Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
В «Астана Опера» прошел юбилейный концерт симфонической музыки

05.03.2020 328

В «Астана Опера» прошел юбилейный концерт симфонической музыки 16+

В государственном театре оперы и балета «Астана Опера» состоялся концерт симфонической музыки, посвященный 180-летию П. Чайковского, 250-летию Людвиг ван Бетховена и 175-летию Абая.

В первом отделении концерта представлены скрипка с оркестром №3 си минор, ор.61 К. Сен-Санса, Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром си-бемоль минор, ор.26 П. Чайковского, музыкальные произведения Бетховена и Абая. Во втором отделении прозвучала Симфония №5 ми минор, ор.64 П. Чайковского.

Маэстро Абзал Мухитдин поделился своими мысялми относительно тематического музыкального вечера и опыте знакомства с творчеством гениальных композиторов:

«Для каждого из музыкантов и людей искусства Чайковский, Бетховен и Абай являются такой путеводной звездой, они помогают в жизни достичь своей мечты. Для меня лично эти три великих человека и их творчество открыли путь в большое искусство. Первое произведение Бетховена, которое я исполнял — песня «Сурок». Часто слушал симфонию «Зимние грезы» Чайковского, пластинка была очень сильно поцарапана. Я тогда мечтал, что каким-то образом буду участвовать в воспроизведении этих звуков, и сегодня вот так получилось, что мы исполняем одну из симфоний, созданных гениальным Чайковским. Еще надо заметить одно произведение в рамках концерта. Все мы знаем нашего Абая и о 175-летии Абая, но то, что мы предложим сегодня — это очень необычный вариант, то есть известный английский композитор Карл Дженкинс, ныне живущий, использовал песню «Айттым сәлем, Қаламқас» и на основе нее создал вторую часть своего скрипичного концерта который называется «Сары қыз». Я имел счастье познакомиться с этим композитором и когда я еще лично его не знал, будучи на учебе за рубежом в Англии, я практически каждый день его слушал по Classic FM. Он очень много лет был в ТОП-10 в Classic FM и то, что он обратил свой взгляд на казахскую музыку говорит о многом, а большой вклад в это внес наш соотечественник Марат Бисенгалиев, который жил в том время в Великобритании и очень тесно общался с композитором».

На фото: Абзал Мухитдин

Он также рассказал о том, как подбиралась программа концерта и как шла подготовка оркестрантов:

«Если говорить про солиста, то не один месяц. Может быть полгода. Если говорить про оркестр, оркестр живет в своем особом режиме. Когда известно, что произведение будет исполняться через определенное время, оркестранты берут партии и загодя готовят их, они учат обычно симфонию, потому что она сложнейшая для оркестрового исполнения и уже вплотную ближе к концерту за неделю начинаются совместные с солистом репетиции».

И добавил про великих композиторов следующее:

«Если говорить про Бетховена, то это графическое ощущение звука, здесь все очень четко. Я сказал бы так, если Чайковский — акварель, то Бетховен — графика, то есть это черно-белая подача, скупая на эмоции, но все строго выдержано и лаконично и в то же время глубоко. Если говорить про Камиля Сен-Санса, то он — один из немногих композиторов, который обратил свое внимание на Восток. В его музыке сквозят ораторские нотки, лады, но все это в оправе европейской музыки. В любом случае это взаимопроникновение культур дает нам ощущение того, что мы все едины и сегодня, когда кто-то начинает разделять мир на фрагменты, пытается стравливать людей друг с другом, эта музыка — то, что нас объединяет и дает нам ощущение того, что мир маленький. Наша человеческая цивилизация, на самом деле, крошечная».

Маэстро вспомнил слова выдающегося Ошо, который сказал, что считает самым великим достижением человеческой цивилизации ни компьютеры, ни ракеты, ни спутники, а симфонический оркестр, симфоническую музыку, которая отражает как-бы модель идеального человеческого сообщества. Если кто-то в оркестре солирует, то другой уступает ему дорогу, играет тише, дает возможность высказаться этому инструменту, потом играет ансамбль как единое целое с одним ощущением дыхания.

На вопрос о том, что объединяет творчество Чайковского, Бетховена и Абая, маэстро ответил:

«Для музыкантов Бетховен — это один из столпов, школа, то есть классический музыкант не может пройти мимо этой школы. Без Бетховена дальше знакомство с романтикой уже будет не полным, он дает нам базу, поэтому Бетховен, Чайковский, Сен-Санс и Абай для людей искусства — это даже не гении, а пророки, которые показывают путь духовного развития личности на многие годы, века вперед.

Концерт очень глубокий по содержанию и многих заставит задуматься о смысле жизни, смерти, любви и бескорыстии.

Я думаю, это те темы, которые нужно сегодня поднимать и говорить о них более широко. То есть трудно найти ценные вещи, которые лежат на поверхности, которые были бы актуальны, и они, несомненно, есть, но они задавлены всякой ненужной информацией. Считаю, что после концерта люди очистятся и придут домой с новыми ощущениями жизни и счастья. Наверное, это то, ради чего мы живем и работаем в этом прекрасном здании».

На фото: Абзал Мухитдин и оркестр

Солист музыкального вечера, первая скрипка театра «Астана Опера» Багдат Абильханов также поделился рассказом о том, как шла подготовка:

«Касательно подготовки у музыкантов есть свои секреты, но история о них умалчивает. Один небольшой секрет я Вам могу рассказать — подготовиться пришлось в самые сжатые сроки. У нас, музыкантов, не бывает запланированных концертов на два-три года вперед. Бывают ситуации, когда нужно спасать положение, бывает, что музыканты по каким-то причинам не могут приехать».

Заметим, что Багдат Абильханов любит играть все. Будучи еще 6-летним мальчиком, он полюбил скрипку. В советское время был фильм о Никколо Паганини. Тогда его озвучивал знаменитый скрипач Коган. В 2002 году, прожив два месяца за границей, он так соскучился по родине, что услышав на ВДНХ песню «Жан досым» Ермека Серкебаева, вместе с коллегами расплакался прямо на улице.

На фото: Багдат Абильханов

«Вся наша музыка, весь наш фольклор они у нас в крови. Казахи — очень музыкальный народ. Я люблю играть казахскую музыку, так как, на самом деле, красивее нашей казахской музыки нет ничего на свете. Но также обожаю Бетховена и люблю Чайковского. Они все умещаются в моем сердце», — рассказал о музыкальных предпочтениях касательно трех глыб, которым посвящен музыкальный вечер.

Конечно, творения Бетховена и Чайковского отличается друг от друга. Об этом поведал солист концерта:

«Бетховен — композитор, один из немногих композиторов венской классики того времени. Это строгость, классические рамки. Играть его не тяжело, но сложнее для нас, так как эта музыка все-таки немецкого композитора. Родившись чуть позже Моцарта, он успел сделать всю классическую музыку. Он гениален — им было написано очень много произведений и все они шедевральны. Чайковский — это русская музыка, исконно романтическая музыка, которая намного ближе нашему сердцу, потому что мы все-таки воспитаны ближе к русскому духу. Нам легче исполнять русскую музыку. Но сравнивать их сложно, так как они оба гениальны и сказать, кто лучше или хуже, трудно для меня. Более того, это большой грех. В музыке Чайковского можно выразить себя на все 200%, а в музыке Бетховена нет, если только не играть его поздние сочинения».

От зрителей обратную связь скрипач-виртуоз ощущает по-разному. По его словам, публике не всегда нравится музыка, которая несет грустный характер.

«Произведение Абая в обработке Карла Дженкинсона получилось в минорных тонах и публика была немного в лирическом настроении. Я очень люблю нашу публику. В «Астана Опера» всегда полные залы, музыка воспитывает людей и воспитывает того, кто играет эту музыку, потому что от оценки публики зависит все», — заключил Багдат Абильханов.

Отметим, что такого плана концерты происходят на постоянной основе, но реже чем в филармонических обществах, потому что жанровая принадлежность театра — это опера и балет.

Текущий 2020 год будет насыщенным на мероприятия в честь великих деятелей Чайковского, Бетховена и Абая, внесших огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства.

Фото принадлежат Литературному порталу (adebiportal.kz)


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Самые читаемые