Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Как были написаны произведения Азильхана Нуршаихов...

30.03.2021 9252

Как были написаны произведения Азильхана Нуршаихова? 12+

Как были написаны произведения Азильхана Нуршаихова?  - adebiportal.kz

Духовный мир нашей страны постоянно пополняется произведениями искусства. Уважение к нашим творческим людям, занимающим особое место в истории литературы, никогда не уменьшалось. Их произведения часто преподносятся читателю как ценное сокровище страны, анализируются и взвешиваются. В казахской литературе тоже немало талантливых писателей. Один из них - Азильхан Нуршаихов. И его жизнь, и его творческая личность всегда являются образцом для подражания для следующего поколения.

Творчество Азильхана Нуршаихова отличается многогранностью. Он регулярно писал литературные и бытовые дневники, не прерывая ни одного дня, и писал практически во всех жанрах, включая рассказы, очерки, очерки, рассказы, романы и другие жанры. Его первые сборники эссе привлекли внимание многих читателей, а своими произведениями «Махаббат, қызық мол жылдар», «Ақиқат пен аңыз», «Өмір өрнектері», «Мәңгілік махаббат жыры» он достиг пика своего художественного и эстетического творчества.

Как были написаны произведения Азильхана Нуршаихова? Он часто говорил «я», то есть от первого лица. Тот, кто прочитает первое предложение любого из его произведений, не сможет от них оторваться.

Самая важная особенность творчества А. Нуршаихова заключается в том, что почти все его работы имеют реальные корни. При такой оригинальности он настоящий и привлекательный. Знаменитый роман «Махаббат, қызық мол жылдар» имеет достаточно документальную основу. Самое главное, что у большинства персонажей есть прототипы. Например, журналист Ербол Есенов – сам Азильхан, Ментай Ербосынова - Нургамила Нурбосынова, Жомартбек Жолдин - Мырзабек Дуйсенов, Майра Абаева - Майра Ибраева, Такен - Такен Майшынов, Назикеш - Толеу Куанышева, Заман - лейтенант Матан Алимбетов, Тана Серкебаева - Турсын Таскынбаевна, Мухит Ауенов - Мухтар Ауезов, Малкен – Малик Габдуллин и.т.д.

Эпистолярный жанр занимает особое место в творчестве Азильхана Нуршаихова. Словарь литературных терминов дает следующее определение:

«Эпистолярная литература – это произведения искусства, написанные в форме писем. Наряду с письмом масштабные прозаические произведения (рассказы, романы) будут написаны преимущественно в форме писем. Иногда в произведении искусства много места отводится соответствию персонажей. Использование данной модели позволяет в работе более глубоко раскрыть настроение человека, его внутренние переживания» [1, 315-316].

Что касается казахской литературы ХХ века, нельзя сказать, что эпистолярный жанр здесь существенно сформировался. Потому что он не развивался систематически, но в то же время, нельзя сказать, что его совсем не было. Ведьв свое время А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов, А. Бокейханов, классики нашей литературы М. Ауезов, С. Муканов, Г. Мусрепов и другие обменивались мнениями о развитии литературы, духе страны, современных тенденциях посредством переписки.

А. Нуршаихов существенно восполнил этот пробел. Выдающимся произведением является авторский эпистолярный роман «Қаламгер және оның достары». Он посвящен Мукану Иманжанову, страстному поэту молодежи, истинному учителю и близкому человеку многих молодых писателей. А теперь давайте посмотрим на особенности приемов А. Нуршаихова применения базы данных в этом романе. Во-первых, писатель использовал впечатляющие формы и приемы, чтобы не утомлять читателя. Это вопрос композиционной структуры романа. После вступительной части Азильхан разделил роман на пять частей, начиная с того, что побудило его написать это произведение и кто его создал. Каждый из них несет свой груз. Во-вторых, у автора нет навыков, чтобы сказать что-то одно за раз. Данные и факты о творчестве Мукана Иманжанова расположены в хронологическом порядке. В-третьих, автор не использует вымышленные факты. Он выбирает реальные события и рассказывает их художественным языком. В-четвертых, говоря об Иманжанове, писатель тщательно описывает исторические реалии и события того периода.

В современной казахской литературе важно развивать и изучать этот жанр. Фактически, один из способов его развития, который не был замечен литературными критиками – это тщательно взвесить эпоху, по крайней мере, со времен сановников Алаша. Это один, второй - издание специальной серии писем великих казахов с тематической подборкой. В-третьих, отсортировать и опубликовать широкий спектр писем. В-четвертых, собрать письма для литературы и предложить вниманию писателей и журналистов.

Теперь сравним использование эпистолярного жанра в творчестве А.Нуршаихова и характер этого жанра в мировой и русской литературе и обратим внимание на некоторые особенности. Когда мы смотрим на литературное наследие европейских и русских писателей, мы уделяем больше внимания процессу исторических событий и больше внимания уделяем анализу повседневной жизни. Из-за более раннего развития письменной литературы писатели часто обращаются к событиям в стране, как большим, так и малым. Новости каждого периода эпохи записываются в месяц и день ее названия.

А в творчестве А. Нуршаихова переписка писателей в области литературы часто является яркой картиной того периода. Факты и аргументы для вас так же реальны, как если бы вы держали их в руках. Вы узнаете больше о литературных произведениях того времени.

Другими словами, есть сходство с его коллегами по этому жанру в мировой и русской литературе. На самом деле не секрет, что научная систематизация эпистолярной литературы в казахской литературе, ее государственное значение игнорировалась. Было бы хорошо, если бы научно-исследовательские институты и литературоведы детально изучили этот важный жанр.

Произведения А.Нуршаихова, проникнутые красотой действительности, поражают тысячи читателей. На вопрос профессора Рахимжана Турысбека: «Как собирать источники и материал для новой работы? Насколько важны ваша жизнь и опыт?» А.Нуршаихов ответил:

«Источник, материал я получаю только из жизни. Я основываю все свои работы только на том, что произошло. Я не пишу ничего фантастического. В конце концов, сама жизнь – это роман. Вам просто нужно быть более разборчивым в помощи, которую вы оказываете по отношению к другим людям. Лучше обратить внимание на тайны общества, время и изучить их» [2, 172].

В частности, невозможно без восхищения читать роман-диалог Азильхана Нуршаихова «Ақиқат пен аңыз». Основная причина в том, что писатель проявил в этом произведении особое художественное мастерство, сумел использовать неожиданную новаторскую модель (роман-диалог). Еще одна немаловажная причина в том, что его главный герой - легендарный герой нашего народа, писатель, Герой Советского Союза Бауржан Момышулы. В свое время это произведение шокировало не только читателей, но и писателей и критиков, и по сей день не закончено и не будет завершено. Он популярен и по форме работы, основанной на конкретных фактах. Почему?

Во-первых, писатель умело использует свой журналистский опыт для экспериментов: роман, основанный на диалоге главного героя и автора, привлекает читателя.

Во-вторых, перед каждым вопросом и ответом делается шаг назад, чтобы вспомнить исторические события, так что литературный метод не похож на газетное интервью. Он умело сопоставляет имя Бауржана с содержанием вопроса, вспоминая то, что он видел и узнал с первого раза, когда услышал это.

В-третьих, неизбежно то, что он изображает персонажа в момент встречи, изображает его душу, рисует портрет героя, используя самые удачные жемчужины литературных приемов.

В-четвертых, в романе исторические события периода жизни главного героя проходят перед вашими глазами, как фильм. Автор сумел интегрировать этот подход в персонажа.

В-пятых, в произведении подробно описаны секреты военной жизни. Рассказ о славном полководце в этом смысле становится центром разговора, чтобы не утомлять читателя.

В-шестых, «Ақиқат пен аңыз» повествуют не только о героических подвигах славных полководцев Великой Отечественной войны, но и о наиболее драматических и ярких моментах и​​трогательных сценах войны.

В-седьмых, славное произведение Азильхана Нуршаихова полно национального языка, богатого языка и прекрасных метафор. Он сравнивает и отображает данные.

В целом жители страны, прочитавшие «Ақиқат пен аңыз», высказали множество восторженных мнений. Научные труды получили значительный анализ и высокие оценки. Один из них - известный литературовед М. Дуйсенов в своем выступлении «О творчестве Азильхана Нуршаихова»:

«Как говорится в народе: «при желании можно горы свернуть», диалог двух людей раскрыл секрет большой жизни, правды. Писатель также искал форму и показал возможности способа изображения. Это, конечно, новинка в жанре казахских романов, а «Ақиқат пен аңыз» - одно из новых явлений в нашей литературе. Здесь тоже очевидны спокойствие и глубина мысли, сочный колорит языка, рельефность» [3, 11], - отметил он.

Поскольку А.Нуршаихов уделяет особое внимание особой роли данных в своих произведениях, следует отметить, что этому фактору в романе «Ақиқат пен аңыз» отведено особое место. Вместе с тем, мы видим, что правильным является следующее мнение писателя О.Сарсенбаева:

«... Я считаю Азильхана Нуршаихова основоположником документализма в казахской прозе. Или можно считать его основоположником документальной прозы. Он человек, который вывел мир документальных произведении на уровень искусства. Это мир «Ақиқат пен аңыз», о котором мы говорим сегодня. Это произведение, которое с удовольствием читает вся наша семья» [4, 120].

Роман не только о войне. На нем также изображена мирная жизнь страны до и после Великой Отечественной войны. Победа автора здесь знакомит читателя с рядом социальных проблем, а также с биографией одного из героев всех сторон общественной жизни. А поскольку «костяк» произведения - реальный человек, в основе событий в основном лежат подвиги главного героя в годы Великой Отечественной войны.

Словом, «Ақиқат пен аңыз» по художественно-эстетическим требованиям стала одним из самых читаемых произведений в истории казахской литературы. Написание новой работы, получившей много внимания – это замаскированное благословение. Как отметил Оразбек Сарсенбаев, Азильхан Нуршаихов показал классический образец документальной прозы, стал мастером своего дела, смог создать образ Бауржана Момышулы. Таким образом, ценное сокровище, начавшееся с фактической основы, пополнил золотой фонд казахской литературы.

Роман «Махаббат қызық мол жылдар», полюбившийся молодым людям в семидесятые годы и ставший легендой вечной любви, продолжает удивлять читателей и по сей день. В чем секрет живучести этого произведения А.Нуршаихова, которое до сих пор является духовной пищей многих поколений? Почему он был переиздан пять раз в прошлом веке и трижды переиздан в первом десятилетии 21 века? Что очаровывало читателей разных эпох?

На такие вопросы ответили интеллектуалы, ученые и простые люди разных эпох, выразив свои взгляды и мнения. Однако этих ответов мало, и пока никто не дал полного ответа. Однако ясно одно: многие поколения до сих пор пытаются анализировать этот роман.

Писателю оставалось только превратить жизненную реальность в художественную. Академик Заки Ахметов говорит: «Художественная реальность – это состояние жизни, которое проходит через воображение и творческое видение писателя, резюмируется и описывается в литературных произведениях, превращается в картину. Художественная правда рождается через широкое понимание правды жизни, глубокое переживание, отношение к ней писателя» [5, 119].

То есть литературное произведение, которое поймет читатель, родится только тогда, когда реальность жизни растворена в сознании писателя, как свинец, и красиво покрыта художественными средствами.

В романе писатель сумел использовать сравнения и метафоры, а также богатый казахский язык. Это тоже способствовало подъему художественного уровня произведения. Это, конечно, рационально в виде глубокой мысли главного героя. Основная тема романа «Махаббат қызық мол жылдар» - любовь. Прекрасный сюжет, гармоничная композиционная структура, тысячи разнообразных орнаментов и художественный язык беззаветно освещают эту извечную тему человечества, как чистое золото.

Ербол Есенов, вернувшийся с войны победоносным и пожелавший продолжить учебу в университете - молодой поэт, ярый журналист и лирический герой. Сельский мальчик, с ранних лет питаемый ценными сокровищами казахских традиций и устной литературы, кроток, добрый, чуткий и отзывчивый. В целом художественная природа романа раскрывается в изображении в нем персонажей. Вначале упоминались настоящие чувства между Ерболом и Ментаем, затем были связаны Ербол - Салима, Буркитбай - Салима, Ментай - Тумажан, Заман - Тана. С первого дня студенческой жизни начинают раскрываться лица одногруппников Ербола. Сначала он сильно стеснялся, но потом привык. Привыкнув к насмешкам Зайкула и «вопрошающим нападкам» Канипы, и начинает чувствовать заботу Ментая. «Я думаю, что любовь – это источник всей силы в мире, источник всей энергии. Без этого нет победы. Итак, девочки, как мне не трепетать и не радоваться, когда я вижу вас, прозрачное начало любви!» [6, 27], - Ербол начинает чувствовать, что влюблен в Ментай.

Собственно, автор уделил образу Ментай особое внимание. Ербол поражается всякий раз, когда видит моральные качества красивой девушки. Сначала все девушки выглядели красиво. «И из всех них Ментай была единственной, кто был красивее, стройнее, чувствительнее и уважительнее, чем я впервые увидел» [6,49], - говорит Ербол.

Один из самых уникальных персонажей писателя - профессор Мухит Ауенов. Хотя он появляется всего лишь в нескольких местах романа, вы никогда не забудете его. Азильхан Нуршаихов очень ответственно относится к имиджу великого Мухтара Ауезова. Как известно, он был не только известным писателем, но и прекрасным педагогом и талантливым лектором. Поэтому известно, что в образе Мухтара Ауэзова, известного своими публичными лекциями, сложно искать сюрпризы. В романе А.Нуршаихов прекрасно изобразил образ великого художника.

В своих воспоминаниях Азильхан Нуршаихов больше внимания уделяет внешности и гениальности Мухтара Ауезова, а в романе делает акцент на проявлении его интеллектуальной личности. Только писатель, способный представить как квалифицированный, так и комплексный анализ профессора в художественном произведении, не разбрасывая и не снижая его ценности. Азильхан Нуршаихов успешно выполнил эту задачу.

«Махаббат қызық мол жылдар» — это произведение о студенческой жизни. На протяжении всего произведения эта тема переплетается со всем весельем и композиционной целостностью [7, 18]. В целом основная и глубоко укоренившаяся идея романа - пропаганда нравственности и общечеловеческих ценностей - была реализована писателем через согласование центральных персонажей. Например, Ербол - романтичный, мечтательный гражданин, главный герой романа. Это мечтательный молодой человек, родившийся через пять лет после Октябрьской революции, который с детства пил богатое наследие устной литературы. Хотя он хорошо выглядит, его душа богата. Он умный, общительный, спокойный и, главное, умный парень с большой моралью, уважающий старших как старших и младших как младших. Что касается еды - когда критикуют совесть и мораль, он смело идет на большие дела.

В целом роман «Махаббат қызық мол жылдар» выполняет прежде всего воспитательную функцию. Всем известно, что образ Ербола и Ментая в нем идеальны для тысяч молодых людей. И только после того, как Автор впервые впитал образ Ербола в сознание страны, он вкладывает в его уста слова о любви. После того, как образ героя окончательно утвердился в сердцах людей, его образ был всесторонне воспринят читателем, он воспользовался своим духовным познанием и стал примером для страны.

Мы упомянули ряд приемов сбора данных писателем А. Нуршаиховым, произведения которого характеризуются документальностью и художественными решениями. Очевидно, что человек, внимательно присмотревшийся к своей творческой лаборатории, обнаружит несколько других сторон писателя. Писатель, научивший аккуратности и скрупулезности и трудолюбия, до сих пор пользуется большой популярностью в стране и среди своих коллег. Есть чему научить следующее поколение народных писателей, которые не оставят сегодняшнюю работу на завтра, а сразу закончат ее и сдержат свои обещания. Его методы сбора информации и данных могут быть использованы в качестве модели для молодых писателей и представителей СМИ. В этом контексте феномен Азильхана Нуршаихова может стать хорошим ориентиром для молодых людей, которые хотят преодолевать любые трудности, лень, равнодушие и стремятся к вершинам.

Есть все основания называть Азильхана Нуршаихова, народного писателя, лауреата Государственной премии, разностороннего писателя, овладевшего современными веяниями. Даже когда ему было девяносто лет он был бдительным писателем и никогда не оставался в стороне от происходящих в обществе изменений. Своевременно реагировал на самые важные события в жизни страны, благословлял и поддерживал. Читал опубликованные работы молодых коллег, высказывал свое мнение и давал советы.

Также он быстро адаптировался к последним веяниям казахской литературы и казахской журналистики. Что бы он ни писал, он писал так, чтобы удовлетворить потребности сегодняшнего поколения. Одна из особенностей Азильхана Нуршаихова как писателя заключается в том, что, несмотря на солидный возраст, он быстро адаптировался к современным информационным технологиям. Раньше он регулярно печатал, но под конец своей жизни пользовался компьютером. Знал механизмы новой техники. А фотоаппарат был спутником писателя-журналиста на всю жизнь. Удивительно, но ровесники старого писателя не смогли быстро адаптироваться к последним тенденциям, продолжая писать чернилами и пером. Теперь никто не может называть Азильхана Нуршаихова «писателем старины». По скорости письма писатель не уступал ни одному из своих молодых коллег.

Таким образом, Азильхан Нуршаихов считал литературу делом чести и гордости. Он смело проводил стилистические и жанровые исследования, создавая галерею типичных персонажей, идеально воплощающих человечность и настоящую любовь, способствовал формированию этических и нравственных взглядов через систему художественного мышления. Он добился больших успехов в развитии своей авторской концепции в литературном процессе через монологи, диалоги, раскрывая образ главного героя, используя в своих произведениях приемы психологии и лиризма. В эпоху современной глобализации, чтобы не потерять национальные обычаи и традиции, он неустанно пропагандировал в своих произведениях прекрасные качества нашей нации, сформировавшиеся веками; с гражданской точки зрения отреагировал на решение насущных человеческих проблем. Иными словами, Азильхана Нуршаихова, писателя с иной творческой натурой, можно рассматривать как писателя, сумевшего успешно превратить свой жизненный опыт в произведение искусства, то есть найти сочетание документальной основы и художественного характера, чтобы по-настоящему связать эти две концепции.

Использованная литература:

1. Әдебиет терминдерінің сөздігі. Алматы: Ана тілі, 1996. – 456 б.

2. Тұрысбек Р. Әзілхан Нұршайықовтың шығармашылық мұрасы. Алматы, Қазақ университеті, 2005. – 271 б.

3. Дүйсенов М. Әзілхан Нұршайықовтың шығармашылығы туралы // Нұршайықов Ә. Таңдамалы шығармаларының он томдығы. Алматы: Қазығұрт, 2005. Т. 1. – 472 б.

4. Нұршайықов Ә. «Ақиқат пен аңыз» романын талқылау // Таңдамалы шығармаларының он томдығы. Алматы: Қазығұрт, – 2005. Т. 10. – 352 б.

5. Ахметов З. Көркемдік шындық // Әдебиет терминдерінің сөздігі. Алматы: Ана тілі, 1996. – 456 б.

6. Нұршайықов Ә. Махаббат, қызық мол жылдар // Таңдамалы шығармаларының он томдығы. Алматы: Қазығұрт. – 2005. Т. 1. – 472 б.

7. Токтагазин М.Б. Әзілхан Нұршайықовтың дерек жинау тәсілдері //«Елдік-рухани жаңғыру және «Мәдени мұра» бағдарламасы: ізденіс, тәжірибе, нәтиже» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Астана, 2008. – Б. 185–193.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.