Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
«Крылатая исповедь вольных сердец» на сцене Пирамиды

04.05.2019 365

«Крылатая исповедь вольных сердец» на сцене Пирамиды

2 мая текущего года в Государственном академическом русском драматическом театре им. М. Горького на сцене Дворца мира и согласия (Пирамиды) состоялась премьера музыкально-поэтической композиции «Крылатая исповедь вольных сердец». Постановка посвящена юбилейной дате — 125-й годовщине со дня рождения великих казахских писателей, поэтов и публицистов XX века — Сакена Сефуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Жанусугурова.

Глыбы казахского народа появились на свет в 1894 году и оставили после себя богатое литературное наследие. На их долю выпали трудные времена и сложные испытания — революции, гражданская война, строительство новой жизни. Они все пережили и выстояли, но остались людьми с чистой душой и добрыми помыслами, что прослеживается в их произведениях.

Авторы идеи и режиссеры-постановщики — Бекпулат Парманов и Людмила Крючкова.

Композиция была поделена на три блока относительно творчества трех казахских писателей и поэтов. Первый блок посвящен стихам С. Сейфуллина, второй — одному из первых произведений Б. Майлина «Памятник Шуги», третий — творчеству И. Жансугурова.

Стихотворную часть взяла на себя Л. Крючкова. Также она сыграла роль библиотекаря.

Людмила Крючкова

«У казахских просветителей, которым посвящена композиция общая судьба. Они принимали участие в строительстве новой жизни, затем были репрессированы, расстреляны и реабилитированы.

Трудности в подготовке были именно в выборе стихотворений, их очень много и было трудно остановиться на одном. На это ушло много времени, а начали мы готовиться осенью прошлого года (начало 119-го театрального сезона — прим.ред.)», — сказала режиссер-постановщик.

Бекпулат Парманов — главный режиссер театра М. Горького поделился своими впечатлениями от работы над постановкой:

Бекпулат Парманов

«Сегодняшний спектакль больше похож на литературно-поэтическую композицию, поэтический вечер. Поэзия — это философия, потому что под поэзией через слово передается тонкая мысль любого поэта и писателя.

Мы понимаем прошлое, когда начинаем читать соответствующую литературу и проникаться языком театра. Мы должны были во что бы то ни стало уважать общество и мнение аксакалов, соблюдать традиции и обычаи, которые на сегодняшний день кажутся дикими. Эти моменты наверное погубили глубокую и интересную молодежь того времени. Они были выдающимися людьми. Не все традиции и обычаи приемлемы. Одаренные люди тех времен понимали ошибки, но оставались людьми, писали о красоте души и были преданы своему народу. В их произведениях заключается послание для молодежи».

Русский театр обращается к истокам казахской литературы и драматургии несмотря на то, что это переводной материал.

Б. Парманов работал над вторым блоком композиции, а именно, он поставил инсценировку из повести Б. Майлина «Памятник Шуги».

Роль Шуги сыграла Айжулдыз Багланова, Абдрахмана — Досбол Кудабаев.

Данная повесть о трагической судьбе возлюбленных Шуги и Абдрахмана. Повествование ведется живо и проникновенно от лица аульного джигита — очевидца разыгравшихся событий. Абдрахмана сажают в тюрьму и красавица Шуга заболевает и умирает, но перед тем она успевает написать письмо своему любимому. Произведение отображает предреволюционный устой, несправедливость со стороны злостных феодалов Кажибая и Азимбая — главных виновников трагедии.

«На самом деле, у Беимбета Майлина было более 20 пьес, но мы не могли найти достойный перевод с казахского на русский язык. Так мы остановились на повести», — добавил главный режиссер.

При отборе актеров режиссеры обращали внимание на чистоту, так как люди былых времен были чистыми душой и открытыми в своих порывах.

Поэтому выбор пал в основном на молодых исполнителей, отличающихся своими искренностью и непосредственностью.

Художник-постановщик композиции Канат Максутов декорировал сцену в переплетении современного мира — экрана и школьных парт и поэтической стороны — воздушных занавесок и навесок.

Реакция зрителей была самая положительная, за финальной песней «Отан Ана» в исполнении Александра Лукашевича последовал шквал аплодисментов и буря оваций. Зал принял душевную и необычайно патриотичную музыкально-поэтическую композицию и дал высокую оценку актерам, режиссерам и всем причастным к постановке лицам.

Обложка: пресс-служба ГАРДТ им. М.Горького

Внутренние фото: автора


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Самые читаемые