Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
(Адеби сын) "Звезда над аулом большая" Дулат Исабеков.

27.09.2016 140

(Адеби сын) "Звезда над аулом большая" Дулат Исабеков.

Дулат Исабеков. Эхо легенды Ай-Петри: Повести и рассказы, пер. с казахского. – Астана: Аударма, 2012. – 567 с.

Без малого 50 лет, почти полвека странствуют в литературной вселенной произведения Дулата Исабекова – рассказы, повести, романы, пьесы, киносценарии. И находят во времени и пространстве своего читателя, своего слушателя, своего зрителя. Разумеется, вначале у себя на родине, а затем, через соответствующие переводы, в ближнем и дальнем зарубежье.
А начиналось это литературное странствие (ибо писатель всегда странник по бескрайним просторам человеческой души) с малого рассказа «Жолда» – «В пути» (1963 г.) и небольшой книжкой «Бекет» (1966 г.).
С самых первых своих произведений Дулат Исабеков был и остаётся верен одной теме. Это тема и образ «маленького человека», волею ряда житейских обстоятельств вовлечённого в стихию непредсказуемой жизни. Той самой жизни, которая всегда и везде существует вне принципов логарифмической линейки. А точнее, сам писатель в силу большого таланта воспрепятствует тому стереотипу мышления, который на корню уничтожает своеобразие, непосредственность и первородность художественного замысла. Это аксиома. И по Антону Чехову, и по Василию Шукшину, и по Фазилю Искандеру. И по Дулату Исабекову. Всех их объединяет действительно маленький человек, но большой и благородной души, внутренний мир которого благодаря воле Мастера раскрывается не сразу, а через, казалось бы, незначительные детали и опосредованно через здоровый, национальный юмор и иронию, и затем уже через внутренний монолог героев и персонажей талантливой прозы Дулата Исабекова. Таков юный Каиркен и благородная Салтанат из повести «Гаухар Тас», таков могильщик Молчун-Тунгыш, который в силу природного такта остался верен предназначению Человека. «Если ты хоть однажды посягнул на чью-то невинную жизнь, сломал чью-то волю, разорил кого-то, – пусть не вспоминал об этом никогда, – перед лицом смерти вихрь поднимется в душе. У престола Аллаха ты уже не сможешь лгать и притворяться, будто не слышал шёпота осуждения и не подозревал, что где-то и когда-то был несправедлив. Нет, совесть не зажать в глухом углу памяти, не отмахнуться и не прогнать камчой. Она придёт к тебе и поселится в твоём сердце, сжигая последние твои дни. И думай тогда о ком и о чём угодно, делай добро и оказывай милосердие – не снять камня с души! И как жаль, что человек это понимает слишком поздно». Вот кредо и лейтмотив писателя, который посредством героев своих произведений говорит читателю об этом.
Каратау, Сайрам, Боген, Арысь – вот далеко не полный перечень мест обитания литературных героев Дулата Исабекова. Они, как правило, сторонятся власть имущих, но когда находятся в своём кругу, в кругу аулчан и курдасов-погодков, то здесь благодаря мастерству писателя открывается такой простор раскрытия характеров и буйства чувств, что я как читатель невольно желаю быть среди этих персонажей, окунуться в их среду обитания, где меткое слово, высказанное с шуткой и прибауткой, всегда дороже, ценнее и выше назидательной морали, двойного стандарта и лицемерия.
«Небоскрёбы социализма», «Новоселье в старом доме», «Страж покоя», «Конфронтация», «Женитьба Бонапарта», «Поздней осенью до весны»… Читая эти и другие рассказы однотомника «Эхо легенды Ай-Петри», не раз и не два задумаешься: как надо любить свои родные места и людей этих мест, чтобы с любовью и нежностью так описать их! А недостатки земляков сделать их достоинствами, смывая ту грань, когда по одну сторону сюжета положительные герои, а по другую – отрицательные персонажи.
Пространство степи, окаймлённое грядой Каратау, – вот творческая авансцена, где рождаются, живут, любят, негодуют, смеются и плачут, теряют родных и близких и умирают герои Дулата Исабекова. Но всегда – в рассказе, повести, романе – дарят читателю незабываемое чувство сопереживания.
Пёс Каблан, своей судьбой подтверждающий известную формулу жизни – «хорошо, когда собака друг человека, но плохо, когда друг человека – собака». Старик Токсанбай и внук его Ергеш, своей нравственностью победившие в неравной схватке вора и бандита Омаша. Дети аула военной поры Онгар, Еркинай, Кулман, Зергуль. Пожилые горожане, но также выходцы из аула Айторе и Зейнеп. Страж аульного покоя Демесин и бедолага Есиркеп. Киеван и Кыжымкуль, уходящие от лишений судьбы в грёзы кокнара. В этой галерее образов и персонажей, чётко и выпукло проступающих сквозь канву повествования, всегда есть место прекрасному земному.
Надо сказать, сюжеты этих произведений ничем особо не связаны с так называемым политическим строем реального мира. И только по имени, данному новорождённому казаху согласно моде к новым веяниям, можно определить, социализм или капитализм в райцентре и в ближайших аулах. А когда стирается так называемая грань между городом и аулом, то в пылу рвения и подобострастия можно действительно дойти до высот аульного небоскрёба. Так и случилось с героями рассказа «Небоскрёбы социализма». Простая земная жизнь с её хлопотами и заботами, печалью и радостью, стылой зимой, когда «лисьим хвостом метёт в степи позёмка» и «южная весна всегда лежит под снегом».
Да и аул исчезает в нашем противоречивом XXI веке, и если совсем не исчез, то уже и не тот он, аул, что питал своими сюжетами, образами, характерами целое поколение казахских писателей, ровесников и современников Дулата Исабекова. В транзитный период нашего бытия (кстати, одна из повестей однотомника так и названа – «Транзитный пассажир») остаётся только память, великая память в наших сердцах и в наших душах. Она и помогает читателю XXI века воспринимать повести и рассказы Дулата Исабекова «от частного к общему». Она и открывает интонационным ключом врата Вечности, где хранятся на будущие века наше культурное наследие, наша хрестоматийная классика – прошлая и вновь обновляющаяся.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые