Почему Бердибек Сокпакбаев пошел на самоубийство?

Поделиться:

11.06.2017 82531

НЕ ВЫДЕРЖАЛО СЕРДЦЕ...

Детский писатель, классик Бердибек Сокпакбаев ушел из жизни 24 июля 1991 года в усадьбе своей дачи близ Алматы. О его внезапном уходе в обществе бытуют разные мнения. Вторая жена писателя Бибигуль Конысбаева, с которой он жил в то время говорит, что у него случился сердечный приступ. За эти 20 лет, женщина озвучивает журналистам именно эту версию.

Свои последние годы писатель предпочитал быть в одиночестве, ни с кем не общался, и в тот злополучный день в доме он был один. Казахскому народу присуще не оглашать подобные случаи, и все тонкости кончины остаются в секрете, в кругу самых близких. И Бердибека хоронили молча. Но, спустя много лет в свет выходит книга Кадыра Мырзалиева «Жазмыш», где подробно описываются события, что среди писателей разразилась жаркая полемика. Там автор книги повествует о смерти Бердибека: «Бердибек Сокпакбаев от природы был сильным и упитанным казахом, человек от крепких и здоровых предков, а главное, сильным духом. Не говоря уже о серьёзных болезнях, он никогда не хандрил мелкими заболеваниями, не подвергался простуде, словом был здоровяком. Ну а творчество его посвящалось только реалистичным, без прикрас сюжетами, где не было место напыщенным произведениям, где много воды. В один прекрасный день нашего брата не стало. Так, внезапно. Я не верил словам людей, своим ушам не хотел верить. Я не мог допустить такой мысли. Но верь, и не верь! Умершего не воскресить. Мы проводили его в последний путь. Писателя самородка придали черной земле. Мы похоронили его собственными руками. Но все же душу терзали сомнения. Чуткий человек чувствует неладное. Чувствует! Я подозревал, и мои подозрения оправдались. Позже от признания своего коллеги, который был очевидцем смерти Бердибека я узнал, что он, еще четверо мужчин, собственноручно сняли с веревки труп писателя на кенсайской даче. Казахская печать умолчала о том, как умер писатель. Мы сами ничего не знали. Казахский читатель до сих пор не знает, как ушел Бердибек». Таким образом, о подробностях кончины писателя узнает все казахское общество...

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ КГБ

Если говорить словами Саина Муратбекова «Бердибек писал только правду, и не расходовал бумагу просто так». И его смерть заставила задуматься не только самых близких, но и читателей. «Почему?», «Зачем?» мучают вопросы. И вправду автор излюбленного детьми, разного поколения, произведения «Меня зовут Кожа», «Мертвые не возвращаются» мог ли так покончить собой? Даже если он хотел свести счеты с жизнью, кто или что подтолкнули его на этот безумный шаг?

Ища ответы на эти вопросы, мы вновь начали искать сведения из воспоминания его современников. Народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев в своих воспоминаниях указывает такие подробности, что мы не могли не придать этому значение: «Помнится, это был один из осенних дней 1958 года. После рабочего дня я остался один в кабинете, в пелене своих мыслей. Кто-то постучался в дверь. Это был с пухлым лицом, круглыми глазами, на вид невзрачно одетый, но вполне приличном костюме незнакомый мужчина. Под рукой у него была небольшая книга. Ему было лет тридцать пять, он был младше меня на несколько лет. После здравия: «Вы меня не знаете. Но я вам прихожусь земляком. Я читаю ваши стихи непрерывно, они по нраву читателя, но их еще не так уж много пока. А журнал ваш и вовсе хорош. Это издание любит весь народ. Журнал нацелен правильно. Вы знаете, потребности подрастающего поколения», – так высказал свое мнение молодой человек. «Спасибо за теплое мнение. Ты специализируешься по литературе? Или занимаешься учительством?», – поинтересовался я. «Скажу об этом потом...Видать, ваш коллектив состоит из сильнейших мастеров своего дела. Например, один лишь Бердибек Сокпакбаев чего стоит? Такой талантливый, настоящий знаток детской психологии, как он проникновенно пишет?!», – восхищенно проговорил он. «Это правда, спору нет, он талантлив. Мы не попросту назначили его руководителем отдела прозы», – сказал я. «Ануар Дуйсенбиев тоже растет на глазах, хороший детский поэт. Ему присуще рыцарские манеры, то бишь сери! Как он к секретарству годен? А вот Кадыр Мырзалиев хоть и вчера окончил институт имеет хороший потенциал», сказал он. Меня поразило его глубокое осведомленность и тонкая оценка нашим сотрудникам. Скажу правду, мне польстили его слова. Кто он тогда? Мой вопрос он живо прочел по моим глазам: «Муз-ага! Я...» Сказав об этом, он вытащил из грудного кармана свое маленькое свидетельство, достаточно долго держа перед моими глазами он давал мне время, чтобы я ознакомился им. Портрет его тоже наклеен на нем. После чего, он мигом вернул свидетельство на место. «мы знаем, что вы являетесь истинным коммунистом, с глубочайшей ответственностью опытным руководителем. Именно поэтому я пришел поговорить с вами начистоту. Бердибек Сокпакбаев кто он? Что он из себя представляет? Какова его идеологическая позиция? Политический взгляд?», – четко задал молодой человек. «Он из числа тех, кто не состоит в партии. Но это не мешает ему поддерживать внутреннюю и внешнюю политику партии и правительства. Его произведения выдержанные, доселе не замечал никаких идеологических подковырок за ним. При нас он никогда не пререкался высказываниями. При коллективе он прилежный сотрудник. О поведении его вне редакции мне неизвестно», – сказал я как есть. «в таком случае вы меня не видели. Я с вами не говорил. И на этом все», – вымолвил он и пошел восвояси. Я, потрясенный таким разговором, совершенно разбитый, побрел домой. «Что же натворил этот?» задавался я вопросом и никак не мог найти ответ. Расспрашивать кого-либо по этому поводу было нельзя. Об этом никто не знал. Только в редакции произошло одно событие, которые косвенно могло бы касаться того разговора. В Москве прошла десятидневка, посвященная казахской литературе и культуре, где было обсуждено проблемы казахской детской литературы. На этой встрече Лев Кассиль озадачено спросил у членов нашей делегации: «Где Бердибек Сокпакбаев?». Кто-то из нас неуверенно произнес, мол писатель приболел и не мог приехать. На что Лев Кассиль неодобрительно покачал головой. После этой десятидневки я как редактор по-прежнему тепло относился своему коллективу, каждому из них я питал глубокое уважение, старался не показывать свои переживания. И в поведении Бердибека я не заметил какие-либо изменения либо тревогу. Мне никто не дал указания освободить его от должности. Он сам написал заявление об увольнении и по-своему желании ушел из работы. «Хочу посвятить себя чистому творчеству», говорил он. Все мы, дружный коллектив, болезненно распрощались с ним. Между нами не было и толики искры непонимания. Все было хорошо. Сейчас заново обдумывая этот период, я вдруг понял, что на такое решение Бердибека повлияли внешние силы. Так как по-другому в редакции «Балдырган» была самая теплая и не на есть рабочая атмосфера, где и Бердибек, и другие чувствовали дружеский дух. Правда, среди зевак и недоброжелателей были и такие высказывания, мол «Он уже отписал свое, истощенный писатель. Кроме своего жизнеописания его фантазия, мир воображения иссякли». «Если стать на сторону правды, я не смогу ее донести до социума, она не пройдет через сито преград», – на мой взгляд, такова была позиция писателя, желавшего остаться в тени. А может быть, его недосказанность, самые сокровенные мысли хранятся глубоко в сундуке? Молчание душит поэта. Возможно, такую же участь переживал талантище Бердибек. Я так и не смог разгадать эту загадку». Как писал его коллега, Бердибек не только ушел с работы, он до конца своих дней так и не притронулся к письму. Это он объяснил тем, что он «не может писать неправду». Или это из-за напора, которая исходила со стороны «трех букв»? потому что ее младшая сестра Несипхан Аманбаева в своем интервью в номере, посвященного жизни и творчеству Бердибека журнала «Аңыз адам» говорит: «Мой брат открыто противостоял тому, что ему не нравилось в обществе. Однажды мой средний брат рассказал интересную историю про брата Бердибека: «Я стоял в магазине, как брат зашел запыхавшийся, весь бледный и растерянный. «Как вы ага, все ли нормально? Что случилось?» – спросил я, а он: «чувствую что меня уже долгое время кто-то преследует» – сказал он. Мой средний брат горячий парень, сразу же завелся: «Кто он? Русские? Покажи-ка их мне! Всех на место поставлю», – проговорил он желая мигом проучить обидчиков. А брат Бердибек в ответ: «Нет, ты не вмешивайся. Незачем тебе это», – сказал Бердибек и еще долгое время не выпускал его из магазина.

Нам пришла весть что он скончался от сердечного приступа. Мы все поверили такому исходу. Позже все больше начали появляться слухи, разные разговоры, связанные со смертью. Впервые услышав такой разговор, я невольно вспомнила слова брата. «Кто-то преследует меня» что же он этим хотел сказать, предупредить? Кто же его преследовал, за что? Почему он не сказал истину? Может быть, они поспособствовали суициду?» такие мысли не давали покоя. Мой брат не мог кому-либо причинить зло, чтобы кто-то мог преследовать его, ради мести. Причина может быть в том, что он любил говорить только истину... расспросить подробности о смерти от Бибигуль тате мне не хватило духу. Я не хотел теребить старую рану, и причинять боль. Его в последний путь проводил Баккожа Мукай. Всю трапезу похорон организовал именно он. Все подробности смерти писателя известны ему...» – сказала она, это свидетельство того, что жизнь писателя была неспокойной.

ПИСЬМО БЕРДИБЕКА С ПРОСЬБОЙ О СВОБОДЕ

Музафар Алимбаев говорил, что 1958 году писателя преследовали из КГБ. Этот контроль усилился в семидесятые годы. Этому поспособствовала Всемирная конференция писателей Азии и Африки, прошедшая в Алматы в декабре 1973 года. Об этом пишет в своей книге «Таудан түскен адам» писатель Рымгали Нургалиев Бердибек Кунаеву: «В свое время я не только в Казахстан, еще дальше жаловался. Думая, что существует справедливость, правда. Писал я телеграмму на имя Всемирной конференции писателей Азии и Африки, прошедшей в Ташкенте, о том, что не имею жилья, так и привлек беду. И КГБ, и ЦК, и Союз писателей гоняли меня как собаку. Это было в ту пору, когда вашей славе не было предела, но вы не протянули мне руку помощи, а теперь вы терзаете мне сердце, восхваляя меня. ВСЁ НАМИ СКАЗАННОЕ - ЛОЖЬ. ВСЕ ЛОЖЬ. И В КНИГАХ ВРАНЬЕ. В ГАЗЕТЕ ВРАНЬЕ. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ВРАНЬЕ. ВРАНЬЕ. ВРАНЬЕ. Я УСТАЛ ОТ ВСЕГО», – пишет он. Этот разговор был после того, как Кунаева сняли с должности.

ПОЧЕМУ НЕ СТАЛ ПИСАТЬ БЕРДИБЕК?

Бердибек Сокпакбаев всей душой и сердцем был против советской власти. Особенно эту неприязнь он излагает в своем романе «Өлгендер қайтып келмейді», там автор через сарказм, пафос и издевку отражает реалии общества. Это произведение хоть и вышло в свет, было подвергнуто жесткой чистке. Многие фрагменты не прошли барьеры цензуры. «Я не писал неправду. Всю правду исказили, на печать не дали. Чем писать неправду лучше вообще не писать» кажется решил для себя писатель. Потому что каждому, кто спрашивал: «Почему не пишешь?» он отвечал именно так. Но писатели не верили, что он не занимался творчеством. Об этом Кадыр Мырзалиев пишет так: «Иногда наши пути пересекались, и каждый раз мы горячо приветствовали друг друга. В то время я работал в редакции журнала «Жулдыз». Он тоже бросил работу и занимался свободным творчеством. – Беке, что вы пишете? – спрашиваю я. –Что я должен писать? Ничего я не пишу. Лучше меня пьяницы! Они хотя бы похмеляются. Я не говорю, что совсем не буду писать. Я хочу писать. Но, об истине не дают говорить. А писать вранье я не хочу! – шутил он, но при этом говорил о наболевшем, – Я родился писателем, значит, надо заниматься творчеством. Как может писатель без письма?! Может! Но это трудно дается! Но выбора нет! Я ни капли не верил ответу Беке. Я до сих пор не верю. Бог знает, Беке писал о чем-то. Но после Всемирной конференции писателей Азии и Африки, пройденной в Ташкенте он сильно побоялся. Потому что после этого он подвергся преследованию КГБ. Вот в этом я не сомневаюсь. Но повторюсь, на то время он писал мощное произведение. Российские писатели свои запретные произведения публиковали за рубежом. Беке знал об этом хорошо. Думаете, он не пересматривал все возможные и невозможные пути? Бог знает, рассматривал. Хоть и не планировал публикацию, но закончить писать он планировал точно. Все летнее время он проводил на даче. И что он там делал, собирал сорняки?! Конечно, он занимался творчеством. Но, как говорится «враг не заставил себя долго ждать». Вредители все-таки докопались до его письма и в итоге они доконали его самого. Если мои догадки точные, то эту рукопись уже уничтожена! Что может быть хуже этого!.. В последние дни жизни Бердибек ушел в себя. Он сильно чувствовал накал угрозы!» – вспоминает поэт. Возможно... Может быть, он и писал... невозможно поверить тому, что творческий человек не прикасается к перу. Но если была рукопись, то где она?

«ОН НЕ ПОВЕСИЛСЯ, ЕГО ПОВЕСИЛИ...»

Вот так, в окружении Бердибека много недосказанности, неразгаданных загадок. Знающие его близко, люди твердят, что «Бердибек не был из категории самоубийц». У большинства есть мнение что «его возможно убили, а рукопись уничтожили». Особенно об этом горячо пишет поэт Кадыр: «Как бы то ни было, я не верю, что он мог покончить собой. Его смерть схожа смерти Сергея Есенина. Там тоже пахнет криминалом», – так он намекает на причастие других лиц.

Русские все-таки доказали, то что Есенин был убит. Так, они возвысили имя любимого поэта. А мы до сих пор так и не смогли оправдать Бердибека... Мы не услышали крик возвышенного сердца, которое рвалось на свободу. Только после того, как в 1992 году его тело нашли повешенное на яблоне, сломленный этим поэт Отежан Нургалиев сказал: «Своей смертью Бердибек, может быть хотел что-то нам сказать. А вы, скрыв его смерть, от народа скрыли его последнюю мысль. Вы посягнули на его свободу даже после смерти» ... в итоге поэт написал поэму «Мертвые не спят, почему дремлют живые?» («Өлгендер ояу, тірілер неге ұйқыда?»). Читая фрагмент из этой поэмы, можно задуматься о том, не находимся ли мы в пелене дремоты? ...

Марфуга Шапиян

Перевод Алии Кемелбековой

Поделиться: