Насколько правдив образ Торсана в романе Г. Мусрепова?
Поделиться:
На днях Суньят Бакенов, советский и казахстанский журналист, писатель дал интервью редакции «Әдебиет порталы» о том, насколько объективно был описан образ его деда Торсана Тлемисулы в романе казахского писателя Габита Мусрепова «Улпан ее имя».
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Мне 88 лет, ушел на пенсию в 1991 году будучи помощником казахского поэта Олжаса Сулейменова. Проработал журналистом в советском спорте, газетах «Московская газета», «Советский патриот».
Начальное образование получил в ауле, в котором была только казахская школа. А русская школа находилась далеко. Поэтому 7 классов я окончил в ауле, и с золотой медалью.
Суньят Бакенов в юности
По образованию я филолог, в казахском отделении проучился пару лет.
А в Казахстан из России мы с семьей переехали во время Великой Отечественной войны. Сейчас проживаю в Алматы.
Суньят Бакенов
— Насколько хорошо Вы знакомы с образом Торсана Тилемисулы в романе Габита Мусрепова «Улпан ее имя»? Правдив ли образ Торсан бая в вышеупомянутом романе Г. Мусрепова? Есть ли моменты, с которыми Вы не согласны?
— С образом Торсан бая знаком достаточно, чтобы рассказать о том, насколько объективно его описал в романе Габит Мусрепов.
В действительности, Торсан был великим человеком. Имя «Торсан» у казахов я не встречал нигде. Хотя сейчас такое имя встречается, хоть и редко. Например, такое имя носят мой внук в г. Алматы и внук племянника в г. Ишиме (Россия).
У него есть даже сочиненные им стихи.
Торсана не любили сибаны. Сибаны, уак и керей – роды среднего жуза. По легенде из рода сибан в живых осталась одна женщина с мальчиком, которого стали звать Сый бала, что в переводе с казахского языка означает «мальчик-подарок», оттуда и пошло название рода сибаны.
Тлемис, отец Торсана был переводчиком степного генерал-губернатора. А Сапак – отец Тлемиса, мой прапрадед был пастухом свиней и лошадей. Он пас и продавал свиней, потому что среди русского населения был на них высокий спрос.
В то время открылся новый округ, ныне в Костанайской области, а чингизидам нужен был султан. Первым султаном стал Куманбай, вторым Есеней бай. Как это было?
Чингиз Валиханов подал заявку на то, чтобы стать султаном будучи чингизидом. Когда Ч. Валиханов выдвинул свою кандидатуру стать султаном, в России уже устали от его бесконечных выпадов против России. Есеней не раз говорил ему, что даже казачьи отряды могли его уничтожить, не то, что Россия и что он ничего не добьется своим таким поведением.
Генерал-губернатор уездного города Акмолинской области вызвал своего переводчика Тлемиса, отца Торсана и сказал, что надо сделать так, чтобы Чингиза Валиханова не избрали султаном. Вместо него необходимо было найти честного и порядочного человека с безупречной репутацией. И такой человек нашелся. Им оказался Есеней бай, ничем не замаранный, известный борьбой за мир в округе.
Так, Есеней из рода керей стал крупным баем и султаном. После смерти Есенея огромное богатство досталось его молодой жене Улпан из рода кипчак, с которой он прожил лишь 8-9 лет.
К Тлемису Улпан относилась как к отцу и попросила помощи найти толкового управляющего. Ей было трудно справляться с родственниками, норовившими прибрать к рукам богатство Есенея.
Недолго думая, Тлемис предложил кандидатуру своего 19-летнего сына Торсана, блестяще образованного и грамотного (учился в русской школе и хорошо знал русский язык). Остальные два сына были при деле.
Так, Торсан стал управляющим. Он нравился Улпан, которой было на тот момент 26 лет. Более того, она была влюблена в него. Но он был шустрым и потихоньку стал прибирать имущество к себе. Сибаны не могли этого не заметить и заявили Улпан о своем намерении убить Торсана. Они даже приготовили 100 голов скота, что считалось выкупом за смерть человека. Но Улпан сказала: «Сначала убейте меня и только потом Торсана, потому что он будет моим зятем, я женю его на своей 12-летней дочке Бижикен». И сибаны не тронули Торсана. Позднее, после женитьбы Бижикен родила Торсану дочь, но обе впоследствии скончались.
После этого, Улпан нашла выход из положения женив Торсана на своей племяннице Жауке, которую за хороший нрав полюбили все служащие. За 7-8 лет она родила пять мальчиков и одну девочку: Шокана, Шери, Арапа, Бакена, Кази, Айшу, которая была любимой дочерью, а впоследствии умерла.
Торсан прослыл и строительством значимых учреждений. На родной земле, в Жанажоле Торсан построил две школы и мечеть, и еще одну школу открыл в Федоровке недалеко от Курганской области.
В архиве г. Омск есть документ, повествующий о том, что приезжали два генерала, наградили Торсана шинелью и медалью за то, что он открыл первую русско-казахскую школу в селе Пресногорьковка на севере нынешнего Казахстана.
Сабит Муканов и Габит Мусрепов учились в той школе. Еще Г. Мусрепов упомянул в своем автобиографическом очерке об одной учительнице русского языка, которая поверила в него и посодействовала успешному окончанию школы. Дело в том, что он написал сочинение по русскому языку со сплошными ошибками. Несмотря на это, учительница заступилась за молодого Габита и сказала, что из него еще выйдет великий писатель.
А в 1920 году Торсан Тлемисулы умер.
— Расскажите, пожалуйста, об образе Бижикен в романе «Улпан ее имя», насколько он соответствует реальности?
— По-настоящему, ее звали Бибизауре. Никто не называл ее девочкой, потому что она одевалась как мальчик. К Бижикен никто не сватался, она была боевая девушка. Образ порядочно убедителен.
Было у Есенея и два сына, они умерли по всей видимости от проклятия Торсана за то, что Есеней приказал выпороть его отца Тлемиса. Хотя, это было справедливо по закону степи.
— Как сложилась судьба потомков Торсан бая во время репрессии 1930-1937 гг.?
— Как уже и говорилось выше, у Торсана было пять сыновей. Сын Арап выделялся среди своих братьев. Он был очень скромным, слабеньким, но хорошо знал литературу, арабский язык, хорошо играл на домбре и кобызе, рассказывал сказки и поэмы детям.
Торсан не раз говорил Арапу: «Ты умрешь с голоду, если нагрянет другая власть». В то время уже мерещилась Советская власть.
Наше имущество конфисковали, а нас сослали в Сибирь, в Кемеровскую область. Арапа оставили, так как хотели чтобы он выжил. А получилось наоборот. Семья Торсана, покинувшая родные земли выжила, а Арап умер с голоду в 1932 году. Старшего сына Шокана зарубили бандиты полководца Ковалева. Оставались только Шери, Бакен и Кази.
— Немного из истории по Вашему дяде Кази и его деятельности в Алаш-Орде. С кем из активистов-алашординцев поддерживал связь Кази, сын Торсан бая, будучи членом Акмолинского областного комитета Алаш-Орды?
— Еще Мухтар Ауэзов говорил, что сколько он жил, не видел таких красивых казахов как Кази Торсанов. Он был начальником милиции – министром внутренних дел во Временном правительстве. Поэтому его связь с лидерами движения алашординцев Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым очевидна.
Также он поддерживал связь и с казахским писателем Магжаном Жумабаевым, А мой отец Бакен и М. Жумабаев приходились друг другу родственниками, так как их жены были родными сестрами.
Кази как-то посадили в тюрьму вместе с М. Жумабаевым. И журналы того времени писали об этом с большой скорбью. Очень много митингов было. Магжана Жумабаева и Кази Торсанова хотели расстрелять.
Мухтар Ауэзов приезжал с петицией, чтобы заключенных освободили, однако, ничего не получалось. Но грянула революция Колчака и всех политических репрессантов освободили. Позже, Кази расправился с врагами, посадившими его в тюрьму.
В романе «Тернистый путь» Сакен Сейфуллин написал, что участковый милиционер расстрелял Кази, когда он проводил тренировки со всадниками. Но это было не так. На самом деле, он умер своей смертью.
— Какой взгляд был у писателей Габита Мусрепова и Сабита Муканова к идеям алашординцев?
Сабит Муканов и Габит Мусрепов были против идеи Алаш-Орды. Если были бы за, то их бы расстреляли. Хотя Сабит Муканов в свое время даже жил у Кази как у хорошего знакомого, но этот факт тщательно скрывался.
— Немного о Вашей семье. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своем отце Бакене. Известно, что сын Торсана Бакен занимался торговлей. В романе «Школа жизни» он описан автором так: «получал по подложным доверенностям от колчаковского правительства кооперативные товары и тут же продавал их на сторону». От Бакена – Кулямай, Билал, Есламбек, Суният. От Биляла – Арыстанбек, От Арыстанбека – Торсан. От Есламбека – Магауия. От Сунията – Ануар. От Ануара – Аскар, Аркадий.
— Бакен не был торговцем. Он, большей частью, вел праздный образ жизни.
Актокты, воспетая Акан серы, была первой женой отца Бакена. Ее настоящее имя — Умсун. И у них родилась дочь Кулямай, моя любимая сестра. Так, о Бакене было сказано в двух пьесах Акан Сери.
Портрет Бакена
После смерти первой жены, отец женился во второй раз. История второй женитьбы по-своему интересна. Тогда, в Кокчетавской области жила одна девушка, такая красивая и серьезная. Друзья отца Бакена собрались и украли девушку. Отец разочаровался увидев ее днем и хотел даже вернуть ее родителям. Она была маленькой, рыжеволосой с голубыми глазами. Но, после длительных уговоров друзей, вдобавок, было уже поздно, ему пришлось на ней жениться.
Так, на свет появились сестра Камаш, братья Билал, Есламбек и я, Суньят.
— Расскажите, пожалуйста, о своих детях и внуках.
— У меня двое детей. Это сын Ануарбек и дочь Гуля. От Ануарбека – старший сын Аскар, по образованию архитектор, ныне живет в Алматы и младший сын Аркадий, руководитель школы танцев, живет в Сингапуре. Сын Ануарбек с своей супругой сейчас живет в Австралии, работает программистом, жена — врачом-гинекологом.
От Гули – единственный сын Едиль, который живет со мной с самого раннего возраста. Дочь Гуля, по профессии журналист, сейчас живет в Астане.
Суньят Бакенов с сыном Ануарбеком, его супругой Надеждой и внуками Аскаром и Аркадием
— Спасибо за интервью! Долгих Вам лет жизни!
Фото: из личного архива С. Бакенова
Обложка: из открытых источников
Поделиться: