Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Страничка ученика: Сакен Сейфуллин

18.11.2021 347

Страничка ученика: Сакен Сейфуллин

Когда мы смотрим на жизненный путь и творчество основоположника казахской советской литературы, поэта, доблестного борца, общественного деятеля Сакена Сейфуллина, мы видим много граней великих преобразований казахской истории. Уроки истории показали нам, что Сакен, который верил в Коммунистическую партию и Советское правительство и видел его путь как путь справедливости и равенства, не терял самообладания, когда видел политические искажения со стороны руководства. Он всегда был откровенен, верил в ленинский принцип «самоуправления народов». В Казахстане он открыто протестовал против желающих сделать вывод, обвинив представителей нации в «национализме». Об этом свидетельствует его письмо Ярославскому в 1923 году. Во время своего пребывания на посту Премьер-министра Казахстана он поднял вопрос об объявлении казахского языка государственным языком, ведении государственных дел на казахском языке, увеличении выпуска книг, газет и журналов на казахском языке. Сакен Сейфуллин доказал, что так называемая «киргизская» нация – это «казах». В 1923 году он написал статью «Давайте называть казахов казахами, давайте исправим ошибки». В своей статье он сетует: «По сей день кыргызы называют казахов киргизами…». 9 июня 1923 года он опубликовал знаменитую статью «Кеңсе істерін қазақ тілінде жүргізу керек». Именно Сакен открыто выступил против политики Голощекина. Прежде всего, Сакен - великий новатор, который смог воспеть эпоху своей жизни и найти лучшие способы ее почтить. Есть также тот факт, что его музыка внесла значительный вклад в раскрытие его Богом данного таланта. Одно из отличий Сакена от других общественных и государственных деятелей – это его великая поэзия. А самый главный секрет его поэзии - новаторская реформа. Главный канал инноваций - создание имиджа современного мира. Поэты и писатели пытаются создать образ своего времени, но такой мир - замаскированное благо. Хотя Сакен посвятил большую часть своего поэтического таланта гражданской музыке, в которой преобладают политические тенденции, раскрывающие новаторский характер социальных изменений, Сакен также занимает значительное место в нашей литературе как лирический поэт. Лирика Сакена разнообразна по тематике и жанрам. Он пел о природе родной степи, бессмертной любви и настроении. При этом поэт показал эмоциональное состояние человека в тесной связи с общественной жизнью. Свидетельство тому - стихи, написанные им до революции. Как лирик новой эпохи, Сакен в своем творчестве развил этот национальный гуманизм и демократичность. Стихи Сакена о природе помогли сформировать в казахской советской литературе новую позицию. Прекрасный образ «Кокше» до сих пор хранится в сознании читателей под именем Сакен. Поэт написал множество стихотворений на эту тему.

Поэма Сакена «Аққудың айрылуы» имеет особое значение в воспевании прекрасной природы родной степи и искренней любви. Легенда о романтической любви «Аққудың айрылуы», проповедующая великую гуманистическую идею родилась таким образом, чтобы действительно удовлетворить любой художественный вкус. Мы называем «Аққудың айрылуы» лирической поэмой, потому что оно описывает только момент. Пока два лебедя праздновали на озере, кровожадный серый снайпер выстрелил в одного из них и поверг в страдания. Когда могущественная сила настоящей любви понимает, что не может жить в одиночестве, второй лебедь падает с неба на глазах у снайпера. Великая гуманистическая идея этой легенды о честной любви заключается в чувстве искренности, дружбы, любви к прекрасному. Художественная сила лирической поэмы была сильной и влиятельной.

Вторая половина 20-х годов не устраивала ни Сакена, ни его сторонников. Сам Сакен об этом сказал: «Когда я сижу на руководящих должностях, я убеждаюсь, что я не могу вмешиваться в политико-социальные дела. Я перешел в те дела, которые ни во что не вмешивается. «Аққудың айрылуы» и еще несколько моих работ были написаны именно в это время». В сборнике «Вопросы литературы и критики» 1929 года критикуют лирические произведения Сакена. Только после того, как Сакен был оправдан, «Аққудың айрылуы» заняла свое надлежащее место в его целомудрии и чувственности и истории литературы. Особое место в казахской поэзии занимает народная поэма «Кокшетау», которая началась в 1925 году, завершилась в 1928 году в Ташкенте и была издана в 1929 году. Лирический герой в поэме – Кокшетау. Все события ярко проиллюстрированы «Окжетпес», «Жумбактас», «Жеке батыр» возведены в ранг художественного образа. А образ Адак и плененной девушки, поднявшиеся до уровня художественного образа, помогают раскрыть и укрепить имидж Кокшетау. С.Сейфуллин пишет:

Жұмсамақ еңбек табы жігер-күшін

Жасамақ жер-дүниеге жаңа пішін.

Жоқ қылып қайғы, қасірет, жарлылықты

Жертобын ұжмақ қылмақ адам үшін

В этом случае поэт связывает красоту природы с трудом народа. Глубокие романтические образы в стихотворении, его восхищенные взгляды на мудрецов и деятелей, оставивших свое имя на казахской земле, являются ярким и решающим признаком того, что советская казахская поэзия прошла через процесс становления и расцвета. История и природа Кокшетау уникальны по своему вкладу в казахскую литературу и поэзию. Поэтому это было первое начало описания родной земли. Главный герой – плененная калмыцкая девушка, чтобы показать нападение Аблая на Калмыкию и ту огромную добычу, которую он оттуда отобрал. Это исторический факт, а если и нет, то необходимый способ сплести сюжетную линию произведения и создать художественный образ. Поэтому плененную калмыцкую девушку не только описали так, что у многие ею чрезмерно восхищались, но и превратили в эпос, который все казахи читают с восхищением и страстью. Он нашел прекрасное направление, которой восхищались все люди. Через пойманную калмыцкую дочь Абылай хотел узнать намерения своих героев и сказал, что должен наблюдать за их поступками или критиковать их искусство, и, наконец, дает выбор девушке. Девушка ставит три условия, потому что знает, что это последнее средство. По первому условию девушки родилась легенда об Окжетпесе. Это выражено поэтом в ярком стихотворении. По второму условию родилась песня «Жумбактас». Третье условие приводит к перекручиванию стихотворения. Когда девушка превращает свою судьбу в загадочную тайну под названием «Кептер кебі», у героев-хвастунов не хватает ума, чтобы решить ее. Человек по имени Адак, увидев, что они проигрывают в состязании по уму, не выдержав утраты чести страны, попросил разрешения у Абылая и выполнил все условия. Зрителей особенно удивляет то, что решение загадки «Кептер кебі» оказалось очень сложной. Цель Сакена - не чтить честь людей, а честь страны. Основная идейная линия поэмы заключалась в том, чтобы показать, что простой деревенский Адак – образец нравственности, справедливости и доброты, выразил словами образ их душ. В поэме Сакена «Кокшетау» рассказами «Жеке батыр», «Бурабай», «Окжетпес», «Жумбактас» не только развернула сюжетную линию, но и воплотила в словах образ их души. Именно здесь глаз радуется красочному виду, увлекательные истории захватывают душу.

Жағалай тау мен орман анталасып,

Ортада жатқан жасыл мөлдір айна,

Ойнайды сол айнадан жүзін көріп,

Кеш болса сансыз жұлдыз, алтын ай да.

Это настоящая лирика природы. Сакен не обращает внимания на каждое действие, если только он не рассказывает легенду. Он показывает ученику приятный вид природы силой слова. Кажется, автор создал пейзажную галерею «Кокшетау». Посмотрите на следующее описание:

Үйшік бар әлгі құзда үңгірлеген,

Ішіне кірсең үйдей күңгірлеген.

Аталған «Кенесары үңгірі» деп:

Көрсеңіз тәрізді іші дым кірмеген.

Конечно, в великих произведениях поэта, которые он подарил казахской литературе, мы находим много красоты и изящества, прекрасного красноречия, чудесного образа, случайного характера. Естественно сказать, что Сакен и Магжан соревновались в природе и истории прекрасного Кокше. Однако известно, что стихи Магжана были написаны рано, в 1923 году, а эпопея Сакена «Кокшетау» началась в 1925 году и закончилась в 1928 году. Итак, мы видим, что Магжан выиграл по времени. Магжан, возможно, не думал, что Сакен будет таким артистическим ответом, полным загадок и красоты, но ясно, что прозрачная, трогательная и насыщенная поэма взбудоражила Сакена и пригласила его на творческое соревнование. Очевидно, что личности двух поэтов находятся в одинаковом состоянии, их произведения находятся на одном уровне. Благодаря творческому конкурсу мы рады, что наша литература стала богаче художественной литературы и еще одним большим достижением.

Среди лирики настроения Сакена особое место занимает стихотворение «Сыр Сандық». В этом произведении, подчеркивающем искреннюю дружбу и чистоту чувств между людьми, поэт рассматривает духовный мир человека как ключевой ящик, спрятанный на вершине высокой скалы. Один из них забирается на вершину скалы и не может открыть коробку с тайной. Это могут раскрыть только верные друзья, глубоко разбирающиеся в душе. Он развил такой поиск, как создание стихотворения, раскрытие содержания, и родил «Сыр Сандық» с игривым узором.

Сыр сандықты ашып қара, /8/

Ашып қара сырласым. /7/

Сым пернені басып қара, /8/

Басып қара жырласын. /7/

Выражение стихотворения является новинкой для казахской поэзии, так как мелодия слов быстро проникает в настроение. Исследования Сакена помогли сформировать эстетический вкус людей, создав такие стихотворения. Сакен - свободный духом художник.

Қара жерден аспан асып ұшайық,

Жерді, аспанды біріктіріп құшайық.

Аспан жерді қуыршақтай қапсырып,

Алып қолға ырғап-шайқап қысайық

Яркий образ в строках этого стихотворения доказывает, что у поэта безудержное воображение. В то время как желание сделать небесную звезду украшением земли само по себе является проявлением овладения силой слова. Это доказывает, что Сакен умел смело расширять границы лиризма, не только оставляя его как проявление нежных чувств, но и развивая его, придавая ему гражданскую мелодию и вдумчивое содержание. В таких стихотворениях, как «Ананың хаты», «Анаға жауап» он добавляет к чувству тоски между матерью и ребенком новые чувства. Он утешает свою мать, которая скучает по нему, и призывает его вернуться в страну. В этих стихотворениях есть реальные образы матери и борца, хозяйки нового общества, которая воспитывала своего ребенка на борьбу за жизнь, упорно трудясь в старой жизни. Таким образом, Сакен, как лирик, стал поклонником доброй морали, постоянной дружбы и священных чувств материнства. Мухтар Ауэзов сказал о нем: «В поэтических пассажах Сакена высокомерные слова звучат с каждого хребта, «жабы емеспіз, тұлпармыз», «құладын емес, сұңқармыз» встревожили проснувшееся стадо прошлого. Все, что заканчивается в его произведениях, понятно. Чувство выдающейся целостности, рожденное от целостной личности. Его искренность - самая сильная эмоция, которую можно вызвать, зажечь, испарить. Искренняя честность. Поэтому путь к этому - не путь человека, считающего каждый шаг, а путь реальной жизни с уклоном, путь настоящего поэта. Источник смысла, поле деятельности лидера, великое произведение должно рождаться от такого достойного источника», - мудрый человек ясно понимает великую поэзию Сакена и однозначно определяет его место в литературе. Таким образом, мы видим, что произведение, основанное на жизненных реалиях, на каком бы уровне оно ни было написано, не останется незамеченным. Это естественное явление. Таким образом, произведения, написанные с настоящей поэтической силой, особенно стихи и поэмы, были жемчужиной вклада Сакена в казахскую поэзию. Достоинство этих произведений со временем будут уважать и передавать новым поколениям.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.