«Раскройся Адамбильмес»
Поделиться:
Камень Адамбильмес («незнакомый человеку») - это тот сундучок, известный сказкам разных народов, в котором компактно замкнут целый мир. Когда сундучок открывается, мир освобождается и, тем самым, приводит в исполнение приказы своих хозяев («пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»). Сам камень Адамбильмес находится в гнезде, гнездо - на дереве Байтерек, дерево - на острове, остров - среди «дарии». Слово «дарья» в казахских сказках придавалось большим рекам. В русских сказках есть схожее представление: море - океан, среди него - остров, на острове - дуб, под дубом - утка, в утке - яйцо, в котором скрывается смерть злого Кощея. Впрочем, представления о яйце, в которое втиснуто целое царство, встречается не только в русских, но и в европейских сказках. Литературный портал – об известной сказке «Камень Адамбильмес».
Жил некогда один бай, у которого был один-единственный сын. Когда бай умер, его сын обеднел. Однажды сын бая вышел из города и отправился в путь. Шел, шел и в одном месте упал без чувств от голода. Очнувшись, он увидел, что один сарт ведет рабыню за верблюдом пешком. Сарт остановился, развязал рабыню и велел ей собирать тезек (помет), а сам поставил кумган (чугунный или медный кувшин) на огонь. Рабыня, собирая тезек, подошла к голодавшему джигиту и спросила: «Бедный! Что ты тут лежишь?». «Я человек несчастный, - говорит ей джигит. Лежу в бессилии от голода». «Я тоже несчастная. Иди к сарту и купи меня». «Мне не на что купить еды, и я голодаю, на какие же средства я тебя куплю?». «Иди к сарту, он даст тебе токаш-мукаш (хлеб). Когда наешься, попроси, чтобы продал меня. Он скажет: не продам. А ты все-таки настаивай. Если согласится, то купи, а плату я сама отдам».
Джигит подошел к каравану. Сарт дал ему чай, и джигит ночевал в караване. Он попросил сарта продать рабыню. Сарт сказал: «Не продам. Она мне служит, собирает тезек». «Продайте, да продайте!» - пристает джигит. «Отдам, - говорит сарт, - если принесешь тысячу золотых». «Отдай сегодня рабыню, - говорит джигит, - а золото я завтра принесу». Сарт отдал рабыню и сказал: «Завтра в полдень принеси золото».
Джигит взял рабыню и удалился. Рабыня сказала ему: «Иди в город и принеси семь разных шелков, а деньги, скажи, отдам завтра». Приехал джигит в город к одному сарту, попросил семь разных шелков, деньги пообещал принести на другой день. Отдал купец шелк джигиту, и тот принес его рабыне. Она велела помаленьку топить тезек по ночам и сама стала прясть шелк. К утру она соткала орамал (платок). Она сказала джигиту: «Отдай этот орамал сарту, у которого взял шелк, и спроси сдачу, сколько следует». Сарт взял у джигита орамал и дал ему сдачи тысячу золотых. Это золото джигит отдал тому сарту, у которого купил рабыню. Сарт, простившись, уехал.
Джигит с рабыней приехали в город, заняли один ветхий дом, починили его и стали в нем жить. Она опять велела ему идти к сарту и принести семь разных шелков. Опять соткала орамал. Никто не мог узнать, из одного ли сорта шелка соткан орамал или из семи сортов. «Передай тому же сарту, - учит она, - другому не давай! Если продать другому, узнают нас и нас разлучат». Джигит отдал орамал сарту. Сарт дал за орамал полторы тысячи золотых. Еще он взял у сарта семь разных шелков. Она сделала третий орамал. Джигит опять отнес его к сарту и, получив деньги, вернулся. Так они разбогатели.
Однажды жена хана вышла на базар, вошла в лавку сарта и увидела орамал. «Продай орамал», - говорит сарту. Сарт запросил пять тысяч золотых. Ханша выдала пять тысяч и принесла орамал во дворец. Собрался народ и стал рассматривать орамал. «Какой-такой человек сделал эту вещь? Мы еще не видывали, - говорят, - такого мастера». Хан пришел в восторг и захотел непременно увидеть человека, который соткал этот орамал. Он послал к сарту человека спросить, кто ему продает такие орамалы. Ханский посланник пришел к сарту, спросил. Сарт сказал, что по утрам до восхода солнца приносит эти орамалы один человек. «Я не спрашивал, кто он такой, и потому не знаю». Вернулся посланный и доложил, хану, что сарт не знает, кто ткет эти орамалы. Собрал хан народ: не может ли кто найти мастера, ткущего эти орамалы. В это время одна старуха сказала: «Я найду. Дайте мне курджун (кожаная переметная сума) разного шелка». Дали ей шелк. Взяла шелк, села на верблюда, поехала и закричала: «Продаю шелк!». Кто купил у нее четыре сорта шелку, кто пять, но все сорта купить не нашлось человека. Она проезжает около дома, в котором живут джигит с рабыней и кричит под окном: «Не покупаете ли шелк?». Жена сказала джигиту: «Ей, бедняга! Старуха приехала к несчастью. Нас узнали». И потом, обращаясь к старухе, сказала: «Нам шелку не надо. Если привезешь шерсти или конопли то купим». Таким образом, она прогнала старуху. Старуха пришла к хану. «Нашла ли?» - спрашивает хан. «Не нашла, - говорит, - но думаю, что в этом доме, где меня прогнали и где сказали, что шелку не надо, а нужно только шерсти и конопли, ткутся эти орамалы». Хан поставил караульщика около дома джигита, а они перестали продавать орамалы.
Жена джигита, бывшая рабыня, была красивой женщиной. Она ходила под покрывалом. Сарт, у которого нашел ее джигит, взял ее насильно. Она не захотела быть его женой, и потому сарт обратил ее в рабыню. Когда она спала, она снимала покрывало (перне). Когда она узнала, что пришли караульщики, она надела перне. Джигит сказал: «Спи, сняв перне, как делала прежде». «Нет, бедняжка! - говорит она. - Если сниму, то нам придется разлучиться». Джигит не согласился с ней и заставил ее снять перне. Когда она сняла, красота ее обнаружилась. Это увидели караульщики и спросили суюнши (подарок за радостное известие) у хана. Хан послал человека позвать джигита. Пришел джигит к хану. Хан сказал ему: «Отдай мне свою жену и исполни одно мое дело». «Хорошо, - сказал джигит, - пойду, исполню твое дело». Пришел к жене и плачет. Сказал ей: «Хан велел отдать ему мою жену и принести камень Адамбильмес (незнакомый человеку)». «Бедняга! - говорит жена. - Хан хочет разлучить нас. Теперь слушай меня. Принеси шелку три отдельных мотка по семи сортов (үш бөлек жеті түрлі жібек)». Джигит принес. Она соткала три орамала, отдала ему на руки. Потом она говорит джигиту: «Я скажу тебе свою тайну. Я была сначала дочерью пери. Были у меня три брата. Я была их единственной сестрой. Было три снохи. Сарт, который меня привел, был врагом моего брата. Когда сарт ездил по торговым делам, мой брат ограбил его. Когда мой брат уехал в путь, сарт отнял меня у снох. Поезжай! Может быть, мои братья знают, где находится этот камень». Джигит взял орамалы и пошел. Она еще дала ему одно наставление: «Когда выедешь, посмотри назад не больше трех раз. Тогда я дам какой-нибудь знак». Прошел он немного, оглянулся и увидел, что его дом поднимается. Прошел еще, еще оглянулся - дом поднялся еще выше. Прошел еще дальше, еще оглянулся - и дом поднялся до облака.
Джигит уехал и через несколько дней доехал до одной белой юрты в степи. Там увидел он одну молодую красивую женщину. Он вошел в юрту, где она у него спрашивает о том, кто он есть. «Я странник», - отвечает джигит. Он умыл себе лицо, вынул орамал и вытерся. Женщина схватилась за орамал и говорит: «Этот орамал сделан женщиной, которая похищена сартом. Откуда ты взял этот орамал?». Это была юрта одного из трех братьев. Джигит сказал: «Ваша сестра попала ко мне» и передал орамал. Его приняли с почетом, как гостя. Вечером пришел муж женщины под видом беркута. Он проглотил джигита. Женщина с плачем схватила его за горло и показала ему орамалы. Он выплюнул джигита, оказал ему почет, спрашивает, по какому он делу пришел. «Я пришел по совету вашей сестры», - говорит джигит. Один хан притесняет меня, велел принести камень Адамбильмес. Поэтому я пришел к вам». Тот сказал: «Я тоже не знаю. Может быть, знает мой брат, который живет подальше». Он показал джигиту свое умение и дал ему облик (шкуру) беркута.
Джигит пришел к среднему брату, дал ему с женой один орамал. Средний брат говорит: «Я тоже не знаю, где находится камень Адамбильмес. Может быть, знает мой младший брат». Средний брат научил джигита искусству становиться белой мышью. Пошел джигит искать младшего брата, нашел и ему дал один орамал. Младший брат говорит: «Я тоже не знаю. В этой земле есть большое море, дария, посредине моря - остров, на этом острове - байтерек (тополь), на нем гнездо, в гнезде - два детеныша и их мать Алып-қара-құс. Иди к этой дарие!». Этот младший брат умел летать в виде сильного ястреба и научил джигита этому искусству. «Иди, - сказал он еще джигиту, - сломи одну камышину, положи ее в воду, а сам прицепись к ней под видом мухи». Джигит пришел к дарие вдвоем с этим младшим братом. «Прицепись, - говорит брат, - к этой камышине в виде мухи! Если камышина приплывет близко к острову, это будет хорошо. А если нет, то обратись в ястреба, который может, садясь, пролетать однодневное расстояние». Джигит сел на камышину мухой и камышина поплыла.
Много дней, много ночей плыла она и близко подплыла к дереву байтерек. Потом джигит превратился в серого ястреба и полетел. Сел он на остров, около дерева, лег под ним и обратился в человека. В один момент закричали птенцы (балапан). Джигит обернулся и увидел, как айдахар (дракон) ползет по дереву к гнезду. Джигит стал рубить айдахара саблей и убил его. Детеныши упали на землю. Он взял их и спрятал под крыло. Прилетел Алып-қара-құс с сильным ветром и сейчас же проглотил джигита. Птенцы взяли свою мать за горло. Алып-қара-құс выбросил джигита. Дети сказали матери: «Этот джигит спас нас от айдахара. Надо ему сделать добро, а не зло». Тогда большая птица спрашивает джигита, зачем он приехал. Тот говорит: «Я несчастный! Я ищу камень Адамбильмес. Я надеюсь, что вы окажете мне милость». «О, дитя! – сказала птица джигиту. – На одном острове у меня есть девяносто голодных душ, которые пропитываются посредством этого камня. Я тебя довезу туда. Ты должен сам взять его». Алып-қара-құс доставил джигита на остров. Там было много голодающих. Они разостлали белый войлок и сказали: «Раскройся Адамбильмес!». Тогда Адамбильмес раскрылся, и из него вышло много пищи. Люди ели эту пищу. Джигит, обратившись в муху, тоже ел вышедшие из камня разные кушанья. Под видом мухи он вошел в сундук, в котором хранился этот камень Адамбильмес. Люди сказали: «Соберись, Адамбильмес!». Все, что вышло из Адамбильмеса, снова в него собралось. Люди положили камень в сундук. Муха осталась сидящей в сундуке. Весь народ заснул. Муха обратилась в белую мышь, которая стала грызть сундук. Люди проснулись, говорят: «Кто-то хочет украсть Адамбильмес, вставайте!». Встали и открыли сундук. Джигит принял вид серого ястреба, схватил камень и улетел.
Много дней спустя, проголодавшись, ястреб опустился в одном месте. Желая есть, он сказал: «Откройся, Адамбильмес!». Камень открылся. Явилось сорок поставленных юрт. В них были готовы кушанья. Джигит пробыл там один день. Посмотрел - много людей идет - испугался, велел Адамбильмесу собраться. В этот момент приходил большой караван. Караванщик видел юрты и яства, а когда подошел, то увидел только одного человека - все остальное исчезло. Караванщик спросил джигита: «Ты что за человек? Где юрты и скот, куда девались?». Он сказал: «У меня ничего нет. Я один». Караванщик сказал: «Ловите его!». Поймали его. Говорят: «У него есть Адамбильмес. Ты скажи, есть у тебя Адамбильмес? Не скрывай! А то убьем!». Испугавшись, джигит сознался, что у него есть Адамбильмес. «Если есть, - говорят, - то открой его. Мы — путешественники, мы насытимся». Джигит открыл Адамбильмес. Все люди каравана наелись. Он закрыл камень. Караванщик спрашивает джигита: «Ты зачем искал его и где нашел?». Он сказал: «Хан велел мне отыскать его. Ему несу». Караванщик сказал: «У нас тоже есть Адамбильмес. Из него выходят только люди. Ты возьми наш, а свой отдай нам. Нам нужен скот. А наш ты отнеси хану». Джигит отдал свой Адамбильмес. Караванщик дал ему свой. Караванщик сказал: «Дорогой не открывай! Если откроешь, то выйдет войско, и если не будет врага, то тебя самого убьет». Джигит обменялся и ушел. В виде мухи залез под покрывало (джабу) одного верблюда из того каравана, с которым обменялся. В одном месте караван остановился. Люди стали просить караванщика открыть Адамбильмес, чтобы утолить аппетит. Караванщик говорит: «Не открою! Если открою, то отнимет хозяин». И не открыл в тот день. На следующий день шли сильно, проголодались, стали просить открыть. Караванщик говорит: «Я открою, но мы потеряем Адамбильмес. Хозяин возьмет его». Он открыл. Все сели. Вышло мясо, ели, с ними был и джигит в виде мухи. Потом собрали камень и положили в сундук. Когда караван спал, джигит, обратившись в белую мышь, начал грызть сундук. Караванщик закричал: «Ей, вставайте! Воруют Адамбильмес! унесут его!». Народ встал, собрался и открыл сундук. Джигит, сделавшись серым ястребом, схватил Адамбильмес и улетел. Он полетел в виде беркута по направлению к народу хана. Он достиг города, посмотрел на свой дом - дом опустился низко. Подошел он к нему - дом упал на землю. Джигит вошел в дом, обнял жену, ночевал у нее. Когда рассветало, он послал человека к хану сказать, что принес Адамбильмес. «Пусть хан придет в гости ко мне». Хан пришел в гости к джигиту со всеми своими подданными. Пришли все, никто не остался в своем доме. Джигит заставил хана войти в дом, открыл Адамбильмес, всем дал пищу, всех угощал собственноручно. Жена сидела и поражала всех своей красотой. Все смотрели на нее и не могли ничего есть. Хан думал, что он возьмет и Адамбильмес и жену вместе. Он собрался идти домой и стал просить джигита отдать жену. Джигит спросил жену, что делать. «Скажи, - говорит она, - что отдашь». Он сказал хану, что отдаст. «Идите домой! Я следом за вами приведу ее». Хан обещал прежде дать джигиту свою дочь, если он принесет Адамбильмес. Теперь захотел взять Адамбильмес и жену, и не хочет дать невесту. Хан возвратился домой. Когда хан и люди ушли, жена открыла Адамбильмес, полученный от каравана, и сказала: «Выйди, вооруженное войско, и истреби все, кроме ханской дочери». Вышло многочисленное войско, истребило народ хана, оставило только дочь хана. Джигит женился на ханской дочери и сам сделался ханом.
От первой жены у джигита родился сын. Однажды джигит положил сына на грудь. Ребенок испустил мочу. Джигит засмеялся. Старшая жена была около него и спросила, почему он смеется. Тот не сказал причину. «Зачем скрываешь?» - говорит жена. - Почему не говоришь свою тайну, по какому поводу засмеялся?». Джигит уступил. «Ну, скажу, - говорит. - Вот когда ты была рабыней сарта и, собирая тезек, подошла ко мне, в каком положении я лежал: спал или бодрствовал?». «Ты спал». «Что делали мои руки тогда?». «Ты держал руки кверху, как будто хотел поддержать что-то». «В то время я видел сон. Из моей головы взошла луна, из ног взошло солнце, а из середины тела - звезда Шолпан. Из этой звезды капнула капля на мою грудь. Тогда я протянул руки, чтобы достать звезду. Я толкую этот сон так: луна - это ты, солнцеханская дочь, звезда Шолпан - это твой сын, капля - его моча. Вспомнив этот сон, я засмеялся».
Камень Адамбильмес («незнакомый человеку») - это тот сундучок, известный сказкам разных народов, в котором компактно замкнут целый мир. Когда сундучок открывается, мир освобождается и развертывается, сундучок приводит в исполнение приказы своих хозяев «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Сам камень Адамбильмес находится в гнезде, которое - на дереве Байтерек, дерево - на острове, остров - среди «дарии». Слово «дарья» в казахских сказках придавалось большим рекам. В русских сказках есть схожее представление: море - океан, среди него - остров, на острове - дуб, под дубом - утка, в утке - яйцо, в котором скрывается смерть злого Кощея. Впрочем, представления о яйце, в которое втиснуто целое царство, встречается не только в русских, но и в европейских сказках.
Казахская сказка показывает, что степному фольклору были не чужды не только представления о смерти вне собственного тела, вроде представления о Кощее, но ему были знакомы также и представления о чудесном камне среди океана.
Чаще подобные представления об источниках человеческого благополучия встречались в степном фольклоре не в такой тесно очерченной обстановке. В степи существовала вера, что человеческое благополучие связано с некоторыми предметами, как неодушевленными, так и одушевленными, с онгонами. К преданиям о живых онгонах можно причислить рассказы о поиске царя, иногда - потерявшегося царя (казахские предания о Чингис-хане и Алаша-хане). Его находят, поднявшись вверх по реке. Об убежище Чингис-хана узнают по перьям, плывущим по реке. В буддийской легенде плывущие по реке яблоки дают знать о существовании в вершине реки дерева. Эти яблоки были источником благоденствия для людей, населявших низовье реки. Дерево называется Галбырсен-модо.
Поделиться: