Казахские пословицы - отражение национальной культуры

Поделиться:

05.11.2021 5091

Пословицы - это значимая часть словаря, которая описывает различные этапы жизни людей, взаимоотношений и социальных явлений, умело передает идею и делает лаконичный вывод. Таким образом, народ подавал своим потомкам пример пословицей о жизненных реалиях и чувствах. С помощью этих языковых единиц он побуждал молодое поколение любить свою страну, усердно работать, получать образование, быть честным и скромным и избегать лени, сплетен и хвастливости.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране сегодня, требуют образования и обучения умной, творческой молодежи, отвечающей всем требованиям мировой цивилизации. Это связано с дальнейшим развитием нашей страны, выходом в число ведущих стран мира, уровнем образования современных школьников, их способностью творчески мыслить. В связи с этим использование новых технологий обучения и воспитания в сфере образования идет полным ходом.

Несомненно, чтобы в полной мере понять и развить науку о фольклоре, необходимо прежде всего рассмотреть процесс сбора, публикации и изучения фольклора в целом. Эту идею поддерживают многие ученые со всего мира, а также исследователи казахского фольклора. Говоря о процессе сбора пословиц, конечно, необходимо рассматривать его в одной системе, помимо собирательной деятельности каждого исследователя.

Одним из основных способов обучения школьников на основе политики «Трехъязычия» является обучение школьников казахскому языку и литературе и пословицам на элективных курсах, формирование у учащихся творческого мышления. Это связано с тем, что казахско-английские пословицы, которые эффективно используются в процессе обучения, повышают мотивацию студентов к обучению, тем самым помогая студентам осваивать более глубокие слои языка, понимать драгоценный жемчуг. Поэтому преподавание пословиц на казахском языке и литературе, английском языке положительно сказывается на выполнении требований государства к образовательным учреждениям.

Одно из главных отличий фольклора от письменной литературы - в форме его устного распространения и сохранения. И это налагает как на исследователя, так и на читателя в целом задачу собрать работы людей, тщательно их записать, а затем начать их публиковать. Это показывает, насколько ответственна, масштабна и значима работа по сбору фольклора. Кроме того, собрание фольклора, являющееся золотым фондом народной культуры, раскрывает талант и разносторонность искусства страны, кроме того, собрание фольклора – это единственный способ сохранить богатое фольклорное наследие.

Истоки казахских пословиц восходят к древним орхоно-енисейским надписям. Много пословиц и поговорок на языке письменных памятников дошло до нас с XII-XIII веков. В орхонских надписях можно найти такие пословицы, как «Бастыны еңкейтіп, тізеліні бүктірген» (из жыра «Культегин»), «Стыд сильнее смерти» (из жыра «Тоникок»).

Одним из ученых, изучавших казахские пословицы, был Чокан Валиханов. Позднее исследователи А. Диваев, Ы. Алтынсарин, М. Ибрагимов, М. Терентьев, В. Катаринский, Машхур-Жусуп Копеев и другие.

Абай Кунанбаев дал очень точное мнение о казахских пословицах, а Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Малик Габдуллин, Баян Акмуканова, Абдуали Кайдаров, Балтабай Адамбаев известны своими взглядами, конкретными теоретическими выводами.

Известно, что первые опыты по сбору, публикации и изучению фольклора относятся к XVIII и XIX векам. То есть этот процесс изучали фольклористы: Ш.Ш. Валиханов, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, А.Диваев, М.Ж. Копеев и другие. В их работах использован один из лучших и оригинальных методов сбора, публикации и исследования образцов фольклора. Их опыт позволил следующему поколению продолжить развитие коллекции фольклора. Благодаря этому в первой половине ХХ века эта традиция не прекратилась, а продолжилась. Собранные образцы фольклора этого периода, в том числе пословицы, отличаются выразительностью, более полной сохранностью художественной силы.

Поделиться: