В поэзии дорого только Завтра!
Поделиться:
Когда пророка Мухаммада спросили, как правоверным следует относиться к поэзии, он долго думал. А потом сказал: "Среди поэтов тоже бывают хорошие люди". Да, сегодня мы будем говорить о поэзии, а это статья о выдающихся поэтах второго десятилетия независимости, которые внесли свой вклад в развитие казахской литературы своими прекрасными произведениями. Условно можно назвать ее литературой «среднего поколения». И в этой статье хотелось бы кратко рассказать о лучшей десятке, выявленных по мнению читателей, поэтов. Мы старались перевести стихотворения поэтов, не меняя его основной смысл.
Акберен Елгезек – современный поэт, который создал особенную модель стихотворении в мире поэзии. Обладатель государственных молодежных наград «Дарын» и «Серпер», автор нескольких книг и грандиозных стихотворений.
Знаменитый поэт Тыныштыкбек Абдикакимов, посвятив статью Акберену, назвал ее «Грусть, которая смеется улыбаясь». Всем ясно, что грусть не смеется, и даже человеку трудно смеяться когда его наведывает грусть. Так что же первый поэт хотел сказать о втором?!
Моими закрытыми глазами кто-то
Сидит и плачет...
Таков его смех.
(Менің жұмық көздеріммен бір кісі
Жылап отыр...
Сондай оның күлкісі.)
Как вы представляете эту картину, человек плачет с закрытыми глазами, но оказывается, что это – его смех. Разве слова смех и слезы не являются противоположными?
В этом же стихотворении мы сможем увидеть следующие строки:
Когда он съеживаясь мечтает,
Я спокойствие свое совсем теряю.
Живу я в углу одной точки,
Его же сны я вижу ночью.
(Ол қиялға берілгенде бүрісіп,
Менің мүлде жоғалады тынышым.
Бір нүктенің мекен етіп бұрышын,
Оның түсін мен көремін түн іші.)
Нельзя не сказать о том моменте, что он фантазирует, съеживаясь. Фантазия – это такая яркая вещь, где человек может думать обо всем на свете, понятное дело, что ты не будешь фантазировать о плохом. И тут появляется вопрос, так почему же он съеживается? Жить в углу одной точки, если смотреть с точки зрения обычного человека, то мы ничего не находим в этом выражении. Но, если подумать логически, то точка – круглая. Даже сейчас, вы можете увеличить масштаб своего экрана и убедиться что она круглая. А теперь, найдите мне угол этой точки... Мы привели примеры с тех стихотворений которые полностью доказывают нам, что Акберен – поэт контраста.
А теперь, начнем листать «Страницы ночи» Токтарали Танжарыка. В книге собраны стихотворении поэта, написанные в течении десяти лет. Благодаря тому, что в каждом стихотворении указано в каком году оно было написано, мы сможем сравнить стиль молодого поэта и поэта среднего возраста.
Самое первое стихотворение «Қоштасу» было написано в 1997 году. Если привести с него пример, не сложно заметить, что это стихи только начинающего поэта:
Одной ночью умеренной осени,
Дарила луна всем свои лучи.
Ни у кого нет настроения,
Есть только облик скорби.
(Самарқау күздің бір түні,
Жан-жаққа шашқан ай нұрын.
Бәрінің кеткен сүлкіні,
Бейнесі бар қайғының.)
Так же, мы видим, что рифмы здесь совпадают и он простыми словами описывает обстановку прощания. Эти строки весьма неплохи для пятнадцатилетнего поэта.
Почти во всех его произведениях в этом сборнике можно увидеть глубокую скорбь, которая навевает неземную грусть. Давайте прочтем отрывок стихотворения автора написанное в более взрослом возрасте:
Среди молчания и крика
Один лишь путь... – бесконечно долго длился
Будто в закрытую книгу воображения
Спрятали одну нежную руку
Как увядший лист одинокого дуба
(Үнсіздік пен айқайдың арасындағы
Жалғыз аяқ соқпақ...
– ұзыннан ұзаққа шұбалған.
Бейне, ашылмаған
Қиял кітабының ішіне
Бір нәзік қол жасырып,
Жалғыз тал емен жапырағындай қуарған.)
Тема стихотворения та же, но тут уже более красочными словами и сложными рифмами. Здесь не присутствуют слова горе, скорбь или грусть, автор передает эти чувства через блеклые листья дуба.
Как говорят в народе: «поэтами не рождаются, ими становятся». Бесспорно, что поэзия это дар, который бывает в натуре человека, в его костях. Но есть те, кто смог развивать этот дар, и есть те у кого это не получилось. Мы видим что в течении десяти лет поэт оттачивал свой талант. Не потерял его.
Поэт, который не думал что станет поэтом. Она пишет стихотворения о любви, в которых полно грусти и печали. Она просила у Бога лишь снежное настроение, но Бог обделил ее не только снежным но и смежным, между любовью и печалью, настроением. Это – Куралай Омар. В ее стихотворениях мы сможем увидеть огромную любовь вместе с каплями томления:
Сжег горло мне огонь сожаления,
Когда я взглянула на старую тетрадь.
На белой бумаге – навсегда твое имя,
Но облик в памяти не вернуть уже вспять.
(Өкiнiштiң оты өртедi өңештi,
Үңiлгенде дәптерiме өңi ескi.
Ақ қағазда есiмiң – мәңгi өшпес,
Жадымдағы бейнең бiрақ көмескi.)
Она помнит его улыбку, и свое душевное состояние передает следующими строками:
Только помню... Не забыла твой смех,
А в глазах неисчисляемый жемчуг.
Врассыпную белый шторм в моем сердце,
Все прекрасно снаружи даже если.
(Тек есiмде… Ұмытпадым күлкiңдi,
Жанарыма сансыз маржан iркiлдi.
Жүрегiмде астаң-кестең ақ боран,
Жадыратып қойғаныммен сыртымды.)
Ее душа буквально разрывается на части, в ее сердце буря, даже если снаружи она радуется. С помощью ее творении, мы в который раз убедились что любовь дарит не только радость и наслаждение, но в то же время заставляет страдать. По ее словам у каждого человека своя вселенная, а стихотворения это – надпись ее сердца, дневник ее душевного состояния.
Литература берет свои плоды из жизни, из бытия, но не в готовом виде, а в виде сырья. Жизнь богата, но она не дает готовый сюжет, характер человека для какого-либо произведения. Любой материал превращается в литературу только тогда, когда автор добавляет туда свою идею. В произведениях Ерлана Жунис мы замечаем прекрасное идеи, использование образа, где и логика, и содержание едины. В следующем стихотворении он делится с явлениями природы своими переживаниями и мыслями:
Упавшую звезду, прошедшую девушку наблюдая,
Я ждал ее, у ожидании нет конца и края.
Сколько время подскажите мне листья,
Сколько время подскажи мне бабочка рая?
(Аққан жұлдыз, өткен қызды бақылап,
Күттім оны, күттім оны не керек?!
Сағатыңыз қанша болды, жапырақ,
Сағатыңыз неше болды, көбелек?)
Он умеет видеть мир, и показывает его по своему. Философскую лирику поэта можно прочесть на одном дыхании. Он умеет искать, ведь искать стихотворения – искать саму жизнь! Вечность...
Представитель интеллектуальной лирики, известный поэт Бауыржан Карагызулы найдет путь к сердцу любого читателя. Его стихотворения в основном начинаются с обращения, он посвящает их дорогому для него человеку, земле, любви.
Выше, мы уже говорили что любовь двойственна, она дарит и радость, и страдание. В стихотворениях поэта мы можем увидеть все части любовной лирики, начиная от предчувствия любви:
О, почему же я не спал всю ночь?
Ой, боже, с меня ничего ведь не выйдет.
О, почему, почему я все думаю о Вас?
Неужели, я и вправду влюбился?!
(О, неге ұйықтамадым түніменен?
Ой, тоба, түк шықпайды түбі менен.
О, неге, неге Сізді ойлай бердім?
Қалдым ба ғашық болып шыныменен?!)
Здесь автор еще полностью не осознал, что он влюблен. Он еще стоит перед вопросом «Неужели я влюбился? Почему я так часто думаю о Вас?». Это и есть предчувствие любви. Следующим испытанием для автора будет донести свои чувства возлюбленной. Он передает их этими строками:
Гул моей души
Возлюбленной духа –
Ты была.
Ты была поэзией, читаемой в голосе неба.
Я твою милую, милую грусть
Вижу глазами чувств...
Мой цветок...
(Жанымның уілі,
Рухымның ғашығы –
Сен едің.
Сен едің аспанның үнінде оқылған жырым.
Мен Сенің сүйкімді, сүйкімді мұңыңды
Сезімнің көзімен көремін... Гүлім...)
Это разве не идеальная любовь?! Он сравнивает ее с гулом души, с возлюбленной духа, ведь для идельной любви нужно чтобы влюбленные были близки по духу. Для поэта самое сокровенное это – его творения, он сравнивает ее с поэзией, которая читается в голосе неба. Даже ее грусть для него кажется милым, и он смотрит на них глазами своих чувств. Как говорит Эльчин Сафарли «В любви не только можно, но и нужно верить в невозможное, невероятное, а также в неправдоподобное, немыслимое, недоказанное».
«Дороги с отстоявшейся росой» проходит поэт Ырысбек Дабей. Его литературная деятельность поражает своей многогранностью:
Загрязненные улицы,
Уставшие улицы...
Как неудача они тяжелы,
Как прекрасная надежда, побеги расцвели
Протягивает апрель пальцы свои.
(Көшелер кірлеген,
Шаршаған көшелер...
Маңдайдың сорындай ауыр,
Бұтақ та бүрлеген, қиялшаң үміттей
Саусағын созады сәуір.)
Своеобразие культуры постигается через его язык. В своих стихотворениях автор через слова передает реалии казахского народа, связанные только с его религией и фольклором. Его особенность в правильном использовании национальных колоритов, как например в следующем стихотворении автор приранивает поэзию с тканым орнаментом:
Дикие как оазис места
Поэзия – орнаментом тканым покрыта
Моя история резана на камни голубые
(Жазира жапан түз
Жамылған кежім – жыр
Тарихым қашалған тастарға көгілдір.)
Если вы хотите познать историю, узнать о городах, о поэтах тогда я советую Вам прочитать поэзию Ыкыласа Ожай. Он известен как журналист, автор научных статей, как редактор. Но в сознании своих современников он прежде всего поэт. Читая стихи автора, сложно не обратить внимание на его интеллектуальность. От них веет запахом полыни:
Мое горе осело в струнах кобыза,
Я опять загрустил.
Траурный как Асан, убитый как Коркыт
Гостинцем старика я был.
(Қобыздың қылына қайғымды тұндырып,
Тағы да мұң шалдым.
Асандай азалы,
Қорқыттай қазалы cарқыты ем бір шалдың.)
Обратим внимание на то, что в строках поэта говорится не только о горе, оседавшее в струнах кобыза, но и об Асане, Коркыте и о бытие казахском.
Пусть воспламенится характер Махамбета,
Пусть проснется мой дух разбросая огонь,
Ты живи, моя натура серой полыни,
Ты живи, святое благородство мое!
(Маздасын Махамбет мінезім,
Оянсын рухым от бүркіп,
Сен жаса, боз жусан болмысым,
Сен жаса, бекзада тектілік!)
У него есть характер Махамбета, дух народа. Оригинальность, мощная энергетика, вера в свое благородство – вот что отличает поэзию Ыкыласа Ожай. На мой взгляд, это один из самых талантливых казахских поэтов.
В поэзии Уларбека Далей вы сможете услышать голоса тюркских мотивов и восточных ритмов, что затронут струны вашей души. Поскольку именно литература сейчас старается завоевать читателя, приветствуется чтобы автор был не только поэтом, но и примерным гражданином, который может рассказать об истории своей страны:
Великого востока стал он основой,
Старый мой город, как Кагба он святой!
Поглощая печаль шумит побережье вдоль Чуя.
(Ұйытқысына айналған бұл ұлы шығыстың,
Киелі Қағбадай ежелгі қалам-ау!
Шу бойы шер жұтып, шулайды жағалау.)
Египетская литература, одна из первых литератур мира. И в поэзии автора мы замечаем символы египетской поэзии. Естественно, Древний Египет был известен в Европе и прежде - в частности, благодаря своей античной истории и царице Клеопатре, но это был Египет. Комплектный образ великой культуры…
Причитались песней кончика пера,
Лунные красавицы древнего Египта.
(Жыр болып сыңсыған қаламсап ұшында,
Ай маңдай сұлулар ежелгі Мысырда.)
Находит ли поэт лечение для своей души? Нет, он сыпает соль на яд. Поэзия для него как внутренняя волна души, его таинственный голос, а стихотворения это – стремление этого голоса к бесконечности.
Мирас Асан – молодой поэт, который стал избранным для многих читателей. Для него стихотворения дороже его жизни, в этом мы можем убедиться в следующих строках:
Не задавай мне вопрос «почему»,
Вспоминаешь всякое ты к чему...
А зачем же мне писать стихи,
Ведь стих и есть вся моя жизнь?
(Сауалыңды сұрамағын «неге» деп,
Қайдағыны түсіресің неге еске...
Осы маған өлең жазып не керек,
Өмірімнің өзі-ақ өлең емес пе?)
Уходя от неприглядной действительности, поэт погружается то в мир неясных видений и фантазий, то в прекрасное небо освещая весь путь звездами, то в душную сферу каких-то изломанных и болезненных переживаний. В его стихах на каждом шагу встречаются необычные, причудливые образы. Так, стихотворение о встрече начинается строкой:
Балованному ветру дать лоб целовать,
Семикратного неба касалась моя гладь.
Из всех звезд он мне дорогу стелил,
В мое сердце вместил он весь мир!
(Маңдайымды ерке самалға сүйгізіп,
Төбемді жеті қат Көкке тигізіп.
Жұлдыздың бәрін жолыма төсеп,
Жүрегіме бүкіл Әлемді сыйғызып!)
Я считаю, что Мирас Асан – романтик. Как говорил Белинский: «Романтизм есть вечная потребность духовной природы человека: ибо сердце составляет основу, коренную почву его существования, а без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак».
По мнению дипломанта международного фестиваля «Шабыт», автора книги «Сен жыламашы» Айжана Табараккызы никто не бросает стихи, стихи бросают их. Огромное количество поэтов оставило после себя богатое наследие лирических произведений. Да, тема любви в поэзии будет постоянно приобретать новизну, поэты будут воспевать новые идеалы. Поэт делится своими тайнами с ноябрем, с природой:
С собой наедине остаюсь я когда,
Не успокоив, Ноябрь, ушел ты куда?!
Уставшей от одиночества души моей,
Нету страха чем это, больней.
(Өз-өзіммен қалған кезде оңаша,
Жұбататын қайда кеттің, Қараша?!
Жалғыздықтан қажып біткен жанымның,
Одан өткен қорқынышы жоқ аса.)
Каждому времени года у автора свойственны определённые настроения. Она говорит подлинным языком сердца. Читая ее стихотворения, я почему-то вспомнила лирику Ф.И.Тютчева. Тютчев говорит о временах года, находя во всех отражения разных состояний его души и всегда в каждом свою прелесть. Так же и Айжан Табараккызы. Она больше всех пишет об осени, наверняка, это ее любимое время года:
Плачет сердце, думая о прошлом...
(Будет плакать и утихомирится в конце).
Был единственным свидетелем этого чувства
Непонятно но я так жажду осени...
(Өткенді ойлап жүрек тағы жылады…
(Жылай-жылай ол да ақыры тынады).
Болғаннан соң жалғыз куә сезімге,
Күзге аңсарым ауады да тұрады…)
Как говорил поэт, прозаик Валерий Брюсов: «В поэзии дорого только Завтра!». И только в том случае, если все поэты пойдут навстречу жизни, навстречу будущему, их талант достигнет полного развития.
Балнур Кызырбеккызы
Поделиться: