Железная дорога Челгашы-Шоккарагай – новый импульс развития Костанайщины

20.06.2018 5496

Казахстан – транзитная страна, имеющая большую территорию, расположенная в самом центре материка Евразия. Во времена СССР между регионами Казахстана недостаточно развивалась транспортная связь, в том числе и железнодорожная. СССР воспринимала Казахстан как сырьевой придаток и все транспортные дороги были проложены напрямую в европейскую часть страны с целью дальнейшей переработки сырья. Поэтому не было ни железнодорожной, ни автомобильной дорог, прямо соединяющей юг и север Казахстана. Транспортные артерии объезжали юг и север сворачивали в сторону России. Не было железной дороги и автобанов, идущих с запада в центр и на север. Правда, в период независимости наша страна начала постепенно решать эти проблемы. К примеру, была проложена железнодорожная магистраль Алтынсарино – Хромтау, который соединил север и центр страны с западом Казахстана. 

Костанай расположен в северо-западном регионе Казахстана, со слабо развитыми магистральными путями с центральными и южными регионами страны. Однако это не ошибка новой экономической политики суверенного Казахстана, а доставшееся нам «наследие» СоветскогоСоюза. 

В центральный регион Костанайской области поезд отправляется с южной части железной дороги на запад и возвращается обратно в Костанай через станцию Тобол: во времена сталинской индустриализации прошлого столетия станция Тобол была построена как путь для перевозки полезных ископаемых в виде свинца, меди и угля из южной и центральной частей Казахстана на заводы Южно-Уральского региона России. Поэтому областной центр Костанай остался как бы в стороне. 

В конце 50-х годов минувшего века Костанай был соединён с Тоболом. Таким образом, пассажир, прибывающий из южного региона страны или из Астаны в Костанай, совершает пятичасовую поездку в обход, тратя свое драгоценное время.

Некоторые состоятельные пассажиры, отправляющиеся из Алматы, Астаны в Костанай, высаживаются в Аманкарагае и едут на легковой машине, если наоборот едут с Костаная в Астану, то едут на машине до Аманкарагая и садятся на поезд. Поскольку на машине расстояние между Костанаем и Аманкарагаем всего лишь 100 км, обьезд 240 км.

Независимому Казахстану необходимо исправить это «наследие» со времен Советского Союза и связать крупный областной центр с основными железнодорожными маршрутами. Это имеет и политическое, и экономическое значение.

Связав станции Челгаши и «Шоккарагай» новой железнодорожной веткой, мы не только сократим времени пути в два раза, но и получим ряд социально-экономических преимуществ:

Во-первых, расстояние между Костанаем и Астаной, значительно сократиться и это сэкономит деньги и время пассажиров. Сэкономленные средства будут вложены в развитие человеческого капитала, к чему постоянно призывает наш Лидер нации. 

Экономия дорожных расходов пассажиров будут перенаправлены и инвестированы в другие сферы, особенно, в область самосовершенствования (образование, здравоохранение, туризм и т. д.). В настоящее время скоростной поезд «Тальго», отправляющийся по маршруту Астана-Актобе-Атырау доезжает до станции Тобол за 7 часов. Если этот поезд поедет прямо с Челгашей в Костанай, то он примерно за 7 часов будет в областном центре. А ныне путь из Астаны в Костанай в обычном советском (российском) поезде занимает 14 часов.

Во-вторых, строительство железнодорожной линии «Челгашы-Шоккарагай» позволит заметно увеличить спрос на продукцию железнодорожного прокатного завода, открытого в городе Хромтау в рамках индустриальной программы ГПИИР. Используя продукцию завода по производству железнодорожных путей для проекта, можно предотвратить остановку производства и построить дороги для более мощных современных поездов (Tальго и т. д.)

В-третьих, поезд, направленный из Астаны в Западный Казахстан был бы транзитным маршрутом, если бы проходил через региональный центр Костанай (сейчас они не пересекают Костанай, а проезжают через небольшую станцию Тобол). Более того, мы получили бы прекрасную возможность «изолированному» Костанаю помочь установить тесные отношения с южными и западными регионами и способствовать деловым контактам и партнерам со всех регионов страны.

В-четвертых, железнодорожная дорога, которая связана с Челгашами до областного центра Костанай будет проезжать через одну из самых красивейших мест в области курортную зону «Сосновый Бор» (станция «Шоккарагай» в лесах Аракарагай). Это значительно увеличит количество туристов из южных и западных регионов в курортную зону. 

В настоящее время, чтобы добраться до этого санатории они должны отправиться в Костанай, а затем дополнительно ехать намашинееще 50 км. Кстати, лечебная вода курорта «Сосновый бор» славится не меньше, чем вода курорта Карловы Вары. Лечащие врачи предлагают своим пациентам кроме Карлово Вары и «Сосновый бор».

В-пятых, несомненно, железная дорога изменит в лучшую сторону экономику районов Карасу и Алтынсарина, участвующих в реализации продовольственной программы - поскольку железная дорога проходит через районы Карасу и Алтынсарина и отправляется в районный центр Алтынсарина Обган и останавливается в Шоккарагае. 

В Алтынсаринском районе работает новая птицефабрика. Если железная дорога будет построена, тогда откроются и другие производственные объекты (элеватор, мясоперерабатывающие заводы, заводы по переработки молока). Маленькая станция Шоккарагай станет оживленной железнодорожной станцией, такой же как Боровое, и будет оживит жизнь небольших деревень в этом районе (такси, торговля, обслуживание и т. д.).

В-шестых, по площади территория Костанайской области не меньше некоторых европейских стран, но здесь инфраструктура развита весьма слабо. Автодорог и железнодорожных соединений мало. Если будет построена железная дорога «Челгашы-Шоккарагай», то образуется «кольцо» (Костанай-Челгаши-Кушмурун-Аманкарагай-Тобол-Рудный-Костанай). Это улучшит внутренние связи региона. 

В свою очередь «кольцо» даст возможность развития других сфер экономики. Во-первых, возобновит внутренний туризм между Костанай – Шоккарагай – Кушмурун (местная история, рыбалка, отдых на природе). Кушмурун - это лес, живописная природа, места с богатой историей.

Здесь служил султаном Аманкарагайского округа Чингис Улизханов, внук знаменитого Абылай хан. И здесь же прошло детство известного казахского ученого Чокана Валиханова. В этом регионе Шокан записал из уст импровизатора–акына Жаманкара общее наследие тюркского народа эпос «Едиге батыр».

Также можно открыть места отдыха вблизи озера Кушмурун, куда могут ездить жители областного центра, а также те, кто приехал отдыхать в курорт «Сосновый Бор».

В-седьмых, в 2014 году в стране запущен социальный проект «Серпин-2050», который предусматривает реализацию идеи «Мәңгілік ел» и занятость молодежи нашей страны. Основная цель проекта - помочь молодым людям южных регионов с низким потенциалом занятости, но с высоким демографическим ростом в высших учебных заведениях в северных и восточных регионах страны, где реализуются крупномасштабные проекты индустриально-инновационной программы, а затем трудоустроить их в этом регионе. Другими словами, рациональное использование человеческих ресурсов. 

За последние два года в Костанайских университетах и колледжах было зарегистрировано более 3000 обучающихся. Выпускники данного проекта уже вовлечены в работы на объектах, включенных в карту индустриализации. Однако сложность ситуации с молодыми людьми, прибывшими в Костанай с проектом «Серпин-2050» и их родителями, - это расстояние. Остальное - чистый воздух, красивая природа, культура региона, состояние учебных заведений – им все нравится.

Если бы время на дорогу было меньше, поток на север заметно увеличился бы. Мы понимаем, что безопасность пограничного региона с точки зрения демографических и трудовых ресурсов Костанайской области - одна из самых главных задач идеи «Мәңгілік ел». Поэтому инвестирование в Казахстан за счет его внутренних ресурсов - это реальный шаг на пути к будущему страны.

В-восьмых, построенные станции и инфраструктура по линии железной дороги Челгашы-Шоккарагай будут новым драйвером экономики Костанайской области, стимулирующие создания новых рабочих мест. 

При планировании инфрастуктурных проектов мы по-прежному делаем расчеты на основе сложившихся советских экономических взглядов, учитывая прямые выгоды. При этом не учитываем косвенные выгоды, которые имеют непосредственное отношение к развитию человеческого капитала. Тренд нашего времени это способствовать развитию человеческого ресурса (капитала). Проект Челгаши-Шоккарагай может стать ярким примером этого тренда.

Алмасбек Абсадыков, доктор филологических наук, профессор, Костанай

 

data-cke-saved-src=http://www.matritca.kz/uploads/posts/2018-06/thumbs/1529463805_kostanai.jpg

Бөлісу: