«Двойной взрыв» глубокого психологизма

Поделиться:

26.06.2018 2703

Это, наверное, было два года назад. Я прочитала книгу Айгуль Жубаныш и осталась довольной. Написала рецензию на ее книгу «Жаңбыр жауса екен», но только на казахском языке. И недавно мы с одной знакомой затронули эту тему, обсудили героев ее книги и написанные в ней истории. Поэтому, я решила дополнить свою рецензию и опубликовать ее на русском языке. Уверена, что найдутся читатели, которых заинтересует эта книга.

Произведение молодой писательницы Айгуль Жубаныш «Жаңбыр жауса екен» (Вот бы пошел дождь) – книга с лирической темой. Автор принимает мир с мягким сердцем, которое присуще ко многим женщинам. Эмоция намного сильнее рассудка. Видно, что она не может равнодушно смотреть на проблемы общества, осуждает их и ищет ответы в состоянии неопределенности. Легкие и понятные истории дают понять, что они не могут быть испорчены или разбиты на слои. Одной из причин заключается в том, что концептуальный реализм четко виден как от темы, так и от художественных подходов и психологических действий героев. Лично мне показалось, что рассказы, включенные в книгу, имеют связь друг с другом, так как они глубоко впечатляют. Если описать тяжелую судьбу красивых женщин и «плач» неба, как психологический параллелизм, то сентиментально-эмоциональный характер рассказов Айгуль Жубаныш становится ясным для нас.

А давайте рассмотрим несколько рассказов из этой книги .

В рассказе «Қара сөмке» (Черная сумка) реалистично описаны судьбы девушек, которые допустили большие ошибки, сами этого не замечая. В этой истории писатель смогла уместно и своевременно использовать антонимы «белая сумка» и «черная сумка» в качестве символов.

В современной литературе природа художественного текста анализируется, как «двойной взрыв» глубокого психологизма, сложной философско-символической сущности. Существует сравнение в создании сочинения, то есть в художественной среде. Если термин антонима в языковой и стилистической концепции показывает противоположность, так же и рассказ «Черная сумка» полна противоположностей. Напомним, что вечная борьба белого и черного, добра и зла, щедрости и жадности, которая прочно укоренилась в человеческом сознании, была отражена в мифологическом характере, как двойной герой и двойной бог. Действительно, из этого рассказа можно увидеть несколько противоречий. Отношение неопознанного главного героя к Майе является признаком противоположности. Он говорит «Я ненавижу Майю», но делает все возможное, чтобы поощрять ее. Если рассуждать логически, реально ли подружится с человеком, который вас ненавидит?!

Значит, он друг Майи, или он союзник добра?

Древнеегипетская мифология о Горе и Сете, индийская мифология о Хари-Хара, Авель и Каин в мусульманских повествованиях, китайская мифология про инь и ян, как известно, противоречат друг другу. В труде Дороти Норман «Символизм в мифологии» говорится о Горе и Сете, потомках бога Атума: «Хотя мы рассматриваем их как два божества или два принципа, их отношения излучают нашу природу, все человечество и природу борьбы. Если сложно представить день без ночи, так же сложно представлять Гора без Сета». То есть, соперничество между ними направлено на выявление цели и смысла жизни. В книге Смерти, которая является древнейшей книгой Египта, есть картины, изображающие единство Гора и Сета. В одном из них картина, хранящаяся в Фивах в Египте, изображает две головы Гора и Сета, соединенные в одно тело. Змеи и луки по обеим сторонам голов символизируют тайну воссоединения. И на картине, хранящаяся в Британском музее в Лондоне, одна голова Гора была правдивой, а другая ложной. То есть, это тоже соединение Гора и Сета. Еще один образ, который дополняет мифологическую целостность Гора и Сета – личность Хари-Хара. Хари-Хара показывает поклонение Вишну и Шиве в индийской мифологии. Левая сторона изображена в белом цвете, то есть образ Шива, а правая сторона в черном, образ Вишну.

Если углубится в символическое значение целостности между Хари, то есть Вишну, который характеризует творчество и развитие, также Хара, то есть Шив, который описывает уничтожение, «Хари-Хара – это суть жизни, как сочетание противоположностей, составляющих две жизненно важных компонента одного живого существа: они внутри всех нас. Но, кто способен это выдержать, не проявляя его? Противоположность выявляет противоречивые силы – одновременное разрушение и край развития, внутреннюю силу непокрытой маски. Хари-Хара – это символ сущности, у каждого человека есть две стороны».

В этом рассказе автор показала концепцию между белым и черным с точки зрения философии. В жизни у каждого человеке есть право выбора, так же и у Майи был выбор между белой и черной сумкой, выбрать жизнь или смерть, к сожалению, она выбирает черную сумку – судьбу убийцы…

Этим выбором наивная красавица понимает, что жизнь состоит не только из белого, зло всегда бывает сильнее, и это на прямую связано с выбором людей.

В этом рассказе есть противоположный образ Майи, это – Лира. Ее образом автор показывает, что в жизни есть женщины, которые не понимают чувство материнства, так же женщины, которые мечтают стать матерью.

Автор указывает на проблему в обществе, которая связана с современным миром и действиями молодежи. Она полностью раскрывает их характер и жестокость. И все эти проблемы на данный момент являются наиболее актуальными в нашей стране.

В рассказе «Қуыршақ» (Кукла) описана тяжелая судьба молодой девушки, которая связывает свою жизнь с судьбой куклы. Айым с детства признавала друзьями только кукол, и в этом ее действии есть некая глубокая боль. Видны знаки психологического стресса и депрессии, которая полностью окутала ее душу. Главная героиня не может руководить своей жизнью, душевная рана не жалеет тело и бросает в грязные ноги зла. Кукла, как единственная тонкая нить, которая связывает главную героиню с этим миром.

Существовала вера, что куклы, сшитые в начале ХХ века, сохраняли своих владельцев от сглаза и болезней.

Айым хоть и не являлась владелицей такой веры, из ее действий можно заметить что-то похожее с этим. Я сразу вспомнила красивую куклу из рассказа русского писателя В. Короленко «В дурном обществе». Образ Маруси из этой истории и образ Айым в рассказе «Кукла» есть явная схожесть.

Для Айым единственным счастьем были куклы, подаренные мамой ее подруги, так же и для Маруси, которая увядала как осенний лепесток от болезни, повлияла большая кукла с солнечными волосами и красивыми глазами, накрашенные яркими цветами. Но их счастья длились не долго. Айым не узнавала никого, кроме своих кукол, так же и Маруся, когда начала снова болеть узнавала только свою куклу. Доказательством этого является ее острый плач, когда Вася пытается убрать куклу из ее рук. Маруся не была одна, а Айым всю жизнь испытовала горечь одиночества, это было видно, когда она кормила кукол цветами, разговаривала с ними, пыталась быть для них доброй матерью.

Автор с горечью описывает моменты, когда молодая девушка проклинает свою жизнь, связанные с проституцией. Нужно сказать, что тема проституции как и в классической, так и в современной литературе занимает свое место. Все мы знаем труд Куприна «Яма», Толстого «Воскресенье», Мопассанна «Пышка», Мирного «Гулящая», «Заведенье Телье». В романе бразильского писателя Пауля Коэльо «Одиннадцать минут» судьба Марии тоже связана с проституцией. В погоне за счастьем она приезжает в город, чтобы стать актрисой, однако, трудности выживания, жизненные удары поглащают ее.

Наверное и у Айым были свои мечты, когда она впервые приезжает в город. Потому что, есть моменты, где описывается борьба ее хороших и плохих качеств. Кажется, что здесь недостаточны эпизоды, где рассказываются хорошие качества Айым, ее мечты и цели.

Айым не смогла устоять перед ударом судьбы, ее доброта к своим куклам закончилась жестокостью, и в конце она завязывая волосы вешается, тем самым принимает последнее решение и для себя, и для своих кукол.

Герои писателя Айгуль Жубаныш не имеют страсть к жизни, не способны боротся за жизнь и диалоги, связанные со смертью, показывают их склонность к суициду, тем самым заставляют задуматься читателя.

Поделиться: