Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
Багашар Турсынбайулы. Абдрахман

26.08.2018 581

Багашар Турсынбайулы. Абдрахман

Оказалось, что перевод дело не легкое. Но, если начинаешь, хочется достигать больше и хоть как-то помочь развитию казахской литературы в русском языке. Когда после первого перевода я задавалась вопросом "Что бы еще перевести?", мне посоветовали перевести эту статью. В этой статье ярко выражены отношения между отцом и сыном, а именно Абаем и Абдрахманом (любимым сыном Абая). Здесь много научных фактов, и в то же время литературных окрасок. Надеюсь, что перевод удался.

Когда ты появляешься на свет, когда переступаешь порог этого мира, первым человеком, который радуется и делится этим счастливым событием, является отец. Сложно описать чувства отца, который радуется каждому шагу и достижениям своего ребенка. Как не возлагать надежду на сына, который во всем превосходит своих ровесников. Когда думаешь о сыне, который чувствовал надежду отца и упорно стремился осуществить её, можно ощутить чувство Абиша и Абая. Сломанная надежда, не является трагедией, которая внезапно изменила судьбу Абая. Абдрахман был лучшим примером достойного сына, которого любил весь казахский народ.

Абай, в возрасте тринадцати лет начал участвовать в светских делах и посвящал себя к правлению народа, но к тридцати годам понял, что ключом всего мира является знание. Среди казахов он был выше всех, но общаясь с русскими чиновниками, он осознал, что нужно обучатся. Таким образом, самостоятельно читал книги на русском, в Семипалатинске долгие зимы проводил время в библиотеке, оставаясь там допоздна. М. Ауезов в своей работе «Жизнь и родственники Абая» писал, что он особое внимание уделял к знанию, также: «в возрасте 35 лет начал изучать книгу, в то же время, он отправил второго сына Абдрахмана, учится в город Семипалатинск, который продолжил свой путь к знанию». В словах отца «Я отправил сына в медресе, чтобы он учился» лежит требование к сыну, чтобы он познал глубокое знание. Абдрахман оправдывает надежду отца. Неспроста стихотворение Абая «наука – твое вдохновение» характеризует его сына. Абай изначально отправляет его в далекие края познавать знание, не из-за его богатства, а из-за того, что он знал своего сына и верил в него. Поэт был особого мнения о нем. Он ярко выражает свои чувства в труде «Рахымшалу». Уделял бы Абай такое внимание ему, если бы знал, что сын не смог бы оправдать его надежду? (Помните, Хаким обучал талантливых и способных детей за свой счет). Поэтому, когда идет речь о знаниях Абиша, он не сын поэта, он сын всего народа. Главное, новой волной и источником этой волны является никто иной, а сам – Абдрахман.

В юные годы Абай болеет тяжелой болезнью, на теле появляются покраснения, и начинается лихорадка. Испугавшись от этой болезни, бабушка Зере и Улжан зовут Кунанбая, который находился в это время среди народа. По возвращению домой он видит больного сына и говорит: «Вся сила Абайжана была внутри него, а теперь она вышла наружу. Никому его не показывайте». В том же году Абая отправили учиться в медресе Ахмеда Ризы в Семипалатинск. Слова «Чтобы вы не ожидали, ожидайте это от него» остались нам в наследство. Этими словами отец испытывает сына, познает его. Эта традиция находит свое продолжение, когда Абай становится отцом. Когда человек по имени Наушабай прибыл в дом Абая, он спросил: «Абайжан, был ли человек, который тебе сказал благородные слова и был находчивым в своих мыслях?» на что он ответил примером из разговора с Абишем «Что ты выберешь, белое или черное?». Он был доволен ответом своего сына, и наверно этот момент можно назвать, что сын оправдал надежду отца. Абай никогда не хвалил людей без какой-либо причины, а здесь можно увидеть, как он гордится своим сыном.

«Абай жил во времена двух формации общества, когда казахский народ страдал от подданства» говорит Турсынжан Шапай. В начале двадцатого века начала процветать казахская интеллигенция, и в это же время Абдрахман начал уделять внимание к знанию и науке. Его разделяли 2-5 лет с Алиханом Бокейхановым и Ахметом Байтурсыновым. Абай говорил сыну «ты являешься началом нового» и тем самым чувствовал, что с ним растет новое поколение умных гениев…

Абдрахман всегда находился в степи, начиная со времен учебы и до того, как устроился на работу. Когда отдыхал, приходил на родину и участвовал в жизни семьи и народа. В романе «Путь Абая» также описаны портреты детей Абая, которые участвовали в жизни страны. «…чтобы раскрыть характер и описать действия Абиша были внесены некоторые истории. Он вернул свободу Дармену и Макену. Все эти события сильно отразились на Уразбаевых. «Не начав, отец уже привлек тебя к неудачам? Теперь вам с отцом нужно противостоять! Это ваш конец, только не надо жалеть!..». С угрозами Уразбай думал, что сможет испугать его, но это только усугубила ситуацию, и он ничего не смог ответить» (124 стр.). Эти действия раскрыли характер Абиша и в определенной степени расширили сюжеты события, которые являются совершенно разными по уникальности. Здесь мысли Абая описаны острыми, глубокими и резкими словами, а Абиш характеризован прямолинейным образцом молодежи, как в словах, так и действиях» говорит Талатбек Акимов в научном комментарии к роману.

Абдрахман начал учебу 1882 году в уездной школе в Семипалатинске, 1886-1889 годы окончил 5,6,7-классы в реальном училище имени Александра в Тюмени, 1889-1892 годы обучался в артиллерийском училище Михайлова в Петербурге. Окончил училище на отлично, получил военное звание подпоручика и в 1892 году был отправлен в артиллерию оборонительного гарнизона в Ташкент. В 1892 году вернувшись на родину, женился на Магрипе.

В памятках покойной Газель Жагыпаровны, потомка поэта от Магауии, говорится: «Абдрахман, второй сын моего дедушки Абая, был умен, как Чокан Валиханов… Была дочь, звали ее Рахила. Жена – Магрифа. От Рахилы были два сына и одна дочь. Оба сына погибли на войне. Единственная дочь – Ай. От Ай родились две дочери и один сын. Ай умерла. Её супруг Абдирахман Жаймурзин – ученый, был секретарём Союза писателей и секретарём обкома. Одна дочь Ай умерла. Остались Алия и Аманжол. Аманжол – ученый. Из потомков Абдрахмана остались только они».

Абиш умер 15 ноября 1895 года в Ташкенте, его тело привезли на родину и похоронили в Акшокы. Когда он был болен в Ташкенте, Магауия приехал из Семипалатинска и был рядом с ним. Абай, Магауия и Какитай написали несколько душераздирающих стихов из-за болезни Абиша (Абай посвятил несколько стихов Абдрахману от имени Какитая, которые начинались «Я, құдай, бере көр», «Тілім, саған айтайын». К. Мухамедханович говорит, что эти стихи принадлежат Какитаю. Так как у Какитая не хватало поэтического наследия, эти стихи, начиная 1933 года стали известны, как труды Абая. Нужно учитывать, что в сборник Какитая и Турагула, который вышел 1909 году эти стихи не были включены. С 1933 года в сборниках Абая есть стих под названием «Письмо от Какитая Абдрахману», тем самым данный труд был присвоен настоящему автору, Какитаю» говорит Бауыржан Ердембеков).

После смерти Абдрахмана, Абай изложил скорбь в своих трудах, который отличался и содержанием, и поэтичностью.

«… после смерти Оспана эта смерть стала одной из худших смертей для Абая. Для него сын являлся большим утешением в жизни. Смерть молодого сына, который не смог осуществить свои идеи в реальность, принесла отцу глубокую рану. Все его стремления к лучшему и весь смысл жизни Абая заключалась в его сыне. И вправду, все его упорные труды были только ради него, а его ранняя смерть вызвала у отца тяжелую горечь. Стихи, написанные в память Абишу, были еще более трагичными, чем стихи посвященные Оспану. Эта смерть пролила яд во всех его трудах и была отражена в стихах того времени» (М. Ауезов).

***

Стихи Абая, написанные после смерти Абдрахмана, описывают его реалистичный образ. В стихотворении мы находим точное описание, которое невозможно найти в документах или в памятках. Душевный мир Абиша, его достоинства и интеллект дошли до нас через перо отца, который является бесценным трофеем.

Первые три стихотворения наполнены скорбью, и заканчиваются словами «мы должны прийти к терпению». «Ты был наполнен честью и достоинством» на этом не заканчивается. Позже, он снова возвращается к тому, что «мы должны прийти к терпению». Это, вероятно, признак истинной скорби. Терпение – выявляется в первых ударах. После этого, не каждый способен совладать с горечью потери. Она съедает тебя изнутри, истощает. Но, в конце концов, ты принимаешь эту судьбу. У Абая нет привычки, проклинать Бога и жаловаться на жизнь. После этого он посвящал стихи сыну, который был даром от Бога, где описывал трепет сына к знанию, тем самым призывая себя к терпению.

Я такой же человек, как и все

Воспитавший своего ребенка

Человек не умирает из-за мечты

Значит, и я не умру.

(Іздеп табар жалғаннан

Бала берген пенде едім.

Пенде өлмейді арманнан,

Мінеки, мен де өлмедім.)

Мы видим отца, который был горд своим сыном и даже после его смерти мы видим, как отец делает вывод, что «живые не перестают жить». За этой ширмой терпения скрывается большая мечта и тяжелая утрата.

«Задача поэта не открывать новых эмоции, а придать старым поэтичность, найти и описать чувства, которых там нет» сказал Т. Элиот. Из этих стихов читатель видит Абая, как поэта, так и отца. Но поэт держит себя только отцом. Здесь Абай не видит себя поэтом. Но в поэзии описаны такие чувства, что другой поэт не смог бы донести ту скорбь, которую пережил отец. Здесь описана не только тяжелая потеря любимого сына, но и большая любовь к нему, надежды, мечты и планы поэта. Смерть близкого человека является самым тяжелым наказанием судьбы. Абай смог это вынести, каким бы болезненным она не была.

Возможно, из-за горечи потери он преувеличивает с образом Абиша. Но, по его мнению, он абсолютно справедлив. Потому что, никто кроме него не пережил это время. Никто не сможет почувствовать то, что он тогда чувствовал. Читая стихи Абая, написанные после смерти Абдрахмана, которым уже 123 лет, возможно, мы поверим в это, а может и нет. Но именно в тот момент, когда сердце Абиша остановилось, я верю, что не было души, которая не поверила бы словам отца. И даже суть не в этом. Суть в том, чтобы ценить человека, у него должно быть достоинство. Абиш этим и обладал. А кто это знает лучше, как не Абай?!

Способный подвиги свершать.

Он порывался все познать.

Был мудр, хоть юных полон сил

Он честь отца не уронил.

Зачем же от меня так зло

Ты, время, сына унесло?

Он был вестник нового дня,

Завершаю я прошлый век…

Тяжела утрата моя!

Больно… Старый я человек…

Горем сломлен я пополам,

Слезы горькие лью ручьем,

Будто кто меня по глазам,

Что есть мочи хлестнул бичом. (Перевод Ю.Нейман)

(Кешегі өткен ер Әбіш

Елден бір асқан ерек-ті.

Жүрегі – жылы, бойы – құрыш,

Туысы жаннан бөлек-ті.

Өнері оның жұрт асқан,

Ғылымға көңілі зерек-ті.

Аямаған ғаріптен

Қолдан келген көмекті.

Кісіге сідет жүктетпей,

Еңбекпен тапқан қоректі.

Біреудің қылған қарызын

Айтқызбай артық төлепті.

Боямасыз ақ көңіл,

Кірлетпей кетті жүректі.

Ойламаған өлімнен

Жасқанамын демек-ті.

Тағдырға тәбділ бола ма,

Сабырлық қылсақ керек-ті.)

В стихе есть все чувства и оценки поэта. В этих строках есть и Абай, и Абиш. Абиш душевно с обликом, а Абай душевно со своим горем и печалью. Даже описан его прадед, который в свое время был кажы. Но не ради него, а ради сына. Это является законом, а если сын растет похожим на своих дедов, для казахов это испытание. А быть похожим на своего деда – огромная честь. Значит и Абиш является настоящим эталоном. Но Абай смотрел на сына не только с одного угла. Абиш был выше всего, не переставал познавать весь мир и был великой личностью, который хотел поделиться своими знаниями со своим народом. Как он будет смотреть на него глазами казаха, который остался «среди двух общественных формации», где светоч науки еще полностью не загорел.

Абай скорбел по Абишу как отец. Но к терпению пришел как Абай. Потому что, сын тоже ждал свою судьбу с терпением. Когда он узнал свою учесть, принял ее, так как знал, что и отцу будет трудно услышать про его болезнь – в этом и была особенность Абиша.

Скорбя по Абишу, Абай не восхищался им со словами: «каким же был мой сын», как столетний старик, который многое пережил – даже если был молод. Отец принимал страсть сына к знанию как должное, хотя он был весьма умен для своих лет. «Он как комета на небе, озарил всех ярким светом, и неожиданно погас». Такая огромная потеря сможет опустошить каждого. Но способен ли человек жаждать знания, как он? Нет. Для таких людей, которые стремятся жить и познавать мир, жизнь ведь должна быть именно такой. Такой возраст не признает даже смерти.

Абиш – большая потеря для Абая. Вернее, Абиш, который ушел из жизни слишком рано. В жизни поэта теперь есть два образа Абиша. Живой и мертвый. Их может теперь связать только смерть. В поэзии нет точного образа смерти. Но есть его болезненная рана.

Если бы ты вернулся целым

Озаряя путь лучом

Но, не сбылась моя мечта

На полпути потерял тебя…

(Ел ішіне сау келсең,

Тағылым айтпас ер ме едің?

Жол көрсетіп сонда өлсең,

Арманым бар дер ме едім?)

Это и есть горечь отца. Не реализованная мечта, не завершенная поездка. Каждый стих, посвященный Абишу, наполнена страданиями отца. Такие произведения рождаются, когда человек душит себя слезами горечи и разбивается пополам. Поэт, ушедший на поводу чувств боли и страдания, не успевал думать, что такое поэзия. Кому, кроме стихов Абай расскажет о своей душевной боли, которая давит его душу, о своей печали тяжелой смерти, которое латает каждый стук его сердца горем, обрывая каждое волокно его нерва. Найдет ли он лучшее утешение смерти любимого сына, чем стихи?

Он скорбел о нем как отец, мать и как возлюбленный. Он знал своего сына целиком и полностью. Сравнивал его с великими героями и учеными мира.

Такен Алимкулов в своем труде «Жұмбақ жан» говорил: «мы знаем, что Абдрахман полностью познал таланты Абая и был одним из советников в его профессиональном пути. С ним же обсуждал научные и философские темы, даже прислушивался к его мнениям. С этого можно заметить, что Абай получал духовное удовлетворение от разговора с Абдрахманом». Значит, Абай потерял не только сына, но и духовного союзника, который был с ним наравне.

(Бермеген құлға, қайтесің,

Жұлынарлық ерлікті.

Ажал тура келген соң,

Шыдатпайды берікті.

Ғаріптікке көз жетті,

Алғаннан соң серікті.

Өмірін берген Құдайым

Ажалын да беріпті…)

(Перевод этого стихотворения я не нашла и переводить Абая я еще не в силах)

В казахской поэзии есть множество видов скорби и занимает особое место в жизни у казахов. Не просто скорбеть по близкому человеку, а донести обществу его образ и дать заслуженную оценку. Абай смог это описать с помощью поэзии. Абай изложил в стихах все муки, который пережил Абиш от начала болезни до последних его дней, но при этом не нарушил психологию умершей души.

«Можно сказать, что смерть сына является личной трагедией Абая. Однако именно в этих стихах описана другая сторона его мастерства» пишет в своих трудах Мухтар Ауезов.

Сейчас все его произведения доступны. Хотя мы знаем, что они являются наследием Абая, мы утешаем других или себя этими стихами, которые он написал после смерти Абдрахмана. Мы ведь и так в большой степени опираемся к творчеству Абая?!. Хочется верить, что со временем станет больше казахской молодежи, который будет стремиться познать и понять его труды…

***

Образ Абиша является мечтой для каждого родителя. Абай тоже это говорил. «… Человек не умирает из-за мечты, вот, значит, и я не умру». После смерти Абиша в Акшокы вместе с ним была похоронена мечта отца и всего казахского народа. Он стал и для нас мечтой – Абдрахман…


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые