Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Страничка ученика: Героические эпосы

18.04.2021 442

Страничка ученика: Героические эпосы

Анализ навыков употребления слов в образцах устного народного творчества - один из важнейших вопросов на сегодняшний день. В период становления Казахского литературного языка важно раскрыть их вклад в воспроизводство стилевого богатства путем углубленного изучения языка, дифференциации и обобщения стилевых традиций батыров, внесших свой вклад в духовное развитие народа. Отсюда вытекает и вопрос о стилевых традициях и искусстве, сформированных ювелирами художественного слова, в какой степени они усваиваются и развиваются в современном литературном языке. Образцы устного народного творчества являются одним из основных каналов казахского литературного языка.

Одно из самых древних и сложных ответвлений казахской устной литературы – героические эпосы. Многие из этих эпосов родились из идеи любви к людям, защиты страны от внешних врагов, героического труда для народа. Подвиги героев, выделившихся в нападении и защищавших народ, вошли в народные легенды и эпосы. Конечно, такие эпосы плод не одного века. Это эпосы, претерпевшие множество изменений в соответствии с жизнью народа, общественной жизнью, накопившие множество влияний каждого исторического периода, общественного мнения, различных взглядов и дошедшие до нашего времени.

Можно с уверенностью сказать, что в истории фольклора до и после советской эпохи учитывались многие аспекты эпических произведений. Об этом свидетельствуют стихи героев и исследования на их основе, собранные и опубликованные Ш. Валихановым, В. Радловым, Н. Ильминским, Г. Потаниным, А. Диваевым и другими исследователями. В работах ученых упор делался на определение народности эпоса, на то, что эпос нельзя рассматривать как реальную копию исторического события, а не только как исторический памятник эпосу в целом, но и как выдающийся образец народного творчества. При изучении эпоса в конце 20-х - 30-х годов особую роль играли С. Сейфуллин и М. Ауэзов, но позже их путь продолжили С. Муканов, А. Маргулан, К. Жумалиев, Э. Ысмайылов, Б. Кенжебаев, М.Габдуллин. Связь казахского эпоса с историей, пути возникновения, художественные особенности, народный характер и особенности подробно рассматриваются в трудах этих ученых. М.Ауэзов сказал, что казахский эпос связан с народными песнями (жоқтау, естiрту, қоштасу и др.), и что эти песни могут быть основой для формирования казахского эпоса в целом.

«У нас достаточно песен и эпосов из древнейшего наследия, из легенд древних времен. Это памятники, которые несут суть нашей литературы времен монголов, Золотой Орды, кипчаков, калмыков. Именно, «Алпамыс», «Кобыланды», «Ер Таргын», «Камбар батыр» и другие» [1, 19].

Существует несколько типов разделения эпических песен по периоду, жанровым особенностям. М. Ауэзов разделяет казахский эпос следующим образом:

1. Героический эпос

2. Лиро-эпос

3. Исторический эпос.

4. Реально-исторический эпос.

«Бессмертный, неизгладимый, мудрый летописец прошлого - эпос, передал нам дыхание веков, как если бы души того времени ожили и открыли нам свои тайны, мысли и нерушимые мечты, и стремление к счастью» [2, 190-192].

Многие ученые, принимавшие участие в сборе и изучении казахского эпоса, пришли к разным выводам. Очевидно, что многие их работы оцениваются в науке. Речь идет о жанровой природе нашего эпического наследия. В исследовании казахского эпоса в произведениях с акцентом на опыте жанровой классификации эпических поэм преобладают классификации известных эпиков А.Х.Маргулана и А.Коныратбаева. Прежде всего обратим внимание на классификацию, предложенную А.Х.Маргуланом:

1) Древнейшие эпические песни. К ним относятся такие легенды, как «Ер Төстiк», «Ақ Көбек», «Құламерген», «Шолпан мерген».

2) Эпосы огузско-кипчакского периода (XI-XII века). Сам этот период внутренне разделен на две области.

3) Образование улуса Джучи в казахских степях, его внутренние конфликты («Қобыланды», «Ер Тарғын») и песни, отражающие распад этого улуса («Қамбар», «Қазтуған» и др.). Если обратиться к эпохальному разделу, то они называются ногайскими песнями.

4) Эпос о борьбе с джунгарским нашествием (XIII-XIII века). В него вошли песни про Кабанбай, Богембай, Олжабай, Есимхан и другие. Есть мнения об исторических стихах.

5) Эпос описывается как создание отдельной эпохи, повествующей о борьбе с царским гнётом и произволом ханов в XIX веке. Здесь упоминаются все жанровые различия исторических произведений об Исатае, Махамбете, Бекете, Джанкоже.

6) Эпосы, появившиеся в советское время.

В перечисленных выше группировках казахского эпоса А. Маргулан в основном придерживался исторического принципа. Происхождение такой классификации отражено в идеях Ш. Валиханова, Г. Н. Потанина, В. В. Радлова в XIX веке. Важнейшими из них были взгляды Ш. Валиханова на казахский эпос. Углубление Шоканом происхождения эпоса как представителя исторической школы удивило многих исследователей. Фактически, Шокан сразу заметил различия в исторических песнях эпического наследия и первым предложил термин «исторический эпос». [3, 197].

Практика классификации казахских эпических поэм нашла отражение в произведениях А. Диваева, А. Байтурсынова, Х. Досмухамедовича. Они объединили великие достижения этнографии и археологии с целью доказательства духовного наследия с исторической точки зрения.

Классификация эпического наследия А.Х.Маргуланом хронологически верна. Однако имеет смысл классифицировать его по происхождению и составу эпоса, а не как чистый жанр. Еще одним произведением, отличившим казахский эпос по жанру, принадлежит А. Коныратбаеву. Ученый делит эпос на десять направлений:

1) Сказочный эпос («Ер Тостик», «Куламерген», «Таласбай мерген», «Дотан», «Мунлык-Зарлык»).

2) Летописный эпос, рожденный в эпоху Тюркского каганата. (Орхонские надписи, песни «Культегин»).

3) Огузский эпос (песни «Китаби дадам Коркыт»).

4) Племенной эпос («Алпамыс», «Кобыланды», «Камбар»).

5) Ногайский эпос («Ер Таргын», «Сорок героев Крыма» в исполнении Мурына Сенгирбаева и др.).

6) Исторический эпос («Бекет», «Досан батыр», стихи 1961 года).

7) Лиро-эпос («Козы Корпеш-Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан»).

8) Восточные былины («Рустем-Дастан», рассказы).

9) Авторский эпос («Эспембет», «Отеген батыр», «Сураншы батыр», «Наркыз»).

10) Советский эпос (песни об Аманкельды, Малике, Толегене). [4, 98]

Сгруппировать эпос по происхождению и типам - непростая задача, которые прошли через многие годы и столетия, собрали разные мировоззрения людей и сформировали свой канал на основе эпох и традиций. Например, все эпосы здесь выделены как огузский эпос, родовой эпос, ногайский эпос - «героические эпосы». Безусловно, это героические эпосы по жанру, если не по происхождению. И если мы говорим, что авторские эпические произведения демонстрируют связь устной и письменной литературы, не имеет смысла называть их образцом чистого фольклора. Если есть свойство устной литературы, должно быть доказано, что оно соответствует легитимности литературы. Фактически авторы эпических произведений, появившихся в конце XIII-XIX веках - начале XX века, поясняли, что сборник полон мечтаний и желаний людей, что полностью отражает особенности эпоса. В то же время достаточно подвести итоги специальных исследовательских работ с отзывами об исторических эпосах.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на жанр и этап казахского эпоса, систему, уровень, сборники эпоса, выводы поэтических произведений, чтобы унифицировать классификацию эпоса по жанрам.

Выводы произведений М. Ауэзова, М. Габдуллина, Т. Сыдыкова, С. Садырбаева, Р. Бердибаева, О. Нурмаганбетова, Б. Азибаевой, Ш. Ибраева и других в области эпоса показывает некий похвальный результат жанровой классификации эпоса. Итак, теперь необходимо классифицировать казахский эпос по жанрам следующим образом:

1. Древний эпос

2. Героический эпос

3. Лиро-эпос

4. Истории

5. Эпическая поэма

6. Реально-исторический эпос.

Подобная жанровая классификация нашего эпического наследия не исключает разделения вышеперечисленных произведении на темы по происхождению и развитию, по эпохам. В этой жанровой классификации неизменность жанров и жанровых границ, наличие изменений в характере эпических песен в зависимости от эпохальных влияний.

Как происхождение и закономерность формирования героических эпосов приводит современного читателя в мир сказок. Между бывшим слушателем эпосов и сегодняшним читателем очевидны различия. Известно, что прославление героизма началось со сказок. Эти сказки воспевались в больших поэтических эпосах, таких как «Ер Төстiк», «Желiм батыр», «Құла мерген» и других объясняет превращение сказок в эпосы. Героические песни – это сказки о жизни. Если бы героические эпосы не воспевали таким образом и не создавали образ непобедимых героев, слушатель потерял бы свой интерес. В связи с этим необходимо исследовать эпос, часто применительно к его рассказчикам. Поиск рассказчиков – это открытие версий, вариантов эпоса, причин его множественности. Игнорируя эту закономерность в фольклоре, попытка раскрыть исторические основы эпоса часто ограничивается теорией. Прежде всего, необходимо понять, что определение того, как эпос возник и от кого он произошел, имеет отношение к истории. Нелогично говорить, что прославление героизма зародилось только в племенные времена. Если так посмотреть, то ценность героизма во всех сказках будет ничего не стоящей. Потому что там есть семья, а нет племени. Его враги - дикари. Человек сопротивляется и побеждает.

А в героическом эпосе это племя известно, и злодеяния к ним исходит от других племен. Герой сопротивляется и побеждает. В этом проявляется основной уровень мировоззрения поэта. Если поэт превращает сказку в длинную песню, то по сюжету мы знаем, что он следует тем же правилам. По поводу этого вопроса необходимо учитывать следующее. «Как известно, казахская степь издавна была неиссякаемой рекой поэзии. Песни и айтыс, кюй и поэма были близнецами. Певцы и айтысы акыны создали школу народной песни, сказители и жырау создали школу эпоса» [5, 100]. Исключая это требование, необходимо делить деятелей искусства на обычных рассказчиков, профессиональных рассказчиков (жырауов), поэтов-сказочников. Ведь сказки, народные песни, семейные песни часто пели обычные певцы, а эпические песни - профессиональные певцы. Поэты рассказа были теми, кто воспел тему эпоса и спел в стиле назира. Таким образом, герои древних до-героических эпосов живут поодиночке, охотясь со своими семьями на острове, где они живут. Его боевые враги изображены в виде медной старухи, семиглавых ящериц и драконов. Есть ряд символов матриархальной эпохи. Будет медная старуха, которая доставит неприятности и принесет несчастья семье. Прежде всего, он соблазняет жену героя и сбивает ее с пути. В конце концов, герой сражается с опасным противником и побеждает. Его победа произошла благодаря помощи другой умной женщины. Или он с женой героя дерутся (Ер Төстiк). К античным эпосам в основном относятся «Құламерген, Жоямерген», «Ер Төстiк», «Дотан», «Жерiм батыр» и другие. Словом, античный эпос отражает богатые мифологическими представлениями догосударственные эпохи. Семья героя создана для его Родины. И дело не в том, что это не связано с героическим эпосом. Поэтому необходимо сначала понять внутреннюю классификацию следующих древних эпосов по их содержанию.

Сила героев античного эпоса настолько велика, что их крики «валили деревья и щебень». Эта особенность повлияла на героический эпос. Древние былины, такие как «Алпамыс», «Қобыланды», «Ер Тарғын», «Қамбар», «Қырымның қырық батыры» и многие другие герои, в одиночку раскинувшие весь город, впитали в себя многие черты древних эпосов, предшествующих таким призывам, как «не тонут в воде, не горят в огне». В героических эпосах главное - герой сражается за страну и землю. «Особенно героические эпосы, которые приближают их к сердцу страны, проникнуты патриотическими идеями. На всех этапах развития человеческого общества самой сложной проблемой была защита мира и целостности племен, кланов, государственных объединений, разгром врага и налаживание счастливой жизни. Это тоска - особенность героических эпосов. Мнения фольклористов по этому поводу сходятся [6, 93]. Эта цель требует глубокого исторического понимания вопросов постоянного племенного, национального единства.

Использованная литература:

1. Әуезов М. Әдебиет тариxы. – Алматы: Ана тiлi, 1991. – 256 б.

2. Мүсiрепов Ғ. Суреткер парызы. – Алматы: Жазушы, 1970. – 361 б.

3. Әнес Сарай. Асылдың сынығы. – Алматы: Рауан, 1996. – 241 б.

4. Бердiбаев Р. Эпос – ел қазынасы. – Алматы: Рауан, 1995. – 264 б.

5. Бердiбаев Р. Қазақ эпосы. – Алматы: Ғылым, 1982. –256 б.

6. Ғабдуллин М. Қазақ xалқының ауыз әдебиетi. – Алматы: Санат, 1996., 421 б.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.