Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев
Главная
Литературный процесс
«Близкие люди» Кирилла Николаевича

04.10.2018 300

«Близкие люди» Кирилла Николаевича

Недавно в Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеке им. Сабита Муканова (Петропавловск) состоялась презентация книги «Близкие люди». Аdebiportal.kz встретился с автором книги «Близкие люди», писателем, поэтом, руководителем областного литературного объединения им. М. Аверина Филоновым Кириллом Николаевичем.

- Здравствуйте Кирилл! Расскажите нам, пожалуйста, о себе, о своих интересах и увлечениях. Кто ваши родители?

- Я родился в 1987 году. Город Петропавловск - мой родной город, помню его зимние заснеженные улицы, помню детство, очереди в магазинах. В 1995 году пошёл в первый класс. Точные науки не любил с детства. Спорил с учителями. Мои родители - железнодорожники. Семья довольно-таки не творческая. И в творческую интеллигенцию подался только я. Предпосылки к этому были. У нас в родне писатели были, где-то в Кургане. Довольно сложно давать себе оценку? Человек, который живет в довольно прозаическом обществе, где вверх взяли материальные ценности. Нет, материальные ценности - это не плохо, только у нас жуткое отношение к этому. Мы не умеем адекватно реагировать на проблемы общественные. В нашем обществе нет элементарной толерантности, уважение человека к человеку, у нас есть глубокое призрение друг к другу. Родители всегда гордились моими творческими успехами, но я не находил нужной поддержки. Своих детей я не буду воспитывать по указке. Буду делать из них свободных людей, у которых будет право выбирать, куда им идти и что делать. Что это за взаимоотношения, когда батька садиться за стол, и кто берет чашку или ложку первым, тому по лбу этой ложкой? Я считаю, что это неправильно, это грубые, дикие наши нравы. К сожалению, мы возвращаемся к этому. Понимаете, мать всю жизнь проработала на железной дороге, отец проработал на железной дороге, дед проработал на железной дороге, бабушка тоже, все дядьки и тетки - железнодорожники. Я первый кто привнес в эту специальность какой-то культурный оттенок. Технократия приведет людей, в конечном итоге, к тому, что безкультурный человек изобретет атомную карманную бомбу и будет терроризировать все человечество. Это слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, и я с этим согласен. Потому что если развивать только технику, но не вкладывать при этом в культуру мы получим большую беду, и мы ее уже получили. Мы стали страшными мещанами, с одной стороны, а с другой стороны мы стали агрессивными мещанами. Вот это довольно страшно. Варлам Шаламов мыкался по сталинским лагерям очень много. У него спросили: «А зачем писать всю жизнь?». Он ответил: «Чтобы вы не оскотинились!». Вот поэтому, чтобы не оскотинится, надо продолжать работу в этом направлении.

- Как и когда Вы начали придумывать сюжеты для истории и писать их?

- Сюжеты моих произведений рождались произвольно. Я что-то брал из жизни, что-то брал из того, что видел, но никакой принципиальной задачи перед собой я не ставил. Свои самые первые прозаические произведения, я начал писать в конце 2011 - начале 2012 гг. «Близкие люди» появились в 2012 г. Тогда я впервые написал эту вещь и отнес в литературно-художественный журнал «Провинция», которого сейчас уже нет. В «Провинции» рукопись редактировал Василий Георгиевич Коноплев. После этого Василий Коноплев через редактора Морозову меня вызвал. Мы с ним начали разбирать построчно буквально самую первую повесть «Близкие люди», которая в принципе и послужила в дальнейшем названием моей книги. Первое впечатление от повести «Близкие люди», Коноплев выразил так: «Мне не хотелось продолжать чтение, слишком много было накручено, много не нужных, совершенно лишних вещей, к тому же язык был шероховатый, суконный». Перед этим я очень много читал публицистику Бориса Васильева, Бакланова и других авторов, конца 80-х – начало 90-х гг., потому что увлекался этой публицистикой. После этого мы с Коноплевым, посидели, все разобрали, и в принципе, она попала в издательство, попала в журнал. Так вышла самая первая повесть. Мою книгу за личный счет издал Коноплёв.

- С чего началась идея создания книги «Близкие люди»?

- Как таковой никакой основной идеи по ее созданию не было. Были неоднократные рекомендации разных людей по поводу необходимости издания книги, прозы. И о том, что она будет называться «Близкие люди», по названию произведения я просто-напросто включил это название в книгу, дал ей название. Может быть, она должна была назваться «Сестра», потому что у меня был рассказ «Сестра», который я туда не включал, и оно было бы, может, даже лучше. Но как выяснилось потом, само название книги и включенная туда повесть, как литературный опыт, тоже была необходимость, это было очень важно. В книге два рассказа и одна повесть. Книга моя о взаимоотношениях между людьми, о человеческих судьбах. Первое произведение - «Преданная». В нем рассказывается о фельдшере сельской амбулатории, 82-летней старушке, которая была предана своему делу, а с другой - она оказалась преданной в смысле предательства. Преданная поневоле, потому что нет другого выбора, как оставаться до глубокой старости в амбулатории, полуразваливающейся, в забытой всеми деревне.

- Насколько тема Вашей книги своевременна и универсальна?

- Тема моей книги будет современна всегда, потому что взаимоотношения между людьми всегда были и будут. Нельзя назвать эту книгу каким-то реализмом с большой буквы, это не до конца реализм, потому что там есть метафоры, отсылки, подтекст, это основное. Современна и универсальна настолько насколько может быть универсальна и современна в принципе классическая направленность текста, потому что классика - это всегда лучшие образцы. Я не изобретал велосипед. Но в своей книге я как раз делаю упор на классическое развитие сюжета. Но что-то свое я туда тоже должен привнести, в любом случае эта вещь универсальна, новаторская.

- Тема взаимоотношений в книги способствует улучшению жизни человечества?

- Улучшения жизни человечества - это задача любого уважающего себя автора, любого писателя. Вообще человеческая жизнь, она должна быть изначально направлена на улучшение жизни вокруг, но, к сожалению, люди к этому относятся совершенно по-разному, есть люди, которые привыкли только лишь разрушать и это очень плачевно. Задача литературы и авторов, писателей, это непременно задача гуманистическая. Задача гуманизма - это не только сохранение человечества вообще как человеческой расы, но и улучшение жизни. Проблема отношений вечна, поэтому я, кстати, и говорил, что это универсальная тема. Улучшается человечество, если читатель находит какой-то отклик в своей душе по поводу поднятой темы. Если человека затрагивает, значит, читатель в какой-то мере находит себя в этом во всем, в том, что он читает, поэтому в любом случае здесь все с одной стороны очень просто, а с другой стороны довольно таки сложно.

- Какие книги, журналы и газеты Вы читаете?

- Книг и журналов читаю довольно много. У меня дома большая библиотека книг. Сейчас я, например, читаю Юрия Трифонова. Юрий Трифонов одни из любимых писателей. У Юрия Трифонова в произведениях очень глубокий подтекст. Он описывает взаимоотношения людей. У него очень хорошие городские романы, рассказы. Рассказы это вообще отдельная история, Трифоновские рассказы. Стоит почитать даже вот этот «Обмен», когда больная, умирающая мать говорит сыну: «Ты уже обменялся Витюша». Речь шла о воздействии на ее сына, жены мещанки, которая заставила обменять безжалостно квартиру больной матери. Такие произведения как у Юрия Трифонова очень животрепещущие, очень с большим подтекстом. Юрий Трифонов, рассказывает о том, до чего мы докатились. Он описывает время, в котором живёт наш человек. И это время, кстати, и эти рассказы характерны и сегодня, потому что люди не поменялись, люди не стали великодушнее, люди вообще стали мещанами и даже еще худшими мещанами. Я люблю читать Валентина Распутина «Прощание с матерой», Бориса Васильева, у него мощная проза, мощная публицистика, начала 90-х годов. Вообще это время конец 80 - начало 90-х годов это уникальное время, появились большие писатели. У меня дома стоят книги тех лет, впервые издаваемые в Советском Союзе, потому что эти книги вообще были закрыты от советского читателя. Журнал «Наш современник», в котором впервые в Советском Союзе с января по июль 1990-го года печатали произведения Александра Исаевича Солженицина. Он тогда еще жил в Америке, но уже здесь приоткрывалась завеса его творчества. «Архипелаг-ГУЛАГ» впервые был напечатан в «Нашем современнике». У меня на руках этот журнал есть. Журналов я читаю особенно тех уникальных журналов очень много. Сегодня у нас одна проблема: в сегодняшнем Казахстане закрываются литературно-художественные журналы, это очень горько. Журналы «Провинция», «Нива», «Простор». Государственной поддержки никакой нет. Все журналы издаются на средства наших людей, наших читателей, и это очень горько, это очень больно. Читать хотелось бы такие журналы. Журнал «Провинция» Северо-Казахстанской области очень востребован, но сегодня, когда он закрылся, начинают выступать некоторые люди, я не буду называть фамилии, которые начинают говорить: «Верните нам журнал «Провинцию»! А люди не понимают, что он издавался за средства подписчиков. Никто и не забирал этот журнал. Его забрали сами те люди, кто не хотел внести в поддержание этого журнала, хоть какую-то копейку. Теперь они обвиняют всех, что у них отобрали журнал. Никто его не отбирал, такая вот проблема. Перечитываю журналы и книги.

Я на своих творческих вечерах специально делаю лекции по литературе, чтобы читателям рассказать о творчестве того или иного писателя. Нельзя ограничить все уроком русского языка и литературы, не только русского языка, вообще литературы. Я затрагиваю наших казахстанских авторов, которых очень много.

- Что поменялось в вашей жизни после выхода первой книги?

- Внешне не поменялось ничего. Что-то поменялось внутри меня. Во-первых, издание книги сегодня это большой шаг для человека пишущего. Издать книгу затруднительно в финансовом положении. Дело в том, что если раньше, когда существовал Союз писателей Советского Союза, там было намного проще, за государственный счет издавались книги. Писателю отдавалось 20-30 экземпляров книг, остальной тираж расходился в литфонд, магазины и т.д. Но там был государственный заказ на книги. Сегодня нет. Беда в том, что если человек имеет хоть какие-то деньги, может издать свою книгу. С одной стороны - это здорово! С другой стороны, появилось много людей, которые ничего не смыслят в этом и уже бегут издавать. Мания величия - это очень опасная штука. Человек считает, что он что-то может, как будто у него спрашивают его слово в литературе. Бежит издавать свою книгу, платит огромные деньги. А потом эта книга никому не нужна. Чтобы этого не было, наверное, человек должен выдерживать какую-то золотую середину, у него должен быть нравственный самоограничитель. Каждый человек, издавая свои произведения, должен нести ответственность.

- Что Вас интересует в жизни кроме литературы и книг?

- Кроме литературы и книг в моей жизни меня интересует семья, дети, моя деятельность на работе. Как в свое время сказал поэт Евгений Евтушенко: «поэт в России, больше, чем поэт». Для Казахстана эта ситуация очень даже характерна. По своему образованию, я технарь, работаю в Петропавловской дистанции сигнализации связи ОАО «Российские железные дороги», то есть работник железнодорожного транспорта. Но на производстве я продолжаю заниматься литературной деятельностью: пишу заметки в производственные газеты, сотрудничаю с областными газетами. У нас работает музей, которым я занимаюсь. Я - смотритель музея и собираю материал для музея. Поэтому сфер, в которых бы я участвовал в этой жизни, много. У человека должна быть какая-то высшая цель в жизни, ради чего он живет. Моя высшая цель - это помогать улучшать жизнь, в которой мы живем. Чем больше полезного мы сделаем для себя, и для людей, прежде всего для людей, то и будет продолжением нашей жизни. Наши дети будут смотреть на то, и жить в той обстановке, которую мы сегодня создадим, какую атмосферу мы сегодня сделаем, то и будет завтра.

- Как относятся к Вашему увлечению коллеги, семья?

- Это не увлечение. Литературе я отдаюсь всецело, я прихожу домой, делаю домашние дела и продолжаю работать над своими повестями, рассказами, веду массу всевозможных дневников и записок. Это часть жизни, а не увлечение. Это первое ради чего я живу. Это наследие, которое останется потомкам. Для того, чтобы была достойная литература - это слово должно быть очень весомо. Было время, Татьяна Четверякова сказала мне такую фразу: «Тебе надо заниматься, дальше, дальше и дальше!» и я занимаюсь. Я слово дал поддерживать такую деятельность, это необходимость. А в целом, к моей литературной деятельности все относятся с пониманием. В свое время мне мама говорила: «Да зачем это нужно? Ты поступишь в технический ВУЗ, будешь железнодорожником, зачем тебе это всё? Это люди несчастные!». Это глубокое заблуждение тех, которые не разбираются во многих вещах. Поэтому произнесенное и изданное в книге слово - это очень серьезная ответственность.

- Какой момент из своей жизни Вы цените больше всего?

- Таких моментов в жизни несколько. Один из таких моментов, это детство. Тогда по-другому совершено воспринималась реальность. Я помню, когда приходилось с родителями стоять в очередях в магазинах. Я донашивал за старшей сестрой вещи. Зимой носил ее шубу, шапку на резинке. Однажды тетенька подошла в очередь, встала сзади и говорит: «Девочка, ты тоже в очереди стоишь?» Запомнились гастрономы с кафелем на стенах. С одной стороны была какая-то недостача, питались хуже, одевались скромнее. Но было состояние сплоченности. Иначе воспринималась действительность, было как-то уютнее. С другой стороны, запомнилось время учебы в институте, они были связаны с большими переменами в душе. Я остро воспринимал человеческие взаимоотношения, ходил такой возвышенный, влюбленный всегда. Этим люди пользовались. На мои светлые чувства люди откликались злобой, ненавистью. Это очень плохо. Но от этих светлых чувств и воспоминаний тепло, это здорово. Я рад, что у меня есть свет в душе, связанный с какими-то самыми приятными светлыми воспоминаниями из жизни.

- Что интересного ожидать читателю в ближайшее время?

- Во-первых, книга, которая вышла недавно, нашла горячие отклики. Я продолжаю собирать следующую книгу, знаю, как она будет называться. Уже заканчиваю следующую повесть. Судьба героев в этой повести неоднозначна и трагична тоже. Трагичность должна быть. Должен быть у автора какой-то определенный почерк. Я подготовил новую повесть, там несколько будет рассказов, довольно небольших и несколько повестей. Планирую также печататься в казахстанском журнале «Простор», я уже несколько повестей туда отправил. В ближайшее время отправлю туда новую вещь. Хотелось бы узнать еще несколько журналов, которые брали бы из интернета авторов. Большие журналы «Звезда», давным-давно издаются, с интернетом работают неохотно, пробиться туда довольно-таки тяжело.

- Как Вы относитесь к современной литературе, прозе?

- Отношение во многом неоднозначное. В литературе сейчас не всегда очень интересные тенденции. Если говорить откровенно, то общий уровень литературы сегодня упал сильно. Это связано с широкой доступностью издания книг. У нас считается критиковать нельзя. Хотя, все держится на здоровой критике. Среди прозаиков появилось много людей, которые пишут умозрительные темы, пытаются создавать какие-то странные образы. Они думают, что они создают новые образы. Это не новаторство, это далеко от лучших экземпляров, традиций. «Над городом появилось облако, и это облако спасло город». Понимаете какая-то фантасмагория. Это даже не пахнет Стругацкими. У Стругацких был очень глубокий подтекст. У фантастики были интересные традиции. Сегодня это заменяется какой-то глупостью. Люди не умеют выражать свои мысли правильно. В прозе все плачевно. Нужно заниматься, развиваться. А у нас заниматься и развиваться никто не собирается. Критику не воспринимают, относятся к ней неправильно.

- Сколько книг Вы написали и выпустили в свет?

- Эта книга первая, рождалась тяжело, еще в Омске в 2010 г., когда проходил семинар молодых писателей. Геннадий Андреевич Попов, заместитель председателя правления союза писателей России сказал мне такую вещь: «Нужна книга!» Он, конечно, говорил о поэзии. Потом мне несколько человек говорили, нужна книга и нужна проза. Ты занимаешься прозой, проза удается тебе лучше. Долгое время я не уделял прозе значительного внимания. В 2012 г. я понял, что в прозе я чувствую, как рыба в воде. И там свое слово я скажу, и я думаю, что в прозе я свое слово сказал. Эта книга весома, она отмечена довольно высоко. Я рад, что начал именно с прозы, и именно с сильной вещи. В 2010 г. и немного позже, я бы не выпустил такую книгу, качество было бы намного хуже. Я себя уберег от создания никому не нужной книги. Прошло время, и жизнь расставила все по местам.

- Что из себя представляет областное литературное объединение им. М. Аверина? Какие у него задачи? Где оно находится?

- Литературное объединение имени Михаила Аверина - это литературное объединение, созданное в Северо-Казахстанской области еще в 20-е годы. Оно работало под разным руководством и обкома комсомола, и горкома, и отдела культуры. После распада Советского Союза объединение стало работать на общественных началах, появились добровольцы, которые занимались развитием литературного объединения. Долгое время им руководили Пряников, Щукин. Были большие люди, которые занимались развитием этого литературного объединения. В свое время М. Аверин не просто руководил этим объединением. Обсуждались книги, книги выходили намного чаще, коллективные сборники.

Сейчас чтобы издать коллективный сборник, нужны большие финансовые средства. Вкладывать люди не очень хотят. Самое главное, что нет никакой поддержки со стороны руководящих органов, которые непосредственно заинтересованы в развитии культуры. Кроме призывов, каких-то разговоров, мы ничего не слышим и не видим. Сегодня литературное объединение периодически собирается, авторы обсуждают свои литературные произведения, обсуждают книги, которые сами выпускают за свой счет. Идет литературная работа, пускай она не такая мощная, как раньше, но литературная жизнь есть. Находится литературное объединение в г. Петропавловске при областном историко-краеведческом музее. Писателю необходимо, прежде всего, что, чтобы задалась определенная среда, в которой он мог бы себя хорошо чувствовать. Нужны те люди, с которыми бы он говорил на одном языке. Это здорово! Каждый автор вносит какой-то определенный вклад в развитие культуры.Сегодня все очень сложно, но литература продолжает жить.

- Вы пишите стихи. Самое любимое стихотворение из написанных Вами?

- Стихи я так активно не пишу. Поэтические законы - очень сложная вещь. Я в них себя чувствую не достаточно хорошо. Плох тот писатель, который не пишет стихов. Если я пишу стихи, то, в конечном счете, сегодня я их дарю своим героям или своим антигероям в своих произведениях, в своих прозаических произведениях. Они непрофессиональные авторы, непрофессиональные литераторы и мне легко дарить им свои стихи, написанные мною. Дело в том, что поэтическое творчество подразумевает сложные законы. Когда графоман начинает писать свои бездарные поэтические вещи, они либо передирают у весомых авторов какие-то образы, начинают петь чужим голосом и зачастую люди даже не знают о существовании мужских, женских рифм, не понимают, что такое ритмические стихи, силлабо-тоника, не разбираются, какие закономерности, образы, метафоры. Они пишут либо какие-то поздравлялки, зачастую в эстетическом смысле пошлые. Они мнят себя великими авторами и бегут создавать книги. Вот это печально! Тут нужны художественные советы, чтоб отсеивать, не допускать таких авторов к перу, пусть пишут своим родным, близким, но не на общее обозрение. Я довольно критично отношусь к себе, к своему творчеству, и считаю, что проза здесь сильнее, касаемо меня, моего творчества. Я силен в прозе, в ней себя чувствую лучше. Мое любимое стихотворение, лично мое:

Живет одна на всей земле,

Родней забытая старушка.

И не поможет ей в беде

Родной сынок. Ей дом избушка,

Где Васька кот роднее, ближе,

Чем внук, сноха и сын Олег.

Не позвонит снохе, приди же,

Я не чужой Вам человек,

Да и зачем звонить кому-то,

Когда звонка совсем не ждут,

А жизнь она швырнет их круто,

За сотней лишней прибегут.

Я выбрал для себя такой путь, в своей прозе я буду упоминать свои старые стихи, это будут стихи моих героев.

- Думаю, что Ваша книга нужна нашему обществу! Спасибо большое за приятную беседу! Будем ждать с нетерпением Ваших новых произведений и книг!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Теги: #Проза, книга, близкие люди
(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые