Методология научных исследований: структуралистический метод в литературоведении

Поделиться:

08.04.2024 1633

6 апреля 2024 года в аудитории имени Абая, в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилёва, состоялся знаковый научный семинар, проведенный доктором филологических наук, профессором Жанат Аскербеккызы. Тема семинара “Методология научных исследований: структуралистический метод в литературоведении” привлекла внимание многих ученых и студентов, заинтересованных в глубоком анализе литературных текстов.

На протяжении семинара профессор Жанат Аскербеккызы осветила методологические основы структурализма, охватывая теорию структурной лингвистики, историю формирования школы структурализма и теоретические аспекты, такие как знаки, символы, детали и образы в художественной литературе. Своими научными выводами она далеко не ограничилась, представив важные суждения об эволюции и значимости структурализма в современном литературоведении.

Мы постарались собрать основные идеи, обсуждаемые на семинаре, и представить их в доступной форме для наших читателей. Надеемся, что этот конспект будет полезным ресурсом для тех, кто стремится глубже понять методы научных исследований в литературе и их теоретические основы.

Структурализм  это интеллектуальная деятельность, которая определяется стремлением раскрыть модели, основанные на социальных и культурных убеждениях.

Адекватная теория структурализма изучается с позиций структурной лингвистики. В XX веке структурная лингвистика сыграла ключевую роль в развитии языковой науки. В этом направлении исследований обращается внимание на явления, структуры и правила, которые позволяют точно определить языковые данные. Структурный анализатор внимательно изучает различные "языки", которые говорят различные культурные группы, а также разбивает систему скрытых структур и правил, определяющих структуру поведения или объектов в тексте.

Структурализм связан с формализмом, который занимал центральное место в изучении литературных текстов. Формализм, возглавляемый идеей выделения семантических особенностей текста, был создан в России в 1915-1919 годах. Ведущие фигуры - Александр Потебня, Виктор Шкловский, Борис Томашевский, Борис Эйхенбаум, Роман Якобсон, Юрий Тынянов. Представители формализма обратили свое внимание на литературные тексты. Однако русский формализм был устранен в 1920-е годы. Это произошло потому, что для социалистического общества, в котором литература рассматривалась как идеологический инструмент, эта школа была неприемлемой. Но этот школьный курс формализма оказал влияние на структурализм, дав ему толчок к созданию новых школ.

Структурализм стал одним из ведущих направлений в развитии научного сотрудничества. Идея структурализма возникла в начале 20-го века. В литературном анализе структурализм обратил внимание на социокультурные аспекты, анализируя их с точки зрения структурных элементов и функционального назначения. Основатели структурализма включают Ю.Н. Тынянова, который ввел термин "структура" в литературный анализ, и предложил программу анализа семантических элементов поэтического творчества.

Основные идеи структурализма сформировались в 1920-х годах в Германии и Австрии, а затем были распространены в англоязычной литературной культуре и Франции. Эта школа критически отнеслась к догматическим проблемам литературного анализа, пропагандируя объективное исследование внутренней структуры. Структурализм в литературном анализе сосредотачивается на микродеталях, выявляя бесконечную динамику и микроструктуры.

В соответствии с мнением американского антрополога, этнолога и исследователя культуры Лесли Уайта, структура не является исключительно внешней. С точки зрения структурализма необходимо обращаться к внутреннему содержанию произведения, чтобы понять его сущность.

Основоположники школы структурализма в литературе:

Клод Леви-Стросс, Ролан Барт и Роман Якобсон. Во второй половине XX века этим направлением занимались Ю.М. Лотман и В.Ю. Борев.

В. Борев определил аналитический аппарат структурализма в литературном анализе с помощью трех основных понятий:

Алфавит

Аксиома

Система правил

Структуралисты рассматривают литературное творчество с точки зрения языковой системы.

«Само искусство обладает своей истинной моделью и мы можем понять систему обозначений через систему моделирования», - пишет русский ученый А.Ф. Лосев в своем труде «Знак. Символ. Миф».

Приверженцы структурализма в литературном анализе подчеркивают недостатки каждого метода:

- приоритет схемы по художественному содержанию;

- сознательное или неосознанное изменение результата, т. е. выявленные абстрактные структуры становятся гносеологическим первичным;

- «антипсихологизм» станет более активным. Значение предмета искусства для строгого научного познания теряется, само произведение искусства признается единственным достоверным источником знаний об искусстве. Произведение искусства становится «текстом» без личности, субъекта;

- структуралистический анализ того, «как это было создано», не может ответить на вопрос «о чем здесь сказано».

Это предоставляет возможность самостоятельно делать выводы о содержании.

• Во-первых, при изучении структуры текста не создается сухая схема, все включенное в нее визуальное содержание и динамика освещаются по-разному. Структуралист изучает все элементы, выступающие в форме.

• Во-вторых, результат исследования определяется формулой «сознание – первоначальное сознание – художественное сознание», поясняется природа, происхождение и трансформация абстрактной структуры.

• В-третьих, при анализе структурных элементов текста становится ясной сущность, познание, отношение, эмоция субъекта, который находится в «пупе» всех действий и содержания, то есть важная функция в тексте.

• В-четвертых, определение структуры текста приводит к интерпретации того, что в нем говорится.

XX век выдал несколько выдающихся лингвистов, одним из которых был французский семиотик Э. Бенвенист (1902-1976). В своей статье 1962 года он указывает на явные теоретические параллели между различными структуралистическими школами, особенно между американскими и европейскими. Он отмечает следующие общие черты структурализма, опираясь на представленные им модели: "Всякий элемент языка строится в системе взаимосвязей и зависимостей с другими элементами. Эта система организует артикуляционные единицы, которые обусловлены друг другом и образуют структуру в целом".

Литовский и французский филолог, литературовед Альгирдас Жюльен Греймас в своем труде "Структурная семантика: поиск метода" посвятил литературный текст структурно-семантическому анализу, опираясь на актантную теорию.

В своем труде "Первоначальное понимание структуры" он выделяет следующие проблемы:

«МЫ ПРИНИМАЕМ РАЗЛИЧИЯ, И ЧЕРЕЗ ЭТО ПРИНЯТИЕ МИР ОПРЕДЕЛЯЕТ СВОЁ «СУЩЕСТВО» ПЕРЕД НАШИМИ ГЛАЗАМИ И ДЛЯ НАС.

Но как определить "принятие различии" с лингвистической точки зрения?

Принятие различии – это сочетание двух терминов-понятий, представленных в один момент времени.

Принятие различии – это понимание взаимосвязи между терминами путем их взаимного сочетания или связывания посредством различных способов.

Французский структуралист Андре Мартине заявляет: " Андре Мартин, великий французский теоретик структурализма, говорит: «Учёные говорят о структуре, но редко бывает консенсус относительно того, что такое языковая структура», - отмечает он.

Однако эта внутренняя концептуальная неоднородность А. Мартинена внутри языковой системы и, следовательно, необходимость установления основного термина структуры на момент его определения, не создают определенные трудности в установлении основной концепции.

Французский структурализм, представленный семиотиком Эмилем Бенвенистом в его статье "Структура в лингвистике", опирается на различные структуралистические школы, особенно американские и европейские, указывая на явные теоретические аналогии и общие черты. Он утверждает, что основным принципом является концепция того, что все элементы языка организованы в системе взаимосвязей и зависимостей друг от друга. Эта система организует артикуляционные единицы, которые взаимосвязаны между собой и образуют структуру в целом. Структуралистическая теория подчеркивает, что структура происходит из элементов, и позволяет понимать структуру системы через взаимосвязь элементов как в парадигматических, так и в синтагматических парадигмах.

Структурализм, согласно интерпретации американского литературоведа Фредерика Джеймисона, представляет собой "повторное понимание лингвистического термина относительно принятых представлений".

Мнение Ф. Джеймисона было разделено британским литературоведом Терри Иглтоном: "Этот язык является парадигматическим и соответствует "данному" стандарту интеллектуальной жизни ХХ века со всеми его проблемами, тайнами и скрытыми значениями".

Литературный структурализм в 1960-е годы стал развиваться на основе методов и концепций структурализма в лингвистике, заложенных Фердинандом де Соссюром в его работе "Курс общей лингвистики" (1916). На основе его труда появились основные методы и терминология структурализма, а также основные концепции его представителей.

Одним из крупнейших представителей был Роман Якобсон, занимавший крупное место в формализме и структурализме. Эмигрировав в 1950-60-е годы, Якобсон внес значительный вклад во французский структурализм, широко анализируя свои мифологические исследования и придавая им различные формы и смыслы.

В 1950-х годах Ролан Барт определил основные принципы структурализма в своих работах, что привело к развитию семиологии культуры и литературы.

Еще один аспект структурализма - это метод интертекстуального анализа. Юлия Кристева, французский филолог и теоретик постструктурализма, ввела в литературоведение понятие «интертекст».

Осенью 1966 года Ю. Кристева выступила со специальной речью на семинаре французского семиотика, учёного-структуралиста Р. Барта, посвященного трудам М. М. Бахтина. Текст этого доклада был опубликован весной 1967 года под названием «Бахтин, слово, диалог и роман».

В 1960-е годы во Франции структурализм занял ведущее место. Историк и литературовед, теоретик Мишель Фуко (1926-1984), философ, психиатр, представитель фрейдизма Жан Лакан (1901-1981), литературный исследователь, семиотик Юлия Кристева (1941), философ Луи Альтюссер (1918-1990) внесли свой значительный вклад в развитие структурализма. В работах М. Фуко "Слова и вещи: археология гуманитарных наук" (1966), "Археология знания" (1969), "Дискурсивный порядок" (1970) были обнаружены основные принципы структурализма.

В структурализме можно выделить три основные школы:

Пражская (Чехословакия),

Копенгагенская (Дания)

Дескриптивная (Америка).

Общими чертами и принципами, объединяющими эти школы, являются:

• все школы структурализма полагают, что язык представляет собой целую систему, целостную структуру, внутренние элементы которой взаимосвязаны. Говорят, что задачей языкознания является изучение строения и структуры языка. Вот почему это направление называется структурной лингвистикой;

• структуралисты используют принцип интеграции, который рассматривает элементы языка по отношению друг к другу как единое целое. Делается акцент на использовании методологии лингвистического описания при изучении структурных элементов языка;

• все три школы из трех знают, что главная особенность языка — анализ отношений между структурными элементами языка — имеет отношение только к языкознанию;

• все школы структурализма, вслед за Ф. де Соссюром, рассматривают язык как систему символов;

• школы структурализма обращают внимание на проблему синхронии и диахронии. За исключением членов Пражского лингвистического кружка, они поставили его на первое место, заявив, что изучение синхронистичности играет решающую роль в понимании внутреннего механизма языковой системы.механизм языковой системы, включая Пражскую лингвистическую школу.

 

Гуманитарный аспект эстетического структурализма предоставляет возможность типологического анализа развития:

• Первый тип структурализма связан с Пражской лингвистической школой, основанной в 1920-х годах. Этот тип сформировался под влиянием исследований Я. Мукаржеского. Представители этой школы развили метод статистического анализа.

• Второй тип, называемый "субъективным" структурализмом, был отмечен во французской науке в 1950-х годах и тесно связан с этнологическими исследованиями Клода Леви-Стросса. Анализ структуры в рамках "структуральной антропологии" характеризует этот тип структурализма.

• Третий тип связан с методами анализа текста и его производства. Он был воплощен в работах французского структуралиста и семиотика Ролана Барта. В своей статье "От текста к произведению" он представил семь различных пропозиций между текстом и произведением.

Структурализм в области литературы также включает специфическую область, известную как "морфология". Этот аспект литературного анализа рассматривает организацию текста и его структуру. Этот термин был введен в литературную теорию в работах В. Проппа "Морфология сказки" (1928). Также морфологией литературы занимались другие авторы, такие как Карл Тиандер, А.Г. Цейтлин, Томас Манро и М.С. Каган.

Развитие структурализма прошло через три основных этапа:

• Первый – формирование метода структурного анализа в 20-40-х годах ХХ века (прежде всего в лингвистике);

• Второй – применение этого метода к различным гуманитарным наукам и философскому осмыслению этого процесса («классический структурализм», 1950-60-е годы);

• Третий – изучение метода структурного анализа (его ограничений и недостатков) в рамках самого структурализма, раскрытие социально-политического и культурно-исторического контекста структурализма, что привело к переходу от структурализма к постструктурализму и деконструкции в 70-80-е годы ХХ века.

Постструктурализм - это результат взаимодействия культурных практик, который выражает их взаимную зависимость. Постструктурализм был представлен как философия постмодерна.

Научные идеи, возникшие во Франции, распространились по всему миру, включая США, потому что постструктурализм начал восприниматься как концепция, которая может описывать собственный язык постмодерна.

В 1970-х годах Р. Барт стал влиятельным фигурой во французской науке. В 1977 году на его научные достижения была открыта специальная кафедра по литературной семиотике в Коллеж де Франсе.

Еще одним представителем французского постструктурализма был Жиль Делёз, который был профессором философии в университете Парижа-VIII с 1969 по 1987 год. В 1962 году Жиль Делёз познакомился с Мишелем Фуко. Они работали вместе в области политики.

Основные работы Жиля Делёза включают: "Эмпиризм и субъективизм" (1953); "Ницше и философия" (1962); "Философия Канта" (1963); "Марсель Пруст и знаки" (1964); "Бергсонизм" (1966); "Различия и повторения" (1968); "Кино I. Движение-изображение" (1983); "Кино II. Перемена-время" (1985); "Фуко" (1986); "Философия Лейбница и барокко" (1988). Он называет свои идеи "трансцендентным эмпиризмом", который сочетает в себе сохранение традиций эмпиризма с введением кантовского трансцендентализма.

Структурализм в литературе открыл новые горизонты. Путем применения методов структурного анализа текста этот метод позволил постструктурализму и деконструкции широко распространиться в литературной среде и призвать к новым методам исследования, направленным на понимание природы текста. В литературной истории структурализм также повлиял на методы анализа мифопоэтики, психоаналитики и культурно-исторических оснований, а также на сравнительные и сопоставительные методы, создав новую эпоху в развитии. Таким образом, структурализм оказал влияние на различные области литературного анализа, такие как наратология, интертекстуальность и другие.

Семинар был посещен преподавателями, докторантами, магистрантами и студентами Евразийского национального университета имени Л.Гумилева и Евразийского гуманитарного института имени А.Кусаинова. Обсуждение и анализ пройденных тем продолжится и на следующей неделе, что свидетельствует о высоком интересе к данной теме в академической среде.

Поделиться: