Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Габиден Мустафин и гуманность

14.06.2017 6155

Габиден Мустафин и гуманность

«Я писал правду и только правду»

Г.Мустафин.

Творчество Габидена Мустафина – это яркое литературное наследие ХХ века. Он один из тех классиков, кто соткал золотую эпоху отечественной литературы.

Габиден Мустафин родился 13 (26) ноября 1902 года на берегу Нуры в местности под названием Сартобе, недалеко от посёлка Токаревка, Акмолинской области в семье кочевника.

Главным учителем писателя была сама жизнь. К каждому своему труду он подходил крайне ответственно. Писал о жизни, писал честно. Вся его самобытность, характер и аккуратность отражалось в его творчестве. «Отец был очень простым человеком. И его простота многих ошеломляла. Он был доступен для всех, с интересом и на равных общался с чабанами, с шахтерами, с министрами, академиками. Он как будто тысячу лет знал даже случайного своего попутчика. Чего-то показного в нем не было ни единого грамма. Спокойный, даже немного флегматичный, и весь как на ладони. Открытость, честность и простота – главные черты его характера», – так описывает его дочь, известный офтальмолог, профессор Жанар Габиденовна Мустафина.

«Особенность творчества Габидена – с самого первого ответственного шага он писатель, нашедший свою жилку, точно выбравший свою тему (путь)», – так оценивает его сам Мухтар Ауэзов. Для Габидена Мустафина писательское искусство было святым делом. Пустые историй не ложились сюжетом в его произведения.

По мнению Габидена Мустафина требования к писательству должны быть самыми высокими, без этого браться за литературу нельзя. «Настоящий писатель должен трезво оценивать свое творчество. Где надо плакать, автор должен в одиночестве пролить слезу, где радостно, подобно ребенку порадоваться от души. Если труд твой не вызывает в тебе душевный трепет, то и читателя оно не тронет. Если ты не мучаешься в поисках правильного слова, правильной мысли, не испытываешь счастье при законченной работе, то стоит ли браться за перо?», – говорит мудрец. По его мнению, истинный писатель, ценится полезностью своим произведением.

Первый рассказ в печатном издании «Сарсен и Мукаш» выходит в 1927 году, а через два года выходит целый сборник рассказов «Ер Шойын». В романе «После бури» писатель широко использует народный фольклор. Пословицы, крылатые фразы искусно легли в сюжеты романа. А широкую известность писателю принес роман «Шиганак». В образе Шиганак сконцентрирован весь трудящий казахский народ. Судьба земледельца, рабочего трогает читателя своей глубиной. Роман «Шиганак» выходит в свет в 1945 году. Это был для Габидена Мустафина по-настоящему годом Победы. Но беспощадные руки цензуры не погладили по головке за хороший труд. Как только роман был издан все газеты республиканского масштаба на перебой печатали статьи критики. Большинство не хотело признавать новизну в произведения, мало того людям хотелось опровергнуть правильности идеи романа. При издании романа «Караганды» также разразились дискуссии и выход книги в печать был приостановлен. Роман хотели исказить, заставить переписать, но писатель настоял на своем, и книга о жизни шахтеров издается. А роман «Миллионер» вызвал настоящую бурю не только на территории советского союза, но и за пределами страны. «Миллионер» сделал Габидена по-настоящему миллионером: миллионные читатели и друзья, из разных уголков планеты познакомились трудящимся казахским народом.

В своих трудах Габиден Мустафин хотел передать думы и переживанием народа. Писать о народе и для народа.

Писатели, друзья и современники

Габиден Мустафин и Габит Мусрепов были друзьями и близким по духу писателями. Их соединяли крепкие дружеские и братские узы. Совпадение иди не случайность мэтры Габиден и Габит родились в один год, и ушли в иной мир почти в одно и тоже время.

Писатели, гиганты внесли свой вклад в развитие советской отечественной литературы. Они в разные годы возглавляли Союз писателей, шли вместе с творчеством по жизни. Разные, но такие родные.

В 1985 году, кончина Габидена Мустафина, товарища, друга сильно потрясло, подкосило Габита Мусрепова, который ушел в тот же год. Гафу Каирбеков вспоминает, что стоя однажды у могилы Габидена Габит почти не слышно произнес: «Е, покоишься? Покойся с миром, скоро и я приду» ...

Последнее обращение писателя вроде письма вышло в свет в 1985 году в альманахе «Жалын». В нем Габиден Мустафин обращается молодому поколению.

«Милые мои! В этом году мы с Габитом сели в зябкую телегу старости, где надеждам и будущему нет места, нам уже по 83 года. Большая часть этого долгого жизненного пути, тех лет, полных зигзагов и перепутья, горести и радости, пронизанные борьбой и стремлением, были посвящены литературе. Впереди малая толика скудных дней. Помнится, недавно Габит в шутку сказал: «Прожить бы нам еще пару лет?» Кто знает, что нам суждено еще? Хочется еще пожить, познавать жизнь, созерцать...»

«Есть великое качество, которое делает человека человеком, это – стыдливость. Терпение, совесть, честь, стыдливость, учтивость – те качества, которые не могут быть друг без друга...»

В этом своем последнем напутствии, писатель затрагивает тему, касающегося казахского воспитания. По мнению мыслителя, такие понятия как обал (грех), рақым (милосердие), иба (учтивость), қанағат (довольство), борыш (долг) – это те священные составляющие человечности, которые не должны утрачивать свою силу.

В псолесловии аксакал говорит: «Молодежь! Мы возвращающиеся из торжества жизненного пути, а вы только собрались в путь. Жизнь скоротечна. Через 15 лет вы вступите новый ХХІ век. Самое бесценное, что вы можете унести собой туда это – доброта, милосердие и довольство малым!»

Алия Кемелбекова


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.