Кудесник мистики и реальности

Поделиться:

14.09.2017 3570

Он рос в рабочей семье, где чтили семейные ценности и казахские обычаи. Канат был обычным сельским мальчиком, драчуном и задирой на улице, любил, как и все мальчишки обижать и дергать за косички одноклассниц. Но когда речь шла об учебе Канат становился совсем иным; он учился хорошо, для него фраза «ученье свет» было на первом месте. Особое место среди школьных предметов кончено занимала литература.

Мальчишка Канат прообраз Тома Сойера, Кожи Кадырова. Канат был любимым внуком бабушки. «Кемпірдің баласы» перенял от бабушки красивый казахский слог. Крылатые фразы, пословицы казахского языка, архаизмы, которые редко употребляется, обязательная составляющая каждодневного лексикона Каната.

Канат Абилкаир своим творчеством несет необычный почерк в плеяде литературного наследия начало двухтысячных. Он родился в 1986 году 14 апреля у подножья величавой горы Хантенгри в селе Сумбе. Его предки батыр Жайнак, Баяс баба были родом из Алтынэмель, поэтому Куренбель – (нынешний Кербулакский район Алматинской области) имеет особо значение для молодого писателя. Быть может писатель напишет художественную книгу о своих корнях, о легендарном джайлау Тезек торе.

Молодой Канат поступает в факультет журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби. А свой творческий путь он начинает, будучи еще школьником; первые рассказы и очерки выходили в свет на районные печатные издания и республиканскую детскую газету «Улан».

Первый поток по Единому национальному тесту, первый поток по кредитной технологии обучения, стали настоящим опытом для ровесников Каната Абилкаира. Но не для него. Он не заморачивался быть студентом-отличником, а упорно уделял внимание своему творчеству. Когда сокурсники сидели в читальных залах и заучивали лекций, готовились рубежным контролям и сессиям, Канат стал просто корреспондентом в республиканской газете. Его интересовало все: политика и экономика, культурная и социальное жизнь казахстанцев.

Благодаря воспитанию бабушки он стал острословом. Так выходит в свет его первая книга под интересным названием «Табаныңыздан сүйейінші» ( дословно «Дайте поцеловать вашу ступню» – ред.). Книга посвящалась памяти любимой бабушки, которая именно так баловала своего ненаглядного внука, целовала ребенку ноги. Теплые отношения аже и немере, их непренужденные диалоги, и юные рассуждения писателя легли сюжетов в основу книги.

В 2010 году выходит вторая, уже более содержательная и интересная книга избранных рассказов под названием «Текес теріс ағады» («Текес течет наоборот»). Описывая гордую реку Текес, автор приравнивает ее к характеру джигита, который был таким же добрым, как течение, но одновременно и строптивым. Джигит этот выбрал путь писателя. Писатель хотел повествовать правду и только правду, описывать своих героев как есть, вплоть до родинки на лице. Так через призму правды, он хотел воспитать свой народ, вести к патриотизму. У писателя были тысячи героев, у каждого персонажа было свое я. так он и крутился в этом водовороте он да и его герои. В итоге эти прообразы не стали повиноваться автору и устроили настоящий бунт, после отчаянной борьбы побежденный писатель кончает жизнь самоубйиством. Здесь повествуется нынешнее положение писателей. Это произведение имеет посыл, где темой является идея Алаш, которая так и не воплотилась в реалии, которая так и осталась мечтой миллионов.

Третьи сборник «Көршінің қызы» («Соседская дочь») Канат посвящает памяти своего наставника, учителя, известного публициста, писателя Дидахмета Ашимхана. Эта книга несет легкое содержание, куда вошли избранные произведения автора. В целом сборник посвящается теме любви, девушки. Здесь автор повествует о первой любви мальчика. Так же здесь собраны сочинения из разных судеб девушек.

Асель была необычной красоты девочка, своим очарованием она не давала покоя юноше. Чтобы он ни делал, где бы ни был он постоянно думал только об Асель. Первая любовь так тонко передается автором, что читатель через образы и моменты видит свою историю.

Хотим отметить ряд избранных рассказов Канат Абилкаира, которые высоко были оценены обществом. Это «Жылан кегі», «Жынды», «Жанұзақ», «Кісен», «Тіміскі». Мистические переплетения в «Жылан кегі» и «Жынды» стали образцом современной мистики, рожденной на казахской земле. У произведения «Долы» еще не высохли чернила, и совсем скоро читатель окунется в новый интересный сюжет.

В целом творчество Каната Абилкаира многогранно, исчерпать его замысли и предугадать следующий сюжет почти невозможно. Стиль, слог, использование некоторых терминов и фраз под свой манер дает автору некую оригинальность. Его рассказы и очерки читаются легко. Он умело пользуется красивыми высказывания в меру дозируя сложносочинённые предложения. Автору без труда дается самая разнообразная тема, будь то прошлое и будущее народа, судьба казахской литературы, или короткие девичьи истории. Очень скоро Канат обрадует своего читателя новыми произведениями.

Алия Кемелбекова

Поделиться: