Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Женщины моей родины...

20.09.2022 13407

Женщины моей родины

Женщины моей родины - adebiportal.kz

Как и следует из биографии художника, выросшего в детском доме, – а в период с начала и до середины ХХ века сиротство в СССР было явлением масштабным, – его творчество – это в большей степени погруженность в себя, в мир собственных мыслей.

«Женщины моей Родины», пожалуй, самое известное произведение художника, полностью вписывается в каноны социалистического реализма советского искусства. И по эпическому и по монументальному размаху произведение – результат влияния идеалов эпохи, но в нем столько истинной веры, что продиктовано оно скорее не стремлением соответствовать требованиям государственной идеологии, а глубокая убежденность в правоте данного положения вещей.

Полотно «Женщины моей Родины», как и требует соцреализм, пафосный, героическая горделивая осанка в образах женщин трех поколений, олицетворяющих преемственность в жизни, олицетворяющих саму жизнь, эстафету в ней – все в картине очень знакомо и понятно для советских граждан. Такие монументальные композиции были традиционны в интерьерах общественных зданий, подобным образом осуществлялась так называемая ленинская монументальная пропаганда идеалов коммунизма.

Художник демонстрирует, что он согласен с эпохой, что для его мира образами хранительниц и носительниц вечных непреходящих ценностей остается женщина. Правда, и здесь есть пересечения с социалистическими мифами советского периода: женщина должна оставаться матерью, сестрой , хранительницей очага с одним толь-ко дополнением: она должна быть еще и работницей, труженицей. Полотно А. Жусупова о материнстве в первую очередь.

В произведении крепкие, чеканные, несколько суровые образы представительниц трех поколений, но по внешнему виду можно сказать, что разница в возрасте соответствует этнической традиции: между юной матерью и ее родительницей небольшая возрастная граница, чего не скажешь о бабушке (в полотне она выступает уже прабабушкой).

Оттенки розовых цветов и сияние белого на традиционном головном уборе, графичность в построении фигур, характерный для соцреализма жест крепких открытых ладоней рук – все очень фундаментально и, кажется, прочно и вечно, как то пропагандировалось официальными кругами. Некая суровость образного решения согласуется с суровым стилем советского соцреалистического искусства. Тем не менее, тема материнства – это, вероятно, и собственные внутренние переживания автора. Он использует тональный и цветовой контраст, и если чистые светлые цвета одежды холодноваты, то сами лики и фигура младенца решены в цвете древа, мощного древа, прочно связанного с земным лоном.

Вообще для художника образы старцев – это эпические носители традиционного сознания и знания жизни, это проводники нравственно-эстетического опыта прошлого, а «женщины его Родины» – выступают божественными и сильными хранительницами мира.

Младенец, что у ног этих трех великих представительниц рода, защищен этим монументальным «щитом», они как исполины, оберегающие его жизнь. И вместо теплых и ласковых рук, как правило, ассоциирующихся с женщиной-матерью, его оберегают сильные, властные и в то же время добрые и родные руки. Нет сентиментальности в выражении такой любви, но она прочно связывает все поколения, что мы видим на полотне.

Люди этого времени традиционно обожествляли женщину-мать и как защитницу и как хранительницу покоя на земле. Плакаты времен войны очень прочно вписались в сознание, чтобы не влиять на сложение подобных архетипов. Вот и художник следует канонам соцреалистического искусства, стремясь выразить любовь и веру в свои «корни».

Возвышая фигуры над низким горизонтом, автор возвеличивает роль материнства в жизни, ее природой определенное предназначение. И еще связь поколений, что всегда важна в сознании номада и, вероятно, связана с чувством внутренней незащищенности самого автора. Защита, высшее покровительство – это то, что художник интуитивно ищет, обращаясь к своим предкам, к мудрым старцам и женщинам, которые предстают и как хранители этнической куль-туры. Не случайно бабушка одета в традиционную национальную форму одежды, в те времена это уже почти утрачивалось.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.