Что ожидает казахов?

Поделиться:

26.10.2016 1709


 


 

Райымжан Марсеков


 

Недавно некий житель Айгыржалской волости Семипалатинского уезда просидел в тюрьме Семипалатинска четыре месяца. Почему он там сидел, кто осудил его на четыре месяца, по какому поводу? О том осужденный человек ничего не ведает. Знает только, что как-то пришел урядник, сказал: «Будешь четыре месяца в тюрьме сидеть», и ушел восвояси. Что это за дело, кто его организовал? Организовал сие свой же аульный люд; на четыре месяца в тюрьму определил бедолагу местный бий, а то, что приговор изустно вынесен в присутствии обвиненного, ложно засвидетельствовал аульный старшина. Правда же в том, что человека огульно обвинили в краже верблюда, его даже не вызывали к бию, приговор просто отметили в тетради, и таким образом бий и старшина наказали совершенно безвинного своего сородича.


 

Братья старшие и братья младшие, что по этому поводу думаете, что сказать имеете? Что это  за доблесть такая и насколько человечен такой поступок? Кто-нибудь видел доселе или слышал о таком возмутительном судилище. Знавали мы биев, которые позабыв Бога, по продажности души, одну сторону перед другой за мзду на колени ставили. Такое неправедное решение обычно опротестовывается, и при всяком случае оставалась хоть какая-то надежда на новое, справедливое решение дела. А вот такое тайное и на скорую руку организованное судилище я вижу впервые.


 

Наши бии решили последовать 17-й статье Степного положения. Если этих же биев по той самой сослать на каторгу, видит Бог, волком бы завыли, запричитали бы, что безвинно осуждены, что над ними свершен судебный произвол. И глядя на их же неприглядные дела, невольно задаешься вопросом: что наш казахский народ думает, куда он путь-дорогу держит, видит ли осознает ли, какая судьбина ждет его в недалеком будущем?


 

Нынче у казахов редко увидишь, чтобы два достойных человека были в ладу между собой. Наши «лучшие» люди мало помышляют о том, чтобы радеть за собственный народ, быть ему защитой и опорой, а все усилия устремляют к тому, чтобы досадить друг другу; а чтобы честным трудом достичь достатка и положения в обществе, о том в народе и мечтать перестали.


 

Все чаще нам видится иная картина – как судьи неправедным решением потворствует богатым и хватким. Бедный человек нынче и собственной жене не хозяин. Доведется иной женщине повздорить с мужем и покинуть дом, как тут же поблизости находится влиятельный нечестивец, готовый заблудшую к рукам прибрать. В последнее время не редкость случаи, когда бедных женщин от мужей отбивают, чтобы пристроить к другому за калым и иное вознаграждение.


 

Одно дело, если бы та горемычная от мужа терпела обиды и спасалась бегством от побоев или чего иного. Благое дело такую женщину добрым словом ободрить и советами помочь. Но наживаться на чужой беде, на слезах ближнего себе радость искать. Разорять чужое гнездо, а несчастного хозяина лишать семьи – это ли не позор и это ли не повод для скорбных раздумий.


 

Правды не сыскать, человечности и подавно, бедняки не то что свой скот и нехитрый скарб, но жен и детей защитить не имеют возможности – что за горестные времена настали для казахов…


 

И этот несчастный люд, который видит все это зло, но вынужден терпеть, ибо не знает пути, как его одолеть – есть ли у него будущее, станет ли он (достойным) народом когда-нибудь?


 

Молодая поросль, на вас лишь надежда, только вы можете продвинуть свой народ по дороге развития и направить по верному пути, ибо надеяться на нынешних «лучших» людей степи не приходится, пуще огня следует бояться их.


 

Учиться и учить, овладевать знаниями, жить посильным трудом – вот к чему следует стремиться казахам, только тогда они просветлеют разумом и только так станут полноценным народом.


 

Перевод Б. Какенова

     

Поделиться:

Самое читаемое