Интеграция наук и литературоведение
Поделиться:
В Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева состоялась презентация научных трудов, опубликованных на основе проекта «Пространство гуманитарных наук в XXI веке: интеграция наук и литературоведение (2020–2022 гг.)» в рамках Декады науки. Руководителем проекта, осуществляемого на кафедре казахской литературы филологического факультета, является к.ф.н., профессор С.Ш.Айтуганова. В составе исследовательской группы работали к.ф.н., профессор К.М.Байтанасова, д.ф.н., профессор Ж.А.Аймухамбет, д.ф.н., профессор М.С.Оразбек, д.ф.н., профессор А.Д.Алтай, PhD, доцент Г.С.Сагынадин, старший преподаватель Д.Капулы, докторант М.Н.Миразова. Модератором данной презентации был кандидат филологических наук, заведующий кафедрой казахской литературы К.Р. Кеменгер.
Представленные работы основаны на изучении научного сотрудничества в гуманитарном пространстве на базе литературоведения. Пособие «Гуманитария. Анықтамалық» (2020) построено по учебно-методической и информационной направленности, а книга «Мәтінтану: талдау-сызба. Практикум» (2021 г.) состоит из таблиц, которыми руководствуются при работе с текстом. В этих работах собраны сведения об основных терминах и категориях литературоведения, представлены отрывки из художественных произведений, модели графических рисунков, улучшающие литературоведческий анализ.
В вышедшей в 2022 году коллективной монографии «Ғылым кеңістігі және әдебиеттану» сделана попытка придать новый характер анализу в области гуманитарных наук. Основные проблемы, которые стали предметом содержания исследования, заключались в изучении новых концепций, которые в настоящее время лежат в основе литературоведения, таких как время и пространство, повествование, характерное поле, нарративная позиция, повторение, визуальная поэтика, актантная структура текста, категория автора, как основа филологического анализа текста. То есть рассмотрение текста включает в себя сложный, многогранный филологический анализ. Основным подходом в этом анализе является рассмотрение визуальной, поэтической структуры текста вместе с его идейно-содержательными, лингвостилистическими категориями, жанровым типом и образом автора. То есть через анализ художественного текста определяются направления целостного и фрагментарного анализа, авторская позиция, основные позиции структуры художественного произведения. Известно, что посредством такого анализа раскрывается эпохальный характер текста, его историческая основа, документальное свидетельство, ставшее художественным представлением, тема, идея, языковые особенности, характерные для произведений того периода. В то же время структура монографии также соответствовала требованиям вышеупомянутого филологического анализа. В исследовании анализируются общие филологические аспекты анализа текста, отдельные категории в структуре художественного произведения (пейзаж, повествование, характер, характерное поле) и особенности выражения этих проблем в отдельных жанрах (поэзия, эссе). Сгруппированы темы, определяющие национальный характер, познавательно-психологическую гармонию и основные позиции детской поэзии в фольклоре.
Все три работы были запущены в производство в ходе учебного процесса, получено свидетельство о внедрении.
В презентации, состоявшейся в оффлайн и онлайн формате, приняли участие член Совета университета - проректор по науке, коммерциализации и интернационализации Ж.Д.Курмангалиева, декан филологического факультета А.Б.Бейсенбай, директор Научной библиотеки Б.А.Оразалиев, старший научный сотрудник «Академии Абая» И.Р.Курмангали, заведующая кафедрой казахской и русской филологии ЕАГИ имени А.К.Кусайнова А.Е.Алимбаев, к.ф.н., доцент Л.Н.Дауренбекова, так же присутствовали преподаватели-профессора, докторанты, магистранты и студенты университета.
Доцент ЕАГИ имени А.К.Кусайнова к.ф.н., доцент Л.Н.Дауренбекова отметила семь особенностей проекта «Пространство гуманитарных наук в XXI веке: интеграция наук и литературоведение (2020–2022 гг.)»:
Книга «Мәтінтану: талдау-сызба. Практикум», которая была написана на основе научного проекта «Пространство гуманитарных наук в XXI веке: интеграция наук и литературоведение» посвящена анализу художественного текста. Как мы видели, в результате данного проекта были опубликованы три книги. Я хотела бы отметить семь особенностей данных работ:
1. Первая особенность в том, что одна из книг называется не «литературоведение», а «Гуманитария», что расширяет сферу ее применения. Причина этого в том, что авторы собрали определения и объяснения основных терминов, встречающихся не только в литературе, но и в гуманитарных науках в целом, и провели филологический анализ на примерах из художественных текстов.
2. Вторая особенность в том, что здесь кратко описаны научные методы. Показаны виды методов, которые не упоминаются в научных трудах и научных статьях. Приведены основные функции методов абстрагирования, конкретизации, индукции, дедукции и аналогии. Чаще всего при написании научной работы мы ограничиваемся сравнительным, сравнительно-сопоставительным методом. С этой точки зрения очевидно, что наши научные работы можно рассматривать с точки зрения и этих методов.
3. Третья особенность в том, что анализируя термины, характерные для гуманитарных областей, авторы также обращают внимание на их использование в литературоведении. Например, термин «бессознательное» используется в философии, психологии, литературе, юридических науках, искусствознании и других областях науки, и упоминается, что этот термин берет свое начало из произведений Платона и Аристотеля. Также затрагивается понятие симулякров, дающее людям несовершенные мысли о Боге и мире. Откровенно говоря, можно сказать, что понятие симулякр в казахском литературоведении встречается очень редко. Подчеркивается, что термин «интертекстуальность» в современном литературоведении и языкознании, а также понятие «метатекст» используются в теории литературы, языкознании, герменевтике, текстологии, семиотике, искусствоведении, теории перевода и стали одними из основных направлении гуманитарных исследований.
4. Четвертая особенность в том, что в книге есть табличный анализ. То есть для того, чтобы литературный анализ был компактным и понятным, представлены виды изобразительных и графических рисунков. Это особенно удобно для студентов. При чтении и анализе текстов они также сохраняют их в памяти, что очень удобно.
5. В-пятых, авторы не оставили без внимания и вопрос периодизации истории казахской литературы.
6. В-шестых, авторы предоставили для молодых исследователей не только образец анализа прозаических произведений, но и образец анализа поэтических произведений.
7. И самой последней, седьмой, особенностью, я бы назвала наличие справочника. В справочнике собраны понятия, характерные для каждой области науки. При этом я вспомнила словарь терминов «Литературоведение», составленный под руководством академика З. Ахметова. «Словарь литературоведческих терминов систематизированно содержит наиболее необходимые научные понятия и термины, используемые в области литературоведения и теории литературы. Это произведение есть в библиотеке каждого литературоведа. Эта книга охватывает не только термины, используемые в литературоведении, но и область гуманитарных наук в целом. Он дополнен некоторыми терминами, которые в настоящее время используются в исследованиях. Например, эпоха авангарда, адресат, акмеизм, аксиология, верификация, бренд-журналистика, гипертекстуальность, деконструктивизм, мегавидео, медиаплан, микровидео и др. То есть, мы легко сможем найти смысл, содержание и значение терминов в этом справочнике. Можно сказать, что в рамках проекта мы получили прекрасные труды, которые будем использовать не только мы, но и ученые и студенты гуманитарных наук.
Поделиться: