Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Блоги
КРИТИКА
Постигнутая правда.

Блоги

24.11.2017
4520

Постигнутая правда.

Постигнутая правда.
Постигнутая правда.
 
«..Я люблю читать сказки различных народов: захватывающее занятие – расшифровка мировоззрения метафорами древних авторов..» - парадоксальность смысловой реакции слов
(посвящается О.Сулейменову по мотиву «АЗиЯ»)
 
Явлений знак узнай,
И будешь властен
(Великое Язу)
 
У каждого молодого поэта есть стихи и поэмы.
Время «вседозволенности» сыграло свою роль – роль индикатора в выявлении бездарной фальши и истинного таланта и мастерства. В «игре» времени стало главенствовать не желание высказаться, а стремление выигрывать, блистать во всей красе «невежества».
Глобальные образы, современная форма – вещи, поданные хладнокровным передвижением слов, украшенные лишь метафорой, остаются только образами и формой, оголенные грубо сработанными «топорными» ассоциациями, но не поэмой, заставляющей позабыть бытовуху и забыться в бытие.
Ничего кроме силы и техники удара, проявляющие собой грубо сколоченного автора, не обремененного «страдать и побеждать», «постигать и осознавать», «понять и принять», лишь призрачный путь пройденный «галопом» экскурсовода несущего свои красивые ведра через пустыню формализма, не рискуя погрузиться в глубины человеческого страдания.
Выстроенная «дамба» супротив бурной реки «мировых» слез – пространные глухонемые поэмы и обнажившиеся стишки, решившие определять новые жизненные границы форм, не дотянувшись до призрачной границы искусства. «Формы и образы лишь рычаги в проявлении истинности, ибо их изменяет только само содержание.» (О.Сулейменов «Ты - мой герой»).
Каждый художник должен найти свою личную индивидуально для него форму для полного самовыражения: материал, который им преподносится, и есть та мощь, которая взрывает литературную оболочку, порабощая ее, ибо через творение проясняется личность поэта, проступает его глубинная эрудиция.
Но разговоры о формализме не должны затормаживать процесса новаций: форма – не суть, иначе в полемике можно позабыть истинность предназначения высшего искусства в развитии человечности человечества – задача литературы, наступая на «пятки» нравственности, напомнить о духовно-душевной организации человека: разыскать в нем потерянную человеческую ценность – достоинство, которое сделает форму и содержание – мировым. «С высоты достоинства я могу увидеть все человечество..». (О.Сулейменов «Ты - мой герой»)
Да, правда – нага, но чтоб она была внята массой, приемлема к употреблению умов и «ко двору» - ее необходимо «одеть» в те «рясы» в направлении которых миссия избранна. Подать «аппетитно», чтоб в процессе «переваривания» происходило понимание, а со временем и осмысление сказанного. Эпоха «настоящего» времени диктует свои правила подачи, показывая все новые и новые грани в достижении избранной цели, озадачивая ребусами парадигм, но избранные знают: это всего лишь формы, а суть всегда одна – истинна. «Свобода поэзии – быть мудрее законов.» (О.Сулейменов «Портить отношения».).
Утихли и былые распри по поводу отставаний нашей критической мысли. Сегодняшнее положение ничуть не лучше пятидесятилетней давности: как и раньше, редакторы относятся к поэзии как придатку журналистики, хотя в молчании все осознают истинность положения дел. Поэзия удел избранных: поэтами не становятся, поэтами рождаются. Мелочность буквоедства и формализма удел редакторов, увязнувших в будней серости слов… что ж, они давно не слышат себя, но делать глухих другими – ответственность перед человеком, народом, человечеством.
«…проклинайте глухих, не имеющих зраков!
Мы уходим на поиски грубых знаков,
опозоренных вещью,
возвышенных злобой,
осененных выдохом вечности-
Словом…»
(О.Сулейменов «История и старина»)
Люди должны слышать не пустоту слов, порождающих энергию, подпитывающую психологию невежества масс. А как истинным поэтам – поставлять в народ энергию для реакции в формировании в характере человека таких черт как достоинства, чести, долга, то есть тех критериев нравственности и духовности, которые наиболее важны в закладке формирования в сознании мировоззрения.
Критик в лице редактора – это не преподаватель правописания, а учитель правдописания. Яростный учитель, мастер масштабного мировоззрения, ревнивый отец литературы, для которого работа – это не служба, а служение. Редактор с большой буквы – это человек, способный в достаточной мере управлять литературным и общекультурным процессами. Обжигать пламенем высоких характеров, героическим настоящим и прошлым народа, способствовать не только кристаллизации личностного характера и гуманистических убеждений писательского слова, но и как говорил Ш.Елеукенов «росту национального самосознания». Обладать высоким нравственным критерием, который играет особую роль, потому что культура – это, прежде всего, искусство быть Человеком среди людей.
Вечность в историческом контексте есть один миг эпохи, в которой писатель должен уметь абстрагироваться и понимать все глубокие процессы истории с ее «прогрессивными» последствиями политических компаний, не вырывая из веха истории отдельных фигур, возвеличивая их, позабыв о кровавых событиях. Потому что история есть своеобразный психологический тест, по которому определяется и мировоззрение художника, и уровень развития его личности в нравственном и политическом отношении. Не нужно превращать историю в самобытность, перекрещивая неоправданное категоричное мнение и утхлое племенное знание «случайной вести». Это удел «островного» мировоззрения, затерянного где-то посредине океана сознания, куда никакой корабль не причаливал в течение «тысячелетий». «И каждый пытается в жизни доказать, что он нормальный…боимся показаться смешными…» (О.Сулейменов «День курицы» 1967 г.).
Полагаясь лишь на личное эмоциональное отношение и безоговорочно на свидетельства летописцев, позволяя себе проникнуться их чувствами и суждениями, «пишущие» рискуют воскресить мировоззрение забальзамированного мира, принять преднаучное мышление. «Порой слишком правильная, освященная авторитетами предпосылка тормозит науку, а явно недисциплинированная, противоречащая всему комплекс вопросов одним махом, подготовить дорогу для новых честных исследователей..». (О.Сулейменов «Кочевники и культура: казахский эксперимент»).
Поэт должен быть ученым, умея вовремя освободить свой ум от бремени прежних, преднаучных суждений, расширяя свой кругозор любознательностью, внутренне чувствовать и хорошо знать, что он собирается преподносить: проницательная мысль, проявившая любопытство, отражаясь, трансформируется энергией в слово, в предмет, в музыку или жест: он создает культуру! «Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет! Но суров закон жизни на земле: если народ не дал человечеству нескольких великих людей, он не оправдал своего существования в истории…» (О.Сулейменов «Мой Чокан»).
Настоящее по-настоящему выразимо, только когда оно становится пережитым. Ведь история – это и века, и года, и минуты назад. Сегодня проживается, вчера переживается. Трудно провести четкую грань между понятиями «история» и «современность». Потому что эта грань и есть настоящее, та движущая точка, где спонтанно кончается прошлое и постоянно начинается будущее. Пограничная полоса не только разделительная линия, но и линия соединения. Вот это диалектическое состояние борьбы и единства противоположностей (прошлого и будущего) в полной мере воплощается в настоящем, определяя прогрессивный и драматический характер личности человека, поэта, художника в его деятельности и существовании. История участвует в формировании современного мировоззрения. «Может статься, что пустотой мы называем глубину.» (О.Сулейменов «Право на ошибку»).
И только начало переустройство личного сознания ведет к переустройству мира. Воспитывая в себе широту мышления, освободив мозг от пут стандартных рассуждений, можно увидеть захватывающий дух динамику развития взгляда на вещи. И поэтому, просвещая себя, мы боремся и с невежеством вчерашнего «дня». «…изображение с одной стороны многорукого сидящего бога, представленного с тыла. Вы видите его затылок и спину, хотите узнать, какой вид имеет бог спереди, оборачивайте диск…И видите свою физиономию.» (О.Сулейменов «Чаша»).
Начало размышлений о своей судьбе неотрывно связана от судьбы всего мира. Формула любого развития при взаимозависимости это взаимоуважение и взаимодействие. Формула успеха – действие при размышлении. Потому что литература – это одна из высших мировоззренческих наук, художественно исследующая жизнь человека и общества в целом. И самое важное в этом определить свое место среди своего народа и место народа в человечестве. Личное самосознание определяется вкладом во всемирную культуру. Понимание своей природы необходимо для осознания долга и призвания – проводников процесса взаимодействия культур: сокрушая в себе комплексы превосходства, побеждать свои комплексы неполноценности. «Писатели должны восстановить многообразие летописи Мира и Любви, чтобы от многообразия лживых вер в человечество когда-нибудь придти к единству сознания». (О.Сулейменов «Война и мир»).
Творческую потенцию можно судить по качеству книжной продукции и прежде всего художественной литературы. И возможно, что большинство писателей вынуждены по условиям рынка сознательно опуститься до уровня малограмотного читателя, не принося пользы национальной культуре. Унылой картиной становится литература, когда она превращается лишь в средство для добывания средств к существованию. Великий Читатель стал причиной кризиса упрощенной литературы. Какой бы мы представляли поэзию средневекового Ирана, если бы Хайям и Хафиз писали исключительно для малограмотных.
Эпоха от слушателя к читателю сменилась к зрителю, что, несомненно, отразилось во всех областях духовной жизни, и сказалось на судьбе стиха, поэзии, литературы в целом. Он потерял массового слушателя, не успев приобрести массового читателя. Превращение Слушателя в Зрителя за счет читателя угрожающе растет, атрофируя мышление, когда как книга развивает зрение разума. Открытый разум порождает мудрость.
Литература – это самая выразительная модель национальной культуры. И создавать ее, пусть из самых благородных побуждений, ориентируясь на нетребовательного читателя, невыгодно для народа, ибо упрощенная литература неправдива, она отражает упрощенную действительность. И от того, какая литература ляжет на стол завтрашнего школьника, зависит его духовное развитие. Великая, отягченная мыслями словесность мускулирует сознание, формирует нравственность; облегченная расслабляет, воспитывает потребителя, а не творца. «Когда пробудится нравственность – родится и Великая литература.» (О.Сулейменов «НТР и литература»).
Каждый, кто берясь за перо, призван возбуждать творческую энергию народов, возрождать в людях нравственность, естественность человеческого достоинства, сознание всеобщей взаимозависимости как условие существования на нашей маленькой планете Земля – не упустить, не растратить, предельно использовать это редкое время, которого ждали, добивались тысячелетиями, успеть создать великие культуры, достойные наших страданий, сомнений и надежд. «Современное прочтение забытых идей, образов, традиций, как это часто бывает, может подсказать нам много нового. И это не словесный парадокс…».(О.Сулейменов «Сомнения»). У книги писателя адресат должен быть определенным – заинтересовать широкого читателя кругом проблем, результаты которых прямо обращены на воспитание мировоззрения. «Пишу эти слова с полным осознанием…и эта ответственность заставляет меня быть искренним, не стесняясь опасности непонимания…». (О.Сулейменов «Послесловие к 2 изданию»).
«Пусть не рядом, пусть не сейчас, а где-то, когда-нибудь мощный импульс, посланный во время и в пространство гением, заставит вспыхнуть зеленый глазок в чьем-то сознании…» (О.Сулейменов «Молчание в предбаннике».).
«Но мое убеждение - чтобы узнать вкус моря, не обязательно выхлебать Тихий океан, достаточно нескольких соленых брызг, занесенных порывом ветра на лицо.» (О.Сулейменов «К таблице»).
Р.S.: «Его судьба – капля, по которой узнают вкус океана».
Открывать – это значит вспоминать давно всеми забытое. И вообще нас слишком занимает, что ново, а что не ново, что было и что будет. Восточная мудрость гласит: прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее – даровано! Поэтому его и зовут настоящим. Основная причина в удручающе сложившейся нынешней действительности – равнодушие тех, кто ответственен за развитие литературы и культуры в целом. И как становится порой обидно до слез и жаль, когда уходят мастера, не оставляя после себя учеников… Новость плохая, если верить в это дальше: тогда молодые писатели не выполнять своего предназначения, а мастера своего. Пора покончить с иллюзией и думать, будто все в этом мире зависит от себя – неоцененный талант и вовремя неподержанное искусство грозит угаснуть. «Чтобы сделать что-то особенное, нужно просто поверить в это, пожелать направить его, взрастить» – говорят мудрецы. Пришло время поверить молодым, поддержать их, показать дорогу, иначе дальше им придется идти одним, скитаясь в потемках «сумрачной зоны», подобно слепым щенкам, в поисках постигнутой кем-то когда-то правды ...

ОТЗЫВЫ (0)


Поделиться:      
Оставить комментарий: