Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Страничка ученика: Сакен Сейфуллин

13.11.2021 465

Страничка ученика: Сакен Сейфуллин 12+

Сегодняшняя молодежь может многому научиться через творчество С.Сейфуллина, его наследие и произведения. Сакен – один из самых уникальных казахов. Он любил свой народ и сделал большую работу для своего народа. Сакен пытался использовать политическую платформу самой привлекательной коммунистической партии на благо нации. Однако, несмотря на перевороты и идеологические изменения, имперская тирания в России оставалась неизменной, и жизни Сакена, сотен тысяч боздаков, подобных Сакену, и даже патриотов, избравших совершенно иной путь, превратились в мечты и трагедии. Поэтому о судьбе исторических личностей следует судить не по избранному ими пути, а по тому, насколько они послужили своему народу, сколько оставили достойного наследия. Это логика как исторической справедливости, так и научно-методологических объективных принципов. С этой точки зрения Сакен – уникальный человек, который будет жить вечно и заслуживает вечного уважения народа.

Сакен - поэт-новатор, сыгравший значительную роль в стремительном развитии казахской советской литературы. Его поэзия, хотя и является закономерным продолжением творчества Абая и С.Торайгырова, имеет особую идейно-творческую специфику. Идейный замысел произведений Сакена тесно переплетается с актуальными проблемами новой эпохи, советского времени. Это – основа, главное направление, особое достоинство литературы социалистического реализма. Произведения Сакена, впервые поднявшие знамя этой литературы в казахской степи – это вечное историческое явление, ставшее пламенным предвестником новой жизни сегодня. Сакен, неиссякаемый великими идеями партии Ленина, посвятил все свое искусство народным целям, светлому будущему родной страны, стал вдохновителем нового времени. После Абая он занимает особое место среди тех, кто привнес в казахскую поэзию что-то новое. Внесение изменений в выражение казахской поэзии, усиление внутреннего ритма стихотворения, приспособление к ритму голоса, подчинение слоговой системы - все это признаки новаторского характера поэзии Сакена. Сакену, сделавшему первые шаги на поприще поэзии в 1914 году сборником стихов «Өткен күндер», удалось сохранить неразрывное единство формы и содержания на новой идейной основе в бурные дни Октябрьской революции. Свою политическую лирику «Кел, жігіттер», «Жас қазақ марсельезасы», «Жұмыскерлерге», «Жолдастар» и другие он объединил в сборниках «Асау тұлпар» и «Экспресс», а со знаменитым стихотворением «Советстан» раскрыл новаторство своих стихов. Одним из ярких признаков формирования идейного творчества казахской советской литературы является стихотворение «Кокшетау». Это стихотворение приумножило большой вклад Сакена в литературу. Большим успехом казахской поэзии в 30-е годы стали поэмы «Альбатрос» и «Социалистан», олицетворявшие Новое время, стремившиеся создать великий образ гениального В. И. Ленина, поэма «Қызыл ат», в которой поэт-гражданин бесстрашно воспевал сложные социальные проблемы и смело пересказывал противоречия того периода.

Говоря о поэзии Сакена, особое внимание уделяется созданию его современного образа. Первые образцы этого великого образа начались со стихов Сакена 1917 года. Приветствуя Октябрьскую революцию с большой радостью, поэт воспевает: «Кел жігіттер, болыңдар ер, жүйткіт, орғыт тұлпар», в данном произведении он рассматривает живой образ норовистого тулпара как новую эпоху. Это связано с тем, что тематика глав поэмы «Советстан» называются «Отарбада», «Біздің тұрмыс – отарбада», «Советстан – отарба», «Экспресс», также наблюдаются поиски нового образа, новые поэтические формы и узоры в соответствии с новым содержанием. Поэма Сакена «Кокшетау» прекрасно передает жизнь народа с глубокой философской рефлексией, ярким изображением великих идеалов сегодняшнего поколения с такой могучей Родиной. В то время, когда в Советском Союзе прочно утвердились основы социализма, символ величия и героизма - альбатрос - воспевал образ гения В.И.Ленина как образ Отечества. Его блестящая поэзия, гармонирующая с советской эпохой, является большим достижением казахской советской литературы.

Поэзия Сакена является отражением его творческой личности, но следует отметить, что его вклад в развитие казахской прозы значительный. В 1917 году он написал первый художественный рассказ «Жұбату», первые главы романа «Тар жол, тайғақ кешу» были опубликованы в 1922 году в журнале «Қызыл Қазақстан». Это говорит о том, что Сакен рано начал заниматься прозой. В этом же журнале публиковалась повесть «Айша», ставшая впоследствии романом. Именно тогда родилась повесть «Қыр балалары», две главы которой были опубликованы и не закончены. Сакен написал пять повестей («Жер қазғандар», «Айша», «Біздің тұрмыс» «Сол жылдарда», «Жемістер») один мемуарный роман («Тар жол, тайғақ кешу»). Особое место среди этих работ занимают «Тар жол, тайғақ кешу» и «Жер қазғандар». Ведь эти произведения рождались не только со своими художественными особенностями, но и с бытом казахской советской литературы, доказывая, что сегодняшняя реальность важна для будущих поколений. Роман «Тар жол, тайғақ кешу» сыграл важную роль в истории казахской советской литературы. Этот исторический мемуар повествует об участии казахского народа в Октябрьской революции, его героизме в отстаивании своей победы, о самом трудном способе жить счастливой жизнью. Поэтому этот роман – художественная хроника революционной борьбы. А это народное искусство, с другой стороны, было инструментом политической грамотности. Здесь ярко проявляется борьба двух классовых идеологий. В своем творчестве Сакен на конкретных фактах разоблачает заговоры богатых и феодалов, националистов, нападающих на казахскую буржуазию, раскрывает через героические подвиги народа глубокие тайны основных принципов марксистско-ленинской идеологии и доказывает жизнеспособность победившей идеи.

Сакен также много работал в области драматургии. В спектакле «Бақыт жолына» он изображает мечты и желания казахской молодежи, стремящейся к светлому будущему. Тот факт, что этот спектакль трижды ставился в мае 1918 года в Акмоле, является значительным литературным явлением в эпоху зарождения казахской драматургии. Одним из первых произведений казахской советской драмы стала революционная драма «Қызыл сұңқарлар, написанная Сакеном в 1920 году. Здесь был создан яркий и позитивный образ революционера, такого как Еркебулан, который стал нравственным образом для всех. Даже в эпоху великих перемен в казахской советской драме первым делом было превратить героев того периода в персонажей, показать в ходе развития настоящую правду, создать новый образ советского человека. Драмы Сакена ценны в истории казахской советской литературы своей уникальностью.

Сакен, основоположник казахской советской литературы, неустанно работал и внес значительный вклад и в другие жанры литературы. В 1914 году Сакен написал критическую статью «Манап драмасы туралы» в журнале «Айқап» и стал принимать активное участие в процессе зарождения и развития казахской литературной критики. Литературно-критические статьи «Әдебиет һәм оның бағыттары», «Асау тұлпар туралы», «Қазақ әдебиетінің қысқаша тарихы», «Ұлт театры туралы» «Әдебиет майданында», «Көшпелі дәуірдегі қазақ әдебиетінің күйлерінен», «Өрлеу үстінде» другие, выступления и доклады на съездах, пленумах писателей свидетельствуют о плодовитости и действенности критической мысли Сакена.

Созерцание прошлого и будущего литературы, защита настоящего от чужого влияния – характерная черта писателя-воина. Поэт-революционер Сакен, ставший ведущим в процессе рождения и процветания новой литературы, сумел обобщить свои плодотворные критические размышления на самые необходимые, самые важные периоды, оказав большую помощь в становлении и процветании воинствующего жанра. Кроме того, он много занимался изучением истории литературы, публикацией ее избранных образцов. Он собрал и издал сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқаларын», «Батырлар жырын» (собрав произведения Ыбырая Алтынсарина, Акан Сери, Акмолла и др.) Кроме того, основываясь на марксистско-ленинские методологии, Сакен проанализировал казахскую устную литературу в научном ключе, сделал правильные выводы. В казахском литературоведении большое значение имеет исследовательская работа «Қазақ әдебиеті», написанная Сакеном. Это произведение – произведение, не утратившее своего научного и практического значения, является основой казахского фольклора и весомым вкладом в становление казахского литературоведения. Сакен также принимал активное участие в развитии Казахской Советской публицистики. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.