Как Пушкин написал Историю Пугачева?

Поделиться:

06.06.2017 5869

Посещению Пушкиным Уральска посвящено много статей, книг. Напомним, что это произошло в сентябре (по новому стилю в октябре) 1833 г. В октябре 1832 г. Пушкин впервые подошел к проблеме крестьянского восстания 1773–1775 гг. и к истории офицера-дворянина, изменившего своему классу. И поэт обратился к архивным материалам о пугачевщине. Эта работа настолько увлекла его, что вместо романа он принялся за «Историю Пугачева». Черновая рукопись была завершена уже к лету 1833 г. Но Пушкин не был удовлетворен использованными им источниками. Ему не удалось получить доступа к засекреченным протоколам допросов Пугачева и ближайших его сподвижников. Доступные же материалы освещали Пугачевское восстание односторонне, с позиции администрации Екатерины II.

Пушкин сознавал, что для более полного и выразительного освещения событий следовало обогатить исследование новыми источниками и собственными наблюдениями. С этой целью он и отправился в августе 1833 г. в путешествие на берега Волги и Урала, в те края, которые были главной ареной крестьянской войны 1773–1775 годов. В путешествие, которое и привело его в Уральск.

Впрочем, посещение Уральска в первоначальные планы поэта не входило. Как полагают пушкинисты, решение было принято после того, как в Оренбурге Пушкин выслушал выразительные рассказы Владимира Даля – он служил чиновником по особым поручениям при оренбургском губернаторе и как раз накануне вернулся из длительной поездки по землям уральских казаков.

В Уральске Пушкин находился с 21 по 23 сентября. Его здесь принимали как знаменитого поэта. Разместили на втором этаже атаманского дома, сохранившегося до сих пор. И часть здания ныне занимает музей имени Пушкина. В октябре 2006-го его посетили президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев.

О том, как поэта встретили в Уральске, он писал своей жене: «Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье. Наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Пушкину показали в городе места, связанные с пугачевщиной. Это и Михаило-Архангельский собор, стены которого еще имели выбоины от пушечных ядер. И дом Устиньи Кузнецовой, второй жены Емельяна Пугачева, и дом, в котором была их свадьба, и сгоревшие руины Петропавловской церкви, в которой венчали Пугачева и Кузнецову. В бумагах Пушкина есть рисунок женского профиля, датированный 1833 г. Предполагают, что это – Устинья Кузнецова, как она представлялась поэту.

В Уральске чиновники войска разыскивали для Пушкина и престарелых очевидцев крестьянской войны. Очень ценной оказалась беседа с казаком Михаилом Пьяновым, в молодые годы служившим у Пугачева в личной гвардии. Из этой беседы поэт не без удивления выяснил, что престарелые очевидцы бунта и спустя 60 лет были убеждены: Пугачев был законный царь Петр III.

Вечером 23 сентября 1833 Пушкин выехал из Уральска, направившись к берегам Волги, а оттуда в Болдино. Поездка по Оренбургскому краю и Поволжью дала поэту обильный материал, широко использованный при создании «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Это позволило ему вернее понять Пугачева и социальный смысл поднятого им восстания.

Издав «Историю Пугачева», Пушкин послал несколько экземпляров для оренбургских и уральских знакомых, в том числе наказному атаману уральских казаков Василию Покатилову. Сопроводительная записка заканчивается словами: «До свидания в степях или над Уралом. А.П.». Значит, поэт предполагал снова посетить Поволжье и Приуралье.

В то же время эти три дня, проведенные Пушкиным в Уральске, вызвали и пушкинистов многие споры, не утихающие десятилетия.

Пушкинисты спорят

Одна из загадок поездки Пушкина в Уральск – сопровождал ли его туда лексикограф Владимир Даль, неотлучно находившийся с поэтом в Оренбурге и его окрестностях с 18 по 20 сентября? Пушкинисты спорят об этом уже более 150 лет. Точку в этом, кажется, поставил уральский литературовед Николай Щербанов. В записных книжках Даля он отыскал запись к очерку «Письмо Гречу из Уральска»: «Отправлено 25 сентября. Оренбург». По мнению исследователя, это не оставляет сомнений: Даль с Пушкиным в Уральск не ездил. При этом он предположил, что в Уральск Пушкина мог сопровождать ученый и путешественник Григорий Карелин, выехавший из Оренбурга в один день с поэтом.

Еще одна из загадок – почему никто из жителей Уральска не оставил никаких воспоминаний о посещении города Пушкиным, хотя среди его собеседников там были образованные люди? Например, участник суворовских походов казачий полковник Федот Бизянов, судя по всему, большой любитель литературы. К слову, он был единственным на весь Уральск подписчиком на первое посмертное собрание сочинений Пушкина. Краеведы Уральска задаются вопросом: может, такие воспоминания сделаны, но кем и где их искать?

Нет до сих пор ответа и на вопрос, кто сделал запись для Пушкина казахской эпической поэме о Козы-Корпеше и Баян-Сулу, найденной в архиве поэта, и от кого он ее услышал, находясь в Уральске. В общем, работы еще не на одно поколение исследователей уральских страниц пушкинской биографии.

Источник: http://alnaz.ru/pushkin-i-kazakhstan.html

Поделиться: