Рассказы о войне Асель Омар

Поделиться:

05.04.2019 3756

Асель Омар — российская и казахстанская писательница, эссеист, литературный критик, доктор философии (PhD), член Союза писателей Казахстана.

Автор книги прозы и поэзии «Credo», «Ранние холода», «Талисман Тенгри», «Синий волк». Рассказы и стихи переведены на английский, арабский, французский, украинский языки.

Темы ее произведений разнообразны: это философия и мифология, история и реальность, но подача материала доступная и доходчивая. Читатель вместе с героем чувствует, сопереживает, грустит и радуется.

В книгу «Талисман Тенгри» вошли рассказы, основанные на сплаве стилизации древнетюркской мифологии и политической истории, плавно переплетающиеся с мифологией и историей Казахстана в ХХ веке. Рассказы этого цикла многослойны, созданы на границах мистического реализма и криптоистории. В сборник вошли философские статьи, где автор раскрывает религиозный опыт тенгрианства как основу формирования тюркской культуры и философии.

По словам проректора по научной работе РУДН Нура Кирабаева, в этой книге меньше романтизма, но больше развития. В данной работе есть очень хорошие рассказы, с другой стороны — это попытка научно объяснить некоторые ситуации в истории, где главной связующей идеей становится историческое пространство и историческая идентичность человека.

В отдельный блок выделены три рассказа о войне. Действия в основном разворачиваются во время Великой отечественной войны в 1941-45 гг. Рассказы написаны живым слогом, в меру дается описание обстановки и природы, повествование органично переплетается с диалогом, что придает жизнь рассказам, события выстраиваются в логическую цепочку, прошлое гармонично сочетается с настоящим, герои вспоминают былые времена или наталкиваются на предметы, повествующие о прошлом. Тема рассказа тонкой нитью проходит через все произведение, как бы напоминая читателю о главном.

Представляем вашему вниманию краткое описание трех рассказов из блока о войне книги «Талисман Тенгри».

Анна и «Либерти»

Рассказ о фрагменте войны девочке из уст друга дедушки, соседа по даче, корейца дяди Ени или Ена Юановича. Сам он был без волос и беззубый — последствия войны. Если на войне зуб разболелся, не спрашивают почему и как, а сразу удаляют.

Дед Еня работал главным редактором дивизионной газеты. Работал в команде из трех журналистов, двух наборщиков, одного печатника и старшины даже под бомбежкой на печатной машине типа «Либерти».

На этом рассказ дяди закончился, но был один случай — ту самую девочку послала бабушка за сеткой для комаров, она ее достала из сундука и нашла там твердый планшет на ремне, в котором были записи дедушки.

В письмах сообщается о некой Анне Кравченко, военфельдшере, которая интересовалась дивизионной газетой, но спасая от бомбежки раненых героически погибла. Старшина Сурен Егиазарян, бывший в романтических отношениях с Анной, выжил после войны, женился на армянке, но погиб во время землетрясения, вытаскивая из-под руин соседского ребенка.

Читайте также: Отверженный мир Рахымжана Отарбаева

Котелок

Рассказ о том, что случай может решить все по словам старого Петровича или Александра Авилова. Он делил котелок с семнадцатилетним казахом, Тулегеном Есмухановым. Во время одного военного случая на Украине Петрович оказался без оружия, обнаружил лопату и перебил ей всех немцев вокруг себя. Во время другого случая Тулегена ранило так, что все внутренности вывалились наружу, он выпрямился, чтобы умереть уже наверняка и не терпеть адскую боль, и даже снял каску, но Петрович спас его. Позже Петрович узнает, что Тулеген осуществил свою мечту и стал доктором филологических наук¸ женился и обзавелся детьми. Действительно, великое дело — случай!

Серенада

В начале рассказа дедушка сыграл на пианино «Серенаду», любимую им с юности. Посоветовал своей внучке играть нежнее, ведь это не только музыка, но дыхание и природное волнение. А не играл он раньше, потому что у него были грустные воспоминания с периода войны. Это был конец войны, солдаты взяли Вильснак и вышли к Виттенберге. Вильснак — полуразрушенное село, от которого остались руины, за исключением половины дома без одной стены. Дом был зажиточный, на уцелевших стенах висели картинки сельской жизни, портрет молодой девушки и фотография семейной пары.

Дедушку, некогда капитана сослуживцы попросили сыграть на пианино и это была «Серенада». Несмотря на то, что военнослужащие были на подъеме и наступали, в дом ударила бомба. Выжил он один. Позже пришло письмо, в котором говорилось о том, что вся его семья, жившая в то время в Москве, погибла под бомбежкой. У него были жена и сын.

Позже, в возрасте 39 лет он женился на женщине и у него появились дочь и внучка.

Рассказы Асель Омар о войне жизненные, повествуют о таких качествах как человечность, добропорядочность, достоинство, трудолюбие, патриотизм, о настоящей мужской дружбе и сильном плече во время драматических ситуаций военного времени, о неистовом желании жить и выживать во имя светлого будущего и во благо родины. Работы автора написаны простым языком, читателю легко следить за тем, как разворачиваются события. В этом и состоит талант писательницы Асель Омар.

Поделиться: