Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Музеи древнего искусства и технологий Великой степи

22.11.2018 296

Музеи древнего искусства и технологий Великой степи

Великая Степь, на территории которой располагается современный Казахстан, является свидетелем развития человеческой цивилизации с доисторических времен до наших дней. Оседлые ли, кочевые ли народы, населявшие степные земли, неизменно оказывали влияние на соседние территории, придавая их истории динамизм, обогащая их язык и культуру элементами, которые сегодня включены в культурные коды большинства евразийских, и не только, народов. Выйдя за пределы Степи, элементы степной культуры обрели свою самостоятельную жизнь и стали неотъемлемой частью основы мировой цивилизации. Так, свой вклад в мировую историю и культуру внесли, и, приручившая лошадей ботайская культура, и андроновская и бегазы-дандыбаевская культуры, превратившие древний Казахстан в крупнейший центр металлургии того периода.

Бесспорно, мировую известность имеет наследие, оставленное проживавшими на территории Казахстана сакскими племенами. До сих пор легенды и сказания о военных походах и уникальной оборонительной тактике саков, возникших в борьбе за независимость от персидских завоевателей, вызывают восхищение и вдохновляют на создание художественных образов. Сегодня шедевры искусства саков украшают экспозиции многих музеев мира.

Но не только умелыми скотоводами, земледельцами и воинами были древние народы, населявшие современный Казахстан. Племена аргиппеев, проживавшие в районе Мугалжар, оставили свой след в истории как искусные дипломаты. Геродот писал об аргиппеях, как о народе, почитаемом соседями священным. Именно к ним обращались правители соседних государств за решением об улаживании споров и конфликтов.

Приход тюрков ознаменовал собой новый виток евразийской истории. Возникая, расцветая и угасая, тюркские государства оставляли свой значительный след в экономическом, политическом и культурном ландшафте евразийской истории. Освоив пространство в широких географических границах, древние тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций.

Каждая, из существовавших на территории Степи культур, привнесла в общий ход развития, проживавших на этой территории народов, свои технологи, в их самом широком понимании. Будь то технологии организации кочевого образа жизни или строительства городов на пересечении торговых путей Великого Шелкового пути. Речь может также идти и как о технологиях оборонительного искусства, так и о дипломатическом искусстве. Юрта и войлок, сложносоставной лук и ювелирные изделия, кумыс и курт, музыкальные инструменты и народные традиции, - все это составные части технологической мозаики, отражающей особенность этой территории.

На современном этапе развития Казахстана традиционные техники передачи информации и уст в уста уже не справляются с общественным запросом на получение информации. Постепенно уходят в прошлое и традиции чтения книг, в особенности научного характера или научно-популярной направленности. Даже телевидение теряет постепенно свои позиции среди медиа-каналов. В этих условиях, одним из главных социокультурных институтов, призванных заботиться о сохранении наследия, становятся музеи. Именно музеи в общем культурном пространстве страны становятся тем особым механизмом, который способен стать «посредником» между современной культурой и историческим наследием.

В конце 2017 года в стране действовало 240 музеев, что в три раза больше, нежели 20 лет назад. Количество посетителей за этот период также выросло почти в четыре раза. Большую роль в возрастании интереса к музейным экспозициям сыграл целый комплекс подходов. С одной стороны, реализация программы «Рухани жангыру» стимулировала интерес к краеведческим музеям. С другой – внедрение новых практик функционирования музеев, например, таких как «ночь в музее», также способствовали росту популярности музеев среди казахстанцев. Тем не менее, количество казахстанцев, посещающих музеи, остается не слишком высоким. Причин может быть множество - от территориальной удаленности, до отсутствия времени, в связи с высокой загруженностью на работе или в учреждениях обучения. Принимая во внимание рост значимости интернет-технологий, уместным представляется перевод казахстанских музеев в виртуальный формат. В особенности такой подход востребован в отношении музеев, отражающих техники и технологии, имеющие значимость не только для какой-то отдельно взятой территории, но и для всех казахстанцев.

Качественно выполненная виртуализация способна не только придать казахстанским музеям второе дыхание, но и будет способствовать привлечению в Казахстан туристов.

Кроме того, придание музеям интерактивности, а именно, возможность принять участие в раскопках, самому изготовить войлочный ковер или создать своими руками ювелирное изделие в зверином стиле также будет способствовать росту привлекательности музеев. В особенности среди маленьких или молодых казахстанцев.

Наряду с виртуализацией музеев, настоятельным требованием современности является развитие цифровых технологий, поддерживающих общую инфраструктуру музеев. Гиды-роботы, технологии дополненной реальности и многое другое – все это не только сделает казахстанские музеи более интересными, но и будет способствовать развитию въездного туризма.

Леся Каратаева, доктор исторических наук,

главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые