Из книги Бауыржана Момышулы Психология войны

Поделиться:

07.05.2017 20217

Лучше вкушать горечь яда справедливости, чем лакомиться медом лицемерия. Лучше наслаждаться мечтой о любви, чем целоваться да плеваться.

* * *

Гордый негордому не друг. Не уважающий себя не способен уважать других.

* * *

Тот, кто не уважает свою нацию и не гордится ею, тот безусловный подлец и бродяга.

* * *

Нет национальной традиции, мешающей воевать, а есть национальная традиция, помогающая воевать. Религия, воровство, измена — не национальные традиции, а порок личности в нации. Национальная гордость — святыня и нерушимый закон для личности в нации.

* * *

Считать свое мнение безапелляционно окончательным для всех — это жестокая переоценка своих сил и способностей.

* * *

С тех пор как я оказался здесь, я успел увидеть и почувствовать несколько моментов и обстоятельств. Я встретил ряд людей, слишком мелких, которые не смогли подняться выше своих корыстных целей, озабоченных шкурными интересами. Они вовсе забыли об интересах всего народа, родины, общества, будущего. Чем вы оправдаете то, что в хоре Оперного театра не осталось ни одного певца, исполняющего казахские народные песни. Разве не остаются без ответа до сих пор горькие и постоянно рождающиеся вопросы: кто думает о положении народа, кто защищает его честь, кто мы сами, с кем мы, кем станем, каково наше будущее? Или слишком много становится тех, кто забыл о том, что он казах и рожден казахом? Откуда идет и как родился обычай стыдиться того, что ты казах, и стесняться говорить на своем языке? Многие дети воспитываются порочно, в каком-то диком смешении принципов и понятий, вырастая не казахами и не русскими, а непонятными, оторванными от своих корней и не прижившимися в чужой почве существами. Почему вы не видите этого? Или не хотите видеть?

...воспитанность (әдеп) должна быть внедренной в сознание и привита в привычку (әдет) вместе с молоком матери, уважение к старшим, сознание долга и чести, как святыня, безукоризненное соблюдение общественного порядка, безмолвной покорности законам человека ставит превыше всего — воспитывают положительные качества, которые носят название благородства, любви к Родине, народу, семье, человеку, жизни. Человек, получивший благородное воспитание, владеет основой боевых качеств — преданностью, честностью, дисциплинированностью.

Игра в асык, жилик, жасырынбак, жарыс, курес, ак-суйек — воспитывают в юноше сноровку, ловкость, увертливость, меткость, быстроту, упорство и прочие военные (боевые) качества, необходимые солдату в бою, как воздух.

Бадик, той, айтыс — есть состязание быстрого мышления и остроумия. Нигде, как в айтысах, не застает человека врасплох многогранная неожиданность. Айтыс, бадик, той вырабатывали у юношей и девушек импровизаторские способности, любовь к устной литературе и мушке, расширяли их кругозор, они приобретали остроумие и смекалку.

Кокпар, байге, аударыспак — традиционные национальные спортивные игры, вырабатывающие смелость, ловкость, физическую закалку, азарт, способность к риску с расчетом, даже способность к самопожертвованию ради чести и славы своей. В благородстве этих игр не может быть никаких сомнений. Эти игры воспитывают благороднейшие рыцарские качества в джигите, столь необходимые для солдата Красной Армии.

Нашими полуказахами (шокынган) пренебрегались эти благородные традиции в воспитании боевых качеств, как «отжившие», они даже преследовались до сих пор людьми негосударственного ума, сидевшими за председательскими столами.

Вследствие такой оплошности в воспитании некоторая часть молодежи растет неузнаваемо развязной, легкомысленной, хилой, мешковатой, попадаются даже трусишки малодушные, шкурники.

* * *

Все хорошее в прошлом казахского народа должно восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием, обогатить наши знания и опыт, оказать услугу делам нашим.

* * *

Гораздо приятнее человека убедить, чем принуждать. Убежденный свои обязанности выполняет не только сознательно и творчески.

* * *

Опрятность, чистота тела и души порождают личную гордость и самодисциплину, требовательность к себе и окружающим. Внешняя расхлябанность — признак внутреннего убожества человека. Грязь разлагает человека. Неряшливый в быту — неряшлив и в службе, и в работе. Если работник внешне расхлябан, он такой же и в работе: если человек аккуратен, он таков и в работе. Внешняя опрятность признак внутренней собранности, самодисциплины, требовательности к себе и к окружающим.

* * *

Национальная гордость — нерушимый закон для каждого человека, это уважение своей нации, гордость за нее. Уважая других, имеешь право уважать себя: являясь полноценной личностью данной нации и гордясь своей нацией, ты можешь достойно относиться и к другим народам. Есть два понятия: национальный дух — это благородная черта, и национализм — это порок личности нации. Некоторые с легкостью путают национальный дух или национальный патриотизм с национализмом. Национальный дух имеет прекрасные свойства, познание своей нации, и нам надо развивать эти благородные черты, такой человек глубоко и возвышенно понимает свой долг перед Отечеством перед своим народом и братством народов.

* * *

Необходимо отметить один из важных элементов патриотизма, неизбежно сопутствующий ему. Это национальный дух или национальный патриотизм — любовь к своему народу, с которым личность связана кровным единством и общностью происхождения, территорией, языком, бытом, нравами, психологическими и этнографическими особенностями, сложившимися историческими традициями, имеющими вполне определенные и самостоятельные, отличные от других качества и особенности. Со всем этим нужно обязательно считаться и знать для того, чтобы направить это чувство в общее русло понятия патриотизма, любви к Отечеству, к нации, используя его как могучее средство воодушевления войск, подъема энергии на большую высоту.

* * *

Я глубоко был возмущен некоторыми нашими ораторами, которые говорят так: «Біз мал едік, аюан едік, қараңғы едік». «Мы были темными, безграмотными людьми, бессловесными животными». Хотя темными и неграмотными в свое время были не только казахи. И в отношении некоторых наших ханов, биев, государственных деятелей того времени, у нас были такие понятия — раз хан, значит, деспот. Кто скажет, что это умно? Безусловно, нет. Ведь нельзя же требовать от Кенесары, чтобы его точка зрения совпадала с точкой зрения Маркса! Он был государственным деятелем своего времени, борцом за справедливость. Это нельзя отрицать, этим гордиться надо. Внуки должны гордиться своими предками, которые были не последними, а полезными, добропорядочными людьми своего времени, по-своему прогрессивными. И не надо топить память о них в несправедливой клевете.

* * *

Народ говорит: «Не в свою колею попал». Всегда следует избегать возможных противоречий природных данных, дарования человека со служебными требованиями. Отсюда закономерно требование изучать кадры с целью определения, кто к чему способен, кого и где целесообразно и выгодно использовать, а не вообще назначать. Недоучет всего этого приносит огромный материальный ущерб и ненужные жертвы, которых можно было бы легко избежать при правильном распределении и умелой расстановке кадров (включая и рядовой состав).

* * *

Совершенно недопустимо и очень вредно такое ошибочное и невежественное отношение, когда некоторые представители из среднего слоя великой русской нации думают и относятся к другим нацменьшинствам, как к людям «второго сорта». К сожалению, этим самым они оскорбляют в первую очередь, и прежде всего, великое достоинство своей нации, меняя главенствующее величие высокой идеи на знамени нации на нечистоплотную мелкость шовинизма.

* * *

Зависть — сознание превосходства другого и собственного бессилия и никчемности. Успешная деятельность, физические достоинства, а также материальные блага у других вызывают зависть, так как каждому присущи стремление к деятельности, самомнение и уверенность, что он не хуже других.

Успешная деятельность является результатом превосходства и находит свое выражение в форме славы, известности, популярности, общественного влияния и т.п. Все это у завистника вызывает раздражение и душевные страдания, моральный гнет, от которого он старается избавиться путем унижения соперника клеветой, распространением разных небылиц, замалчиванием его полезной деятельности и справедливых заслуг. Завистник по своему облику всегда ниже того, кому завидует или, на языке военных, доносчик и не стоит мизинца того, на кого доносит. Надо проверить скорее личность доносчика, чем человека, на которого он донес. К сожалению, у нас поступают иногда наоборот.

* * *

Если человек приобрел какую-то известность, следовательно, он превращается в образ, в человека, которому его собственное «я» уже не принадлежит. Все внимание он должен уделять долгу, а личное для него, до некоторой степени, перестает существовать. Власть тоже опасна. Если власть дана умному — это умный руководитель, если глупому — самодур, особенно опасный на войне.

Поделиться: