Что говорит Мукагали о литературе?
Поделиться:
Что должен иметь поэт, чтобы быть поэтом?
Первое: Талант. Талант и образование, эрудицию. Диплом необязательно.
Второе: совесть, чтобы стыдиться сам перед собою, прочтя свои слабые вещи.
Третье: простоту. Пусть не гениальную, как у Пушкина и Абая, но простоту человеческую, чтобы быть понятным другим. Не умничать, не рассуждать, а воспеть!
Четвертое: интуицию. Чего не видят другие, увидеть и познать.
Пятое: труд, чтобы постоянно совершенствоваться.
Шестое: дух.
Мое здоровье оставляет желать лучшего. В данный момент не наблюдается каких-либо улучшений. Особенно тяжело в утреннее время. Будто на грудь падает камень, а бесконечная боль в правом боку под ребрами так и не стихает. То ли печень, то ли легкое… не знаю.
Сердце! Единственная опора – только оно.
17 февраля 1976 года
Глупые не те, у которых отсутствует талант, но при этом у них есть желание встать наряду с талантливыми литераторами, а те, которые измеряют свое творчество сегодняшним днем и своим ура-патриотизмом, оставляя желание идти дальше в сферу литературы. Глупые те, которые постоянно ищут «свободное место» в литературе. В сегодняшнее время талантливые люди в этой сфере играют низшую роль. Сейчас нашей литературе нужны поддающиеся рабы. Они, конечно, не могут не согласиться с каким-либо поворотом событий. Сегодняшние правила их вполне удовлетворяют. Пишут только с разрешением, работают так же. Принимают пищу, живут. Они – воспитанные. А как же… если в человеке бурлит талант, он хочет активно двигаться своим путем или даже выходит вне рамки, может что-то испортить. Вот в такое время рабы появляются из ниоткуда. Бессовестные, которые занимают место талантливых, и начинают приказывать истинным талантам. О, какое сожаление! Наверное, нет на свете больше сожалений, чем это.
1 октября 1974 года
Настанет ли тот день, когда литература очистится от сорняков?! Кто его знает… Литература сегодняшнего дня не считается литературой настоящих талантов, это бессмыслица наглых и шустрых, земляков и знакомых, трусов.
Если в литературной среде замечается какой-либо аферист, он обязательно потянет своего Санчо-какого-то критикана. Тот самый «критикан» будет волочить свои ноги в этой сфере до определенного времени. Будет стараться кому-то угодить, кого-то шугать (так как, сам зашуганный), и только потом посмотрит по сторонам: нет, оказывается нельзя просто так оставить это, позже выясняется, что он с помощью своих бестолковых партнеров без стыда своего шагнет в большую литературу и начинает писать свои произведения. Вот поэтому, каждый месяц в нашей литературе появляются новые имена, но такие неизвестные, загадочные «звезды». А мы даже и не замечаем, что наша плодородная земля вырастила еще одного сорняка.
Мы объявляем войну против всех бестолковых! Разоблачим всех их соратников! Ну поймите, наконец, наша литература задыхается!
6 октября, 1974 года
Господи, сколько же у нас писателей и поэтов? У всех есть желание стать известными. Все хотят стать популярными в народе. Однако, их вовсе не интересует, что думает тот самый народ об их же действий.
Увы, но что стало с нашей литературой? Именно литература является содержателем всех: талантливых, бесталанных, пенсионеров и других. Вот приходят молодые люди со своими 2-3 стишками, только начинающие писать. Потом убеждаются в том, что не получится сочинить достойное произведение. А после всего этого они пробуют себя в другом направлении – они пишут прозу. Проза для них также подобно крепости, которую не могут взять. Уже доведенный до отчаяния человек начинает хвататься за критику. В поэзии и прозе трудно кому-то угодить, а критика – очень даже выгодная вещь. И вот, начинает действовать. Иногда кого-то невлиятельного (безопасного, безобидного человека) запугивает, таким способом становится «знатоком» нашей литературы. К тому же умудряется делиться своим мнением о литературе.
Мне хотелось бы исследовать всех сомнительных персон в литературе, откуда они, как попали в эту сферу, из какой кухни, под каким покровительством, какой у них пройденный путь в жизни, но, увы, времени недостаточно для этого…
Ведь всему есть предел. Ничто в этой жизни не вечно, каждому терпению есть предел, просто нужно подождать…
26 января, 1975 года
Литература не существует без художественной критики. Критика должна брать на себя ответственность многие вещи.
Критика должна быть и судьей, и адвокатом, а в нужное время строгим, жестоким обвинителем. В противном случае, литература напоминает общество первобытного строя. Каждый делает, что хочет, чувствуя, каков уровень своего знания. Боже мой, не перестают, не перестают удивлять. Во всем виновата эта критика. У нас нет нормальной критики. Существуют только угодливые льстецы. Они сделают все-угодно, чтобы похвалить влиятельных. Благодаря этому обеспечивают себе неограниченное место в литературе. Эти ура-критики не замечают разницу между художественным произведением и каким-то вздором. Для них автор остается на первом месте. Особо обращают внимание на их должность. А рядом с этими бессмысленными героями настоящие таланты постепенно угасают. Люди, у которых нет определенного взгляда на жизнь, не является писателем. Такой человек не достоин и звания гражданина, умеющего мыслить на высоком уровне.
Сейчас настоящий акын должен быть мыслителем, философом. Голая, бедная красота поэзии – как обнаженная девушка. На нее только можно удивленно смотреть. Задача поэта не состоит просто в описании чего-либо, но и нужно раскрыть всю тайну красоты, загадочности. Акын своего времени должен четко знать положение, происходящее в обществе, должен быть звездочетом общества, должен уметь справляться с недугами общества. В поэзии слово философ значит понимание всего мира, смысла жизни. Однако, не стоит быть хладнокровным или умником, просто нужно оставаться «инженером человеческой души».
16 февраля, 1976 года
(Мукагали Макатаев. Дневник, Алматы: Жалын, 1991)
***
«Тағы да Мұқағали: Жүрегім – Африка, бауырым – Кипр, миым Мұзды мұхиттай»...
Отрывки из «Дневниковых записей о литературе» кандидата филологических наук, доцента Акжола Калшабека.
Поделиться: