры, традиций и обычаи могущественного народа, увы не нужна народу.

Существуют множества способов интегрировать их на современный лад, литературоведы, различные книжные порталы прибегают к дозированию объемных произведений классиков и писателей. Тезисы, цитаты и сжатое содержание произведении мало-мальски собирают аудиторию.

Можно ли заинтересовать подрастающее поколение?

Как же в современности привить любовь к литературе в общем? И здесь нет смыла разделать отечественная литература ли зарубежная литература, проблема одна. За счет гаджетов дети лишаются удивительного мира воображения, которого дарит им книги. Американские ученые считают, что цифровые технологий окутали человечества. Научные трактаты, талмуды романов крадут у современности самое ценное – время. И дети, как и взрослые читают коротенькие рассказы, тексты, аннотации, содержащие сжатую, но нужную информацию. Недавнее резюме исследований, цитируемых Common Sense Media, показывает, что американские подростки менее склонны читать «для удовольствия» в семнадцать лет, чем в тринадцать. Безусловно, каждый родитель сам решает, как учиться своему ребёнку.

Родители всячески должны приучать детей к чтению. Старшие в семье на своем примере должны водит часы чтения, они главные образцы для подражания для своих детей. Эксперты считают, что личный пример родителей, единственный способ мотивации детей. Телевизоры, мультфильмы не должны становится фоном детского досуга. В первую очередь необходимо отрабатывать привычку читать.

К росту читателей книг среди детей влияют различные государственные программы, школы. Например, в интеллектуальных школах Назарбаева в один учебный год средние классы перечитывают более ста литературных книг, по которым они проходят тестирования, пишут изложения, рефераты, эссе. Хотелось бы, чтобы такой метод использовался во всех среднеобразовательных учреждениях.

Где ты, моя литература?

Нынешние читатели нашего общества, люди, которым уже свыше двадцати лет. У каждого своя программа само совершенства, как диеты для похудения. Зачастую нынешние читатели стремятся быть модными и читать книги, чьи жанры в тренде или просто для души. Эта категория читателей интересуется книжными новинками как зарубежной, так и отечественной литературой. Но нельзя точно сказать какой круг чтения у казахстанской молодежи, он разнообразный, как и везде. Молодежь читает современную литературу, молодых авторов как Бакытжана Бухарбая, Холеда Хосейни, Джоджа Мойеса, Дэвида Робертса, Сафарли и т.д.

Некоторые читатели любят сначала читать книгу, затем смотреть киноверсию; в эту категорию даже вошла книга Льва Толстого «Воскресение», экранизация которой была еще в 1960 году. Это еще один способ, который могут перенять наши писатели и кинематографы.

Если мы утратим любовь к чтению книг мы потеряем национальный колорит. Чтобы поддерживать на волне тот имеющийся процент читателей, которые предпочитают либо увлекаются казахской литературой писателям радовать новыми трудами, издателям придумывать новые изюминки формата книг, порталам интегрировать на виртуальном пространстве на современный лад, блогерам распространять книжные новинки по соц. сетям. Если молодёжь у экранов смартфонов, необходимо предоставить им возможность массово читать электронные книги.

P.S. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил Дидро. Всегда нужно помнить о том, что быть умным, развивать человеческий капитал очень важный аспект само совершенства. Подумаете, как было бы здорово если дети в разрез британской Свинки Пеппы, корейского Пороро, массово интересовались Алдаром косе, Тазша бала, Ер төстік, Аяз би, батырами, смотрели мультипликационные образы любимых героев, не перебой пересказывали сюжет, хотели быть похожи на них.

В целом казахская литература должна интенсивно отражаться во всех форматах визуализации и экранизации, как для малышей, так и для взрослых. У читающих детей растут крылья, открывающий невиданные просторы знаний, книги дарят возможность парить высоко, они зарождают интеллигенцию нации. Ибо главный враг человечества – это невежество.

Алия Кемелбекова

Поделиться: