Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Друзья и враги «Тихого Дона»

19.12.2019 172

Друзья и враги «Тихого Дона» 16+

В 1928 году популярный всероссийский журнал «Октябрь» опубликовал первую книгу романа «Тихий Дон», а в последующие два года увидели свет вторая и третья книги. Автору романа о драматической судьбе донского казачества в Гражданскую войну Михаилу Шолохову было всего двадцать три года.

Не безмятежно входил «Тихий Дон» в бурную реку тогдашней литературной жизни. Первым по-отечески добрыми словами о нем отозвался старейший писатель Александр Серафимович: «Вот это силища! Вот это реализм! Через год молодого писателя узнает весь Советский Союз, а через два-три года – весь мир».

Нарком просвещения писатель-публицист Анатолий Луначарский высказался кратко и красиво: «Бриллиант!». Восторженным глаголом выразил свои чувства Максим Горький: «Шолохов – талантливый писатель. Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Очень, анафемски талантлива Русь».

С восхищением встретили появление романа многие известные писатели и критики. У простых читателей «Тихий Дон» имел ошеломляющий успех.

Недолюбливали Шолохова некоторые коллеги из РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), особенно те, кому не давала спокойно спать профессиональная зависть. Не без помощи «друзей» после выхода первой книги в литературных кругах стали распространяться слухи о Шолохове как плагиаторе «Тихого Дона». Пришлось представить специальной комиссии рукописи, после изучения которых в «Правде» появилось официальное сообщение, что обвинение писателя в плагиате является ложью и злостной клеветой. Но рапповцы не унимались. Набил руку в тиражировании клеветы Федор Гладков, автор бездарного романа «Цемент», который многие годы пытались втиснуть в советскую литературу в качестве эталона произведений о рабочем классе – строителе коммунизма. Под постоянным обстрелом «Тихий Дон» находился в публичных выступлениях А. Фадеева, Ф. Панферова, В. Ермилова и других рапповских «вождей». Дело дошло до того, что Фадеев, ставший редактором «Октября», остановил публикацию третьей книги «Тихого Дона». Только встреча писателя со Сталиным при посредничестве Горького положительно решила дальнейшую судьбу романа. Весной 1940 года в журнале «Новый мир» были опубликованы последние главы эпопеи, совершившей к тому времени триумфальное шествие по свету.

Роман покорил миллионы человеческих сердец. Прославленные мастера мировой литературы высказывали свое отношение к творчеству Шолохова, к духовным ценностям, которые оно несет в себе. «Шолохов – давно уже классик, – отмечал известный шведский прозаик Лундквист, – и прежде всего благодаря “Тихому Дону”. Сила романа – в описании людей, потрясаемых столкновениями между старым и новым. Его героям присущ подлинно трагический размах, они способны в трудной борьбе одерживать победы над собой». Известный английский романист Джек Линдсей утверждает: «Обращаясь к более отдаленному прошлому, сразу вспоминаешь “Войну и мир” Толстого, единственное произведение, с которым можно уверенно сопоставить “Тихий Дон”».

В 1974 году, накануне 70-летия со дня рождения писателя, в Париже на русском языке вышла книжка советского языковеда Томашевской «Стремя “Тихого Дона”. Загадка романа» с предисловием и комментариями Солженицына, возглавившего постыдную кампанию о плагиате. Цель пасквилянтов – реанимировать давно ушедшую в небытие версию: автор «Тихого Дона» не Шолохов, а некто Крюков – заурядный писатель, написавший два-три рассказа и повесть, погибший в Гражданскую войну офицер врангелевской армии. Затем появилась целая дюжина новых кандидатов в Шолоховы. За рубежом Солженицын не прекращал травлю Шолохова, издал книгу «Бодался теленок с дубом», наполнив ее содержание грязью и клеветой. Зарубежные СМИ были в восторге: впереди 100-летие классика – так надо попытаться сбросить его с корабля современности. Велась массовая раскопка выдуманных фактов.

Удивляло то, что в родном отечестве это практически никого не волновало. Беспокойство проявили шведские и норвежские ученые (филологи и программисты-электроники). Они-то и решили разоблачить клевету, которая, как дамоклов меч, висела над головой писателя почти всю его жизнь. В 1978 году вышел труд скандинавов «Кто написал “Тихий Дон”», в котором подробно описывается большая работа по развенчанию литературных недругов Шолохова. Пересказать его даже кратко в рамках газетной статьи не представляется возможным. О роли ЭВМ в этом деле коротко и конкретно ответил руководитель коллектива ученых Гейро Хьетсо.

«Мистер Хьетсо, разве без электронной вычислительной машины ученым-литературоведам не видно было разницы в стиле моих произведений и произведений Крюкова?» – спросил Шолохов.

«Видно, – был ответ. – Но ЭВМ авторитетнее. Ученые могут проявить симпатии и даже предвзятость, в какой-то степени торопливость, а ЭВМ – нет. Нервы у нее железные, как и логика, и терпения ей не занимать. Я за такую работу, чтобы были неопровержимые факты. Научные!».

Полное поражение потерпели Солженицын и Томашевская в своем сражении против Шолохова. Капитуляцию они признали, но извиниться перед классиком ни мужества, ни такта у них не хватило. А может быть, устыдились, вспомнив древнейшую мудрость: «Никому не дано заслонить руками солнце».

Анатолий Захаров

Источник: istokirb.ru


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.