Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
НОВОСТИ
Книжный шоппинг в Казахстане и мире...

16.04.2019 3540

Книжный шоппинг в Казахстане и мире

Книжный шоппинг в Казахстане и мире - adebiportal.kz

После изобретения бумаги и книгопечатания книга оставалась едва ли не самым главным источником информации об окружающем человека мире. Относительно недавно первенство в этой сфере перешло к сети Интернет, однако книги всё ещё остаются важным источником не только знаний, но и идей. С давних времён и до сих пор книги сжигаютсяи запрещаются, поэтому мероприятия, посвящённые году книги в СНГ в 2019 году призваны напомнить нам о её важности.
Кроме того, 23 апреля отмечается международный день книги и авторского права.


Эти события подтолкнули аналитиков Picodi.com выяснить, где, когда и зачем казахстанцы покупают книги, какие литературные жанры пользуются особенной популярностью в стране и мире, а также каково отношение читателей к свободному (но не всегда легальному) доступу к произведениям литературного творчества.

Спрос на книги в течение года

Наибольший онлайн-интерес на книги в течение года отмечен в ноябре (19%). Это может быть связано с проведением осенних распродаж. Непосредственно в «Чёрную пятницу» книги, в отличие от других категорий товаров, не пользуются огромным спросом, однако даже такой уровень спроса выше среднестатистического. 11% годовых запросов приходится на декабрь (то ли благодаря предновогодним распродажам, то ли благодаря тому, что книга — лучший подарок, о чём будет написано ниже). Значительное снижение интереса отмечается летом.

Изменение спроса на книги в Казахстане

Блогеры и скидки на книги стимулируют покупателей

Компания Picodi.com провела опрос среди казахстанцев, чтобы узнать, как выглядит книжный шоппинг в стране. Мы не ставили цель узнать, любят ли в Казахстане читать, для нас главным было понять, как выглядит покупательский интерес к печатным и электронным книгам.

Чаще всего казахстанцы книги именно покупают (этот ответ выбрало 67% респондентов). Тем не менее есть и те, кто периодически ходит в библиотеки (13%) или берёт что-нибудь почитать у друзей (5%). 21% опрошенных не смогли похвастаться тем, что много читают или интересуются книгами. И всё же общая статистика не выглядит безнадёжно: 67% мужчин и 77% женщин подтвердили, что за последний год купили хотя бы одну книгу. Именно людей с таким опытом мы расспросили, какой формат книг они предпочитают и считают ли, что книжный рынок в Казахстане отвечает их интересам.
К сожалению, среди наших респондентов оказалось очень немного любителей аудиокниг: только 3% приобретают их онлайн. Наибольшим интересом всё ещё пользуются печатные книги, при этом у 80% опрошенных был опыт покупки книг в интернет-магазинах, а у 63% — в стационарных книжных.


Немалой популярностью пользуются электронные книги в свободном доступе (43%) — мы не стали уточнять, насколько легальны эти источники. Мобильные приложения по типу онлайн библиотек пока остаются непопулярны, хотя с помощью них не нужно покупать каждую книгу отдельно. Ежемесячная подписка предоставляет возможность читать не только уже известные классические произведения, но и постоянно издаваемые новинки. За такой формат чтения высказалось всего 6% респондентов.


Чаще всего казахстанцы покупают книги в связи с собственным желанием что-нибудь почитать (86% участвующих в опросе выбрали именно этот вариант). Некоторую роль в качестве стимулов к покупке играют результаты литературных премий (5%), советы знакомых (17%) или экранные адаптации произведений (6%). В стремительно развивающимся медийном мире важную роль играют и маркетинговые уловки, среди которых обзоры книжных блогеров или значительные скидки на литературу в магазинах: 29% и 71% респондентов соответственно обозначили эти каналы как стимулирующие к совершению покупки. Это очень важный показатель, поскольку 23% респондентов из Казахстана считают, что цены на книги завышены, при этом 60% считают цены приемлемыми и в целом довольны ценовой политикой издательств и книжных магазинов. Всего 8% опрошенных считают, что книги в Казахстане очень дорогие.


Чаще всего казахстанцы покупают литературу из-за любви к чтению (54%), хотя есть и те, кто всё ещё считает, что книга — лучший подарок (20%). 9% указали, что книги им нужны для работы или учёбы, а вот 17% с помощью книжного шоппинга борются со стрессом (неловкий вопрос «читаете ли Вы купленные книги» мы задать не решились).

Книжный шоппинг в Казахстане

Рейтинг литературных жанров и направлений

У 83% опрошенных наибольший интерес вызывает художественная литература. Также в сферу интересов казахстанцев вошла научная и научно-популярная литература. Наименьшим интересом пользуется документальная проза и мемуаристика (17% проголосовавших).


Нет ничего удивительного в том, что именно художественная литература так популярна. Широкий спектр жанров и направлений позволяет читателям во всём мире подобрать что-то на свой вкус. В топ-5 оказались современный роман, классическая литература, детективы, историческая проза, а также приключения. Наименьший интерес вызывает поэзия. В пятёрку самых популярных жанров в мире попали также триллеры и любовная литература.


Больше половины опрошенных покупает книгу реже одного раза в месяц и только 3% готовы покупать книги раз в неделю.
Абсолютное большинство казахстанцев (91%) подчеркивает, что довольно ассортиментом и считает, что издательства публикуют достаточное количество интересного и необходимого материала.

Самая читающая страна мира?

Наш опрос не был направлен на поиски самой читающей нации, зато Picodi.com может назвать самую щедрую на книжные расходы страну мира. В первой тройке оказались Турция, Россия и Испания.

Книжный шоппинг в мире

Методология

Опрос проводился в марте 2019 г. среди 7800 респондентов из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии. В исследовании учитывалась также внутренняя статистика платформы Picodi.com о рынке книжной продукции в 41 стране мира.

Заявление о свободном использовании

Если Вы хотите поделиться результатами данного опроса, Вы можете свободно использовать (копировать, упоминать, пересказывать, перепечатывать, переводить на иностранные языки и проч.) статистику и данные этого рапорта в собственных публикациях и материалах. Пожалуйста, укажите авторов исследования (Picodi.com) со ссылкой на эту интернет-страницу.

Источник: www.picodi.com


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.