Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
РЕЦЕНЗИЯ
«Печаль поэта» Сакена Жунусова...

19.07.2019 6954

«Печаль поэта» Сакена Жунусова 18+

«Печаль поэта» Сакена Жунусова - adebiportal.kz

Сакен Нурмакович Жунусов — казахский писатель, драматург, переводчик и общественный деятель. Внес значительный вклад в развитие казахской литературы.

Сакен Жунусов

Начало его творческого пути было посвящено детям, это книги «На охоте» (1958), «Бабушка, лекарь и врач» (1961), «Чье жилье лучше?» (1962).

Драматургия писателя включает семнадцать пьес. Наибольший успех имели произведения «Сильнее смерти» (1967), «Доченька, тебе говорю…» (1973), «Равноденствие» (1986). Эти работы жизненные и описывают окружающую тогда Сакена Жунусова действительность.

Также писатель перевел на казахский язык произведения русских и зарубежных писателей, среди которых Л. Толстой, О. Гончар, С. Цвейг, П. Фёдоров.

Наиболее яркое его произведение — это роман-дилогия об акыне, певце-композиторе Ахане-серэ на фоне социального строя казахского общества второй половины XIX века, который так и называется «Ахан-серэ».

Также имеется рассказ об Ахане под названием «Печаль поэта», который переплетается с вышеназванным знаменитым романом. Он описательного характера и повествует о жизни вдовца из казахского аула, который остался с глухонемым маленьким сыном Ыбаном на руках.

Рассказ как бы делится на две части: в первой описываются его отношения с молодой цыганкой по имени Салуа (настоящее имя «Саруар»). На самом деле она была казашкой, попала в руки цыгана будучи еще совсем юной вследствие раздора двух казахских племен. Воспитывалась как истинная цыганка: пела, танцевала. С детства цыган учили жестоким законам жизни, обману, ведь если цыган не обманет, это сделают с ним. Иначе сама жизнь могла научить их, но это было бы слишком угнетающе, не каждый такое выдержит.

Читайте также: «10 жизней Усена» Марата Конурова

Происхождение Салуы держалось в глубочайшей тайне, лишь одна старушка перед смертью раскрыла девушке тайну. Молодые люди заглядывались на нее, но родители запрещали соединить узы с ней по законам табора, но и не говорили о причине запрета. Слово среди цыган было ценно и они строго хранили секрет.

Салуа с младых лет напевала песни любимого Ахана. Много ее «отец» и «родные» цыгане кочевали среди казахов и однажды остановились в окрестностях аула Ахана. Вот тогда Салуа влюбилась в Ахана по уши и начала тайком бегать к нему по ночам. Она была белолицей, стройной девушкой с красивыми черными косами.

Однажды, когда Ахан шел домой он увидел мужчину в возрасте, сидящего возле земляной печи. То был «отец» Салуы, он попросил Ахана больше не встречаться с дочерью, так как это было не правильно, рассказал о ее происхождении, но Ахан уже знал, и о том, что вскоре они уедут далеко в Англию, где проводится недельная ярмарка. На нее собираются цыгане со всех концов, пляшут, поют песни, веселятся.

Последним вечером перед отъездом Салуа пришла к Ахану попрощаться, слезы печали лились из глаз красавицы, джигит также не мог сдерживать себя, ведь он искренне любил ее. Однако, между ними было столько преград: с одной стороны, по законам табора она не могла выйти замуж за представителя другой нации, в то же самое время ее не жаловали в невестки цыгане табора — она была не их крови, с другой стороны, он был вдовцом с больным ребенком на руках, не имевший и гроша в кармане, лишь домбру для песен, да лук для охоты и ветхое подобие жилья.

Вторая часть — о разлуке и больном сыне Ыбане. Время близилось к зиме, наступили холода и сына хватил жар. Он лежал так некоторое время и захотел есть, но Ахан был настолько беспомощен как отец, что не мог обеспечить сына едой. Запасы птичьего мяса закончились, да и охота не ладилась, он выстрелил и попал в кулика, но его тельце разлетелось на мелкие кусочки. Так, он ушел домой ни с чем, ведь это был последний патрон.

На озере вблизи еще обитала стая казарок, наверное, последняя, остальные уже улетели в теплые края. Одна из них была старая, жирная и еле передвигалась. Она не могла последовать за более молодыми казарками, которые уже поднялись ввысь, а лед все приближался затягивая озеро. Так и осталась казарка одна…

Ахан также остался один со своим сыном и уже отправился в странствие далеко от родного дома, ставшего чужим без жены Урхии, оставив свои домбру и лук.

Рассказ грустный и передает печаль поэта Ахана, который остался один — у него уже не было родных, аула, родины, он даже сам себе не принадлежал более. Удрученный, измученный, одинокий теперь, раньше он был соловеем степи, крепким мужчиной и надежным мужем, а теперь все его покинули, даже цветок его души Салуа.

Творчество Сакена Жунусова связано с корнями писателя, аулом, славными сынами казахской степи, среди которых казахский народный поэт — акын, певец — композитор Ахан Серэ Корамсаулы, земляк писателя — выходец из северного региона Казахстана.

Ахан (настоящее имя Акжигит) был не только творческой личностью при красивой внешности, изящных манерах, но и ловким охотником. Он прослыл своими талантами на всю степь.

Личность и творчество Ахан-Серэ оставили глубокий след в душе великого казахского писателя.

Ахан-Серэ

Сакена Жунусов — тонкий психолог, аккуратно описывающий внутренние волнения, переживания и состояние персонажей. Читатель проникается сочувствием и пониманием мыслей, чувств и эмоций героев, считывает внутренний диалог и уже прямой контакт с окружением.

Иногда писатель оставляет читателя в догадках с чувством незавершенности, непонятности, действие требует продолжения, но его нет, а есть надежда, что все случится. Так произошло с рассказом «Печаль поэта» — не совсем понятно, удалось ли Ахану подстрелить старую казарку и накормить больного сына, и куда же направился акын без домбры и лука, все-таки эти инструменты — средства выживания мужчины, его главные умения…

Фото: из открытых источников


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Самое читаемое