Среда, доступная всем детям

Поделиться:

25.06.2018 2810

Детские писатели и представители творческой интеллигенции стран ближнего и дальнего зарубежья, специалисты по вопросам детского чтения и детской литературы, руководители детских и юношеских библиотек России стали участниками Международного форума детских писателей «Мир детства: от книг к мечтам», посвященного 20-летию столицы Казахстана – Астаны.

Почетным участником форума стала Наталья Александровна АРАКЧЕЕВА, советник директора Российской государственной детской библиотеки (г. Москва, Россия).

Российская государственная детская библиотека является крупнейшей детской библиотекой в мире. Она была основана в декабре 1969 года. Российская государственная детская библиотека работает как культурно-просветительский центр для детей и родителей. В апреле 2018 года в Астане также открыла двери Детская библиотека, и опыт крупнейшей российской детской библиотеки был бы для нас очень полезен.

Наталья АРАКЧЕЕВА выступила на форуме с докладом «Проекты Российской государственной библиотеки в поддержку чтения», но ввиду жесткого регламента, многое осталось «за кадром». «Литературный портал» узнал подробности деятельности Российской государственной детской библиотеки.

- Здравствуйте, Наталья Александровна. Расскажите нашим читателям о проектах Российской государственной детской библиотеки.

- На самом деле у Российской государственной детской библиотеки действительно очень много проектов. И даже если некоторые проекты, казалось бы, совсем далеки от библиотеки, тем не менее они связаны с книгой и основаны на литературе. По программе «Доступная среда» есть несколько еще проектов, которые специально сделаны для детей с особенностями или имеют инклюзивную программу.

Можно рассказать о других проектах. У нас в России проходят очень большие фестивали. Обычно это и всероссийские фестивали, например, как «Библионочь».

У нас проходит буквально с 1947 года «Неделя детской книги». Это мероприятие проходит ежегодно в разных библиотеках. Именно в течении всей недели проходят разные мероприятия, приглашаются писатели, музеи, все организации, которые связаны с литературой, с детским чтением. В это время приходят очень много посетителей.

Вот уже четвертый год в нашей библиотеке проходит «Всероссийский фестиваль детской книги». Это новый фестиваль и один из инициаторов этого фестиваля - детский писатель Юрий Нечипоренко, друг, частый гость нашей библиотеки, участник многих наших начинаний. Фестиваль проходит обычно три дня. В рамках этого фестиваля действует секция «Взаимодействие издательств, писателей, библиотек». Этот фестиваль - яркое подтверждение этому взаимодействию. В Москву в нашу библиотеку приезжает огромное количество писателей из всех регионов России. В конце октября – начале ноября 2017 года фестиваль проходил в нескольких городах одновременно. Был расширенный вариант этого фестиваля. Проходили ярмарки-выставки издательств детской литературы, были представлены и новые книги, и переиздание классиков, и различные пособия. Много писателей приезжают с презентациями своих книг, проводят интересные мероприятия с детьми.

- Наверное большинство книг образовательного характера?

- Нет, знаете, именно приобщение к чтению. Проводятся даже какие-то танцевальные номера, но опять же по литературе, по книгам. Проводятся спектакли, очень много всего интересного. Дети сами наряжаются в разные костюмы. Я считаю, что наша библиотека не может жаловаться на отсутствие читателя. У нас их действительно бывает достаточно.

- Что вы скажете о детской читательской аудитории? Ее количество сохранилось или идет снижение?

- Во-первых, рост есть. У нас есть госзадание, которые мы должны выполнять. Мы его перевыполняем, это действительно так. Если даже не учитывать тех посетителей, которые просто пришли, не зарегистрировались и участвуют в различных мероприятиях. Динамика есть, читателей много новых. Мы проводим большие мероприятия, которые рассчитаны на то, чтобы привлечь юных читателей, которые у нас ни разу не были. Москва большая и многие не знают, что есть такая библиотека. Все, кто приходят в первый раз говорят: «Ой, неужели? А мы жили совсем рядом и не знали, что есть такая библиотека». То есть они, придя на такое более масштабное мероприятие, веселое мероприятие, потом становятся читателями нашей библиотеки.

- Каков фонд вашей библиотеки?

- Более полмиллиона экземпляров, но туда входят не только книги, но и журналы, диски и газеты.

- Как Вы можете охарактеризовать современного юного читателя?

- Читатель нашей библиотеки – очень знающий, активный, развитый читатель. Я удивляюсь активности детей, которые везде хотят участвовать и активности их родителей. Даже на какие-то мероприятия, на которые требуется регистрация, потому что элементарно не хватает посадочных мест, они успевают записываются. Мы организуем много детских конкурсов, но хочу отметить, что в конкурсах регионы участвуют активнее, нежели Москва.

- Чем интересуется юный читатель? Какие у него литературные наклонности?

- Тут нужно разбивать по возрастам. У подростков на первом месте, наверное, фантастика и фэнтези. Но в наших залах есть выставки новинок литературы различных издательств. Эти книги уходят очень быстро, разлетаются как горячие пирожки. Дети помладше, конечно, приходят с родителями. Их привлекает современная детская литература: Андрей Усачев, Ирина Краева и другие.

- Как фонды библиотеки пополняются новыми книгами?

- У нас есть договора с издательствами, которые присылают нам прайс-листы. По ним мы выбираем книги и комплектуем наш фонд. С 2017 года у нас ввели обязательный экземпляр. Это большое подспорье для нашего бюджета.

- Вы не упомянули о ваших проектах, связанных с инклюзивным образованием?

- Да, у нас есть два инновационных проекта по программе «Доступная среда». Инклюзивные проекты — это «Школа волонтера» и «Школа профессий для детей с ОВЗ». Что представляет собой «Школа волонтеров»? Этот год Указом Президента Российской Федерации был объявлен годом волонтеров в Российской Федерации. Этот проект направлен на поддержку детей, которые находятся на долгосрочном лечении в различных медучреждениях города Москвы. Это необязательно дети-инвалиды, это могут быть просто дети, которые болеют на данный момент и долго находятся на лечении. Для этого привлекаются волонтеры из числа студентов московских вузов. Сначала это были только педагогические вузы, теперь и другие подключились. сначала студенты проходят программу подготовки в учебном центре, который имеет образовательную лицензию. У них целая программа. Они проходят обучение, потом в течение года проходят практику в медицинских учреждениях, привозят детям книги, их читают, показывают диафильмы, проводят мастер-классы. После окончания волонтеры получают благодарность и характеристику от Российской государственной детской библиотеки. Таким образом мы с ними взаимодействуем. Это большая помощь библиотекарям.

Второй проект «Школа профессий для детей с ОВЗ» - это проект совместно с некоммерческим фондом Пушкинской библиотеки реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации. Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети инвалиды. Поэтому этот проект был поддержан Президентом Российской Федерации. Это литературно-практические занятия по различным профессиям. Мы собрали две группы детей с расстройством аутистического спектра, то есть дети-аутисты, и детей с особенностями слуха, то есть слабослышащие и глухие дети. У нас четыре группы детей с проблемным слухом и четыре группы детей-аутистов, которые приходят на занятия и знакомятся с пятью профессиями. Профессии выбраны неслучайно, на основе классификации, как человек относится к той или иной профессии. Есть «человек-человек», «человек-техник», «человек-знак», «человек-художественный образ». Мы выбрали профессии: пекарь, столяр, робототехник, библиотекарь, иллюстратор. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – литературная, когда подбираются книги о данной профессии, детей знакомят с этими книгами, они знакомятся с профессиями, узнают героев, которые занимаются этой профессией. Дальше идет непосредственно знакомство с представителем профессии. Приглашаются специалисты своего дела, которое привозят все необходимое оборудование к нам в библиотеку. Например, пекарь принес с собой печь. Муку дети сами мелят через жернова. Практическая часть заключается в том, что дети сами все делают, сами пекут хлеб. Так с каждой из профессий.

На самом деле, с детьми-аутистами все не очень просто, мамы пытаются их социализировать, а они сами не хотят. Они немножечко в себе закрыты, очень трудно вывести. Но, по отзывам родителей, на эти занятия дети приходили с большим удовольствием. Это было интересно. С другой стороны, это помощь родителям. Во время прохождения занятий родитель понимал к какому роду деятельности у ребенка больше способностей, больше расположен. Даже когда было занятие «художник-иллюстратор», их проводил настоящий художник Ольга Монина, две мамы обратились к ней за советом продолжать ли детям заниматься рисованием. Мы считаем, что польза от этого проекта есть. Если один-два ребенка определятся с будущей профессией – это уже хорошо.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в реализации этих проектов?

- Конечно, в первую очередь это финансовые сложности. Потому что это все-таки финансово затратное мероприятие - приглашать преподавателей и специалистов. Нам приходилось оплачивать их труд, но благодаря тому, что у нас было финансирование, проект был реализован. Во-вторых, если говорить о детях с ОВЗ, то сейчас в Москве много организаций, готовых что-то проводить для таких детей с особенностями развития, и такие дети нарасхват, все пытаются их куда-то пригласить. Возможно, не все мероприятия им интересны. Чтобы делать так, чтобы им самим было интересно мы с ними взаимодействуем, спрашиваем, хотят ли они идти на такое-то мероприятие? Если родитель соглашается, то мы для них это организуем. В Москве дети с ОВЗ становятся предметом притязаний. В других городах России библиотеки тоже активно ведут массовую работу.

- Спасибо вам за такое содержательное интервью. Надеюсь, какие-то проекты возьмут на вооружение казахстанские детские библиотеки!

Поделиться: