Мастер слова из великого города Отрар
Поделиться:
(О творчестве казахского писателя Жолтая Алмашулы)
Несколько лет назад мне посчастливилось открыть для себя интереснейшего писателя. Попалась мне в руки книга «Жизнь горькая и сладкая», изданная в 2020 году в московском издательстве «Художественная литература», которую с интересом прочитал в несколько вечеров. Затем с азартом «проглотил» и вторую его книгу под интригующим названием «Женщина-призрак».
Автор вышеназванных книг – видный казахский писатель и драматург, заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат международной литературной премии «Золотое перо Руси» и литпремии Союза писателей Республики Башкортостан имени Мухаметши Бурангулова - Жолтай Жумат-Алмашулы.
В книгу «Жизнь горькая и сладкая» вошли романы «Олигарх и Олимп» и «Интерадам».
В романе «Олигарх и Олимп» автор раскрывает современную и актуальную тему для всего постсоветского пространства – зарождения и становления нового класса бизнесменов и тонкой прослойки так называемых олигархов и отношение к ним народа, а также представителей творческой интеллигенции. В этом романе подняты такие значительные темы как правитель и народ, власть и писатель, богач и народ, интеллектуал и олигарх, народ и творческая интеллигенция.
Противопоставляя олигарха Аспана и писателя Жасхана, автор задаёт вопрос: кто из них значительнее и полезнее для народа? Ответ на этот вопрос в романе убедителен: «…А вот правитель города Алеппо и богач Сайд ад-Дуаль Хамдани остался в истории только благодаря тому, что какое-то время жил у него во дворце великий Абу Насыр Фараби… И самое значительное деяние великого полководца эмир Тимура не завоевание и покорение стран и народов, а может быть, возведение мавзолея Ахмету Яссауи – великому поэту-мыслителю, одному из первых суфиев в тюркоязычном мире, основателю тариката Ясавия…»
Но, к сожалению, супербогач Аспан – это идеал, мечта писателя Жолтая Алмашулы, напоминание олигархам о вечных ценностях, и пример – каким должна быть настоящая элита…
Роман -притча «Интерадам», вошедший в книгу «Жизнь горькая и сладкая» - это произведение, содержащее глубокие размышления как о пользе интернета, так и о психологической зависимости людей от всемирной паутины, опутавшей мир и овладевшей человеческим разумом.
Сюжет романа «Женщина-призрак» необычен: к довольно большому начальнику Байжуману стала являться по ночам умершая жена Бижамал и вовсе не во сне, а наяву… Женщина-призрак приходит и начинает говорить мужу всякие неприятные, но правдивые слова о его неприглядных поступках и учить уму-разуму. И перед читателем раскрывается такая неудобная правда жизни известного в обществе только с положительной стороны чиновника и главы благополучной семьи Байжумана… Самая главная тема романа «Женщина-призрак» - воздействие процессов глобализации на казахский народ. Из романа узнаём, что каждый состоятельный казах отправляет своих детей учиться в Великобританию или в Америку. Оттуда они возвращаются «гражданами мира», а не казахами-патриотами. А многие и вовсе не возвращаются, ибо потеряли казахский менталитет и отдалились от традиций родного народа.
В романе «Бастард» ( Парень из другой планеты) описаны незавидная судьба и тяжёлые страдания незаконнорожденного молодого человека Жака –Жакау – «инопланетянина». Порядочный, кристально честный и чистый душой юноша, на самом деле, будто попал на нашу землю из другой планеты… А история его появления в компании отдыхающего со своими подчинёнными большого начальника Сезимбека Сагиналиевича довольно анекдотична. У Сезимбека долго не могла родить жена, а он очень хотел сына-наследника. И встретив красивую девушку по имени Маралай, полюбил её. Она родила сына Жакау, а законная жена Кумис – дочь Жанель. Сезимбек Сагиналиевич после преждевременной смерти Маралай придумал оригинальный способ забрать к себе сына Жакау: уговорил его прикинуться инопланетянином, по ошибке попавшим на нашу планету. Ведь Сезимбек хорошо знает, как его жена Кумис, заместитель Сарсек и другие знакомые, насмотревшись разного рода фантастических фильмов, верят в существование инопланетян…
Вообщем, на первый взгляд вроде бы анекдотичная история, а на самом деле раскрывает довольно актуальные проблемы и язвы нашего общества.
Видный казахский писатель и драматург, учёный-филолог Жолтай Жумат-Алмашулы родом из мест, где находился великий древний город Отрар – родина великого гения Абу Насыра Фараби…
Золотой город Отрар – крупнейший центр всей Средней и Центральной Азии, жемчужина Востока и Великой Шёлковой пути. В этом древнем городе на протяжении полутора тысячи лет жили учёные и мудрецы, воины, музыканты, танцоры, звездочёты, ювелиры, торговцы, ремесленники и дехкане. В городе были огромная цитадель и монетный двор, роскошные мечети и дворцы, караван-сараи и богатейшая библиотека.
Здесь когда-то родился, жил и творил гениальный философ, математик, теоретик музыки, создатель знаменитой Отрарской библиотеки ( второй по величине после Александрийской), автор комментариев к философским сочинениям Аристотеля и Платона, прозванный Вторым Учителем планеты – великий Абу Насыр Фараби, сочинения которого оказали влияние на учёных Востока и всей средневековой Западной Европы.
Родной аул писателя Жолтая Алмашулы – Кыраш (Жанакорганский район Кызылординской области Республики Казахстан) расположен на территории этого древнего города Отрар. Писатель, родившийся через тысячу с лишним лет, описывает в своих произведениях величие этого города и его гениального жителя Абу Насыра Фараби. Вот такая получается связь времён!
Наш современник, талантливый казахский писатель-драматург Жолтай Алмашулы - достойный продолжатель и хранитель традиций великого города Отрар.
Канта ИБРАГИМОВ,
народный писатель Чечни, профессор,
лауреат Государственной премии
Российской Федерации в области
литературы и искусства
Поделиться: