Критиковалось творчество Аскара Алтая

Поделиться:

03.07.2017 4138

Заседание клуба «Бас-Алка» который создался при «Литературном портале» на тему «Сегодняшняя казахская проза. Встреча с писателем Аскаром Алтаем». На заседание собрались, знаменитые писатели как Кажыгали Муханбеткалиулы, Толымбек Абдрайым, ученые литературоведы Амангелди Кеншиликулы, Имамгазы Нурахмет и все кто особенно ценят творчество Аскара Алтая. Основная цель заседание- продвижение сегодняшней литературы и анализ творчества Аскара Алтая. Обсуждалось казахская и мировая литература, так же искусство, наука и религиозное понимание.

Говорились мнение и обсуждалось разные темы литературы. Литературовед Имамгазы Нурахметулы проанализировал рассказы Аскара Алтая. Отметил актуальность и едкость творчество. Аргументировал, что искренность творчество, прозы которые написаны большой творческой подготовкой и опытом, темы с богатым содержанием всегда притягивает читателей. Критик Амангелди Кеншиликулы рассказывая о актуальности сегодняшних тем, и что есть некоторые лишние детали и предложил заново написать некоторые рассказы.

Писатель Толымбек Абрайым анализируя с разных сторон рассказы писателя обратил внимание на авторскую позицию который грамотно пишет религиозное познание. Отметил что есть некоторые классики которые использует цитаты противоположенные исламу. Здесь и началось дискуссия об авторской религиозной познании в литературе. Руководитель портала Бауыржан Карагызулы отметил что тема дискуссии общая проза и направил на основную тему. Писатель Кажыгали Муханбетович: «Дискуссия в литературе должно быть такой. Ничего не выйдет если обсудим только хорошие или плохие стороны творчество. С помощью таких дискуссии мы определим авторскую позицию»,- так поделился своим мнением о свободной дискуссии.

Писатель услышал похвальные слова, так и критику и ответил на все вопросы про свою творчество, про творческую лабораторию.

Бауыржан Карагызулы: «Есть несколько причин что литературный клуб «Бас-Алка» проводит очередное совещание про творчество Аскара Алтая. Наши некоторые писатели любят уместный и неуместные рекламы. Аскар Алтай - не из этих. Правда что, когда говорится о современной казахской прозе и особобленности, мы сразу же вспоминаем об Аскар Алтае. Предлагаю направить наше обсуждение о продвижении сегодняшней казахской прозы, и что сейчас молодые пишут.

Имамғазы Нурахметулы: Можно широко рассказать о творчестве Аскара Алтая. Во-первых, видно особенность писателя выбранных темах. Основной объект литературы это же судьба человека. Но изображать те моменты жизни, чувства, и как описать – это воля писателя. Создать образ прямой связано с талантом. С этой стороны Аскар Алтай часто пишет вещи которые в нашей присущий казахам жизни другие писатели не замечают. Мастерством показывает в рассказе те мелкие, невидимые детали. Я думаю есть несколько видов писателя. Бывают писатели собирают интересные ситуации, сложные сюжеты. И этим пишет рассказ. Аскар превращает каждую мысль в рассказ. Превращать видимую ситуацию в рассказ, это останется обязанностью современной литературы. Когда-то это было нуждой. Но сейчас уровень казахской литературы прошло с тех времен. С этой стороны Аскар Алтай является передовым писателем. Во-вторых, в мыслях рассказах писателя есть особенность. У писателя нет оголенности. Во всех рассказах дает противоположенные мысли. Те мысли он предлагает читателю. После чтения рассказов, вы не сможете заинтересоваться ситуацией рассказа. Потому что в творчестве писателя редко непрерывная ситуация, любую ситуацию он разделяет и описывает. Если не прочитаете одно предложение в одной странице, то в следующей странице вы запутаетесь от этих чувств и мыслей. В некоторых романах даже если пропустите 30 страниц вы не заблудитесь. Это особенно встречается в писателях в начале ХХ века. В Аскаре нет таких свободных мест. Ситуация каждым разом меняется. Это качество общий для мастеров писателей. У Аскара есть особенность писать мысли на тему которые тщательно исследовал. Темы задает скрыто, темы притягивают человека. Например, «Сорока-киллер», «Казино», «Альпинист», «Туажат» думаю они актуальные темы. Это и является особенность литературы. Если читаете рассказы Габриель Гарсиа Маркеса, то вам должно быть сначала интересно тема. Один рассказ называется «Самый красивый человек в мире который утонил в воду». В общем, судьба героев в рассказах Аскара Алтая в первый очередь создать образ души человеческого духа.

Амангелди Кеншиликулы: Ценность литературы в этом, каждый в нем видит что-то. Возможно писатель когда пишет рассказ думает о других вещах. Поэтому, разные мнения о рассказе, показывает его уровень. Я ознакомлен с темами который писатель посвятил настоящему времени. Много мнении говорится о современной казахской прозе. Если сравнить с поэзией, то проза очень сложный жанр. В поэзии автор пишет свое настроение в одном моменте, а в прозе автор может годами думать. Писать его на бумаге - сложная проблема. Не секрет что, сравнивая со вчерашней прозой сейчас не многие пишут. Прошло двадцать лет как закончилось ХХ век. Пришло время определить «Кто что сделал?» для казахской литературы. Мы много наговариваем о советской времени, не все то время хвалили художественную литературу. С одной стороны из-за огромной критики литература была качественной. Например, в 1985 году Габит Мусирепов сделал литературный доклад и критиковал одного великого классика. У нас сейчас уменьшается и требование к прозе, и качество произведения. Это разговор не относится Аскару Алтаю. В последнее время публикует в газетах запись кого попало как «прозаическое произведение». Дешевая беллетристика! Становится обыкновенным явлением писать прозой, то что видели. На самом деле в прозе есть свои высокие требовании! Можно сказать прозой где есть социальная изнанка. Если посмотреть вчерашнюю и сегодняшнюю прозу, то сегодняшняя является обновлением вчерашней прозы. В произведениях Оралхана Бокея, Сайын Муратбекова, Дулат Исабекова, Кажыгали Муханбеткалиулы можно увидеть огромную поиски , и направление как экзистенциализм, модернизм. Но проблема в другом. Читается ли сейчас проза? Мы не обращаем внимание на одно. В советское время писались хорошие произведения, те многие проблемы ушли с тем временем. Время убрал эти проблемы навсегда. проблемы того времени сейчас не важный. Я заметил что творческие поиски Аскара Алтая, Нургали Ораз, Наурлана Кабдай неплохие. Но нет результата. У нас раньше была традиция читать прозаическое произведение и обсудить и заново написать перед выпуском книгой. Сейчас как пишут произведение так и распространяются народу. Давно знаком с творчеством Аскара Алтая. Ценю как честно служащего литературе. В клубе «Бас-Алка» нам надо сортировать лучшие произведение и публиковать на портале.

Толымбек Абдирайым: Писатель в своем произведении поднимает проблему, но решает его. Основной объект литературы - человек и его внутренний мир. Например, возьмем произведение Аскара который соответствует требованием сегодняшней прозы «Радужная оболочка глаза». Основная идея- честь казаха. Через смерть девушки которая выходит замуж за другого нация, автор показывает общественную боль. Аскар хорошо знает свои темы. В рассказе «Салбурын» автор показывает образ расточительный, хвастунья народа. В финале рассказа говориться что в конце жизни есть смерть. Хорошо написан рассказ «Альпинист». Воспитывает человека к высокому духу. У писателя есть около тридцати рассказа, везде есть дух казаха. Впервые он пришел в литературу с рассказом «Красный волчонок». Аскар отличается как природа Алтая. Описывая свой край он нашел ключ загадочных миров. Писателю сначала нужна автобиография. Отлично написан так же роман «Сират». Сразу вы его не поймете. Я прочитал несколько раз. Аскар Алтай после этого вечно остается в памяти литературы. Некоторые не знают что вначале его заметил и дал ему благословение Мухтар Магауин.

Модератор: мы дали Аскар Алтаю оценку как писателя, который пишет истину нашей времени. Но завтра может поменяться ценность, и потерять актуальность. Как вы думаете?

Имамгазы Нурахмет: Не измениться ли истина сегодняшнего общества?- твой вопрос очень правильный. Завтра все измениться. Но его нельзя думать публицистикой. «Хамелеон» Чехова открытая правда того времени. Это правда сейчас в одной стране есть, но в другой нет. Возможно у русских нет, но у нас есть. В литературе нет вечной темы. Будет ошибкой если скажем «Есть вечная тема». Писать тему как вечность, это мастерство писателя. Вечная тема одна- это любовь в человечестве. Произведение «Сорока-киллер» очень сложная. В рассказе и Космана, и Караша к суровой жизни научил советское правительство. Самое интересное внук Караша родился слепым. Он поколение который встретил грех. Это горькая правда нашего общества. Мы стремились к злости, предательстве и предали наших защитников. Возможно мы теперь воспитываем необразованное поколение. С одной стороны «Сорока-киллер» религиозный рассказ. А в «Казино» широко рассказывается о воспитание поколения. Маленький ребенок который видел как отец наложил нож матери, всю жизнь запомнил картину. Дальше его глаза видели только жестокость и кровь. Он стал эгоистом.

Амангелди Кеншиликулы: Есть религия, есть искусство. Но мы не можем различить. Темы литературы они бесконечны. Если мы будем сортировать со стороны религии, мы должны будем убрать многие произведении, даже которые получили Нобелевскую премию. Цель религии - читать мораль, а цель литературы - открыто показать правду который происходит в обществе. Например, у Чехова есть трех страничный рассказ «Спать хочется». Если этот рассказ напишет казахский писатель, мы бы критиковали. В рассказе хозяева не дают спать маленькой девочке Наде, она ходит целый день и устает. Ей самое трудное - ночью ухаживать за младенцем в колыбельке. В конце сильно уставшая Надя душит младенца и засыпает. Если объясним этот рассказ со стороны религии, мы скажем много морали. И например, одно произведенеие Варлама Шарамова описывает голод. В рассказе отец который работает религиозным служащим обменивает свой крест на хлеб, чтобы сохранить жизнь своего ребенка. В его рассказах описывается разное зверство происходящее в тюрме. И правда что в жизни такое происходит. Второе что можно сказать, казахская проза еще не оставила инерцию читать мораль который осталось с времен советской правительств. Не нужно читать мораль, описывая общественную истину. Не было бы плохо обсуждать в будущем о недостатках произведении автора, чем говорить о хороших сторонах. Я не зря говорил фразу «написать снова». Если Аскар Алтай напишет снова роман «Сират», то он бы многое выиграл бы. Я сам хочу написать снова свои некоторые произведения, которые критиковались. Человек может заметить свои ошибки спустя некоторое время. У кого не бывает ошибок? Даже Лев Толстой плохо написал свои первые произведения. Недавно сходил к Абдижамил Нурпейсову. Он говорить что многие вещи лишние в романе «Кровь и пот» и снова пишет его. Когда писатель недоволен своим творчеством, он творческий развивается. Каждый черновик не может быть шедевром. Люди думают что, Антон Чехов написал всего лишь два тома. На самом деле он написал тридцать три тома. Но многие плохо написаны.

Толымбек Абдрайым: Нельзя избегать от гуманных тем. В Коране написано: «Если человек умирает с голода, то он может перейти через Коран и взять хлеб». Герой Валама Шаламова который продал крест, относится к этому.

Имамгазы Нурахмет: Сейчас кажется что допускают ошибки в литературе и писатели, так и критики. Это то что мы измеряем ценность литературу только точным фактом и исторической правдивостью. Не все литература, что говорит истину общества. Его может рассказать и историк, и публицист. Она литература, потому что предоставляем его интересной для человека. В рассказах Аскара Алтая меня интересует превращение героев в нескольких типов. Например, есть герой Ташын в произведении «Алпинист». Тайшын показывает образ не одного, а нескольких людей. То он хороший, то тщеславный, то человек который теряет национальный дух, то ищет его. Есть корректор нескольких людей. Тем он нравится мне.

Аскар Алтай: Человек не живет одним позитивом. В один день, в один миг внутренний мир человека меняется несколько раз. Моих героев интересует это. Герой не может как «Ботагоз» быть в одном типе. Это все ложь. Герой должен быть человеком который создан из мясо и кости, из мозга и сердца. Литература для меня если это - маленькое произведение, главное он состоят из образа. Создаете ли вы внутренний мир, или внешний вид, главное он должен быть ясным. Если не подходит к этим требованием то это не художественное произведение, это остается на уровне публицистики. Мои произведения состоят из деталях. Недавно написал рассказ «Крыса». Я жил в маленьком поселке недалеко от Алматы. Был сосед по имени Вася, который ловил крысу. Есть степные крысы, бывают которые живут с людьми, по законом людей. Раньше в казахской степи не было крыс. Думаю это все пришло вовремя железнодорожного строительство с свиньями. Где выращивают овца, та не бывает крыс. Потому что, навоз овца выделяет химический элемент. Из этой детали написал рассказ «Крыса». Писателю влияет детали, но развивать это дальше, связано с личной фантазией.

Дальше главный герой заседания Аскар Алтай ответил на вопросы читателей. Студент Аркалыкского педагогического института, будущий филолог специально приехала узнав в социальных сетях. Она пишет дипломную работу о прозе Аскара Алтая. Айдана поделилась своим мнениям и получила ответ на все свои интересующие вопросы. Редактор портала Асылбек Байтанулы тоже поделился своим мнениям и пожелал удачи писателю. На вопрос: «Почему большинство ваши герои погибают в конце рассказа?» Аскар Алтай ответил так: «У японцев есть замечательный писатель Мисима. Его евреи обвиняли в том что. он много писал о смерти. И мои герои часто умирают в конце рассказа. Я ждал этого вопроса. Герой после рождения не слушается автора. Профессиональные писатели хорошо знают этого. В заключении писатель рассказал как написал рассказ «Сорока-киллер». По рассказу одного парня, который работал водителем в Алматинской области был охотник, который охотился на олени с помощью сорока. Эти детали повлияли Аскару Алтаю...

Әйгерім Наурызбай

Поделиться: