Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Блоги
ИСКУССТВО
«Талант творит для поклонников, а гений для потомков» .

Блоги

13.12.2017
10092

«Талант творит для поклонников, а гений для потомков» .

«Талант творит для поклонников, а гений для потомков» .

 

«Талант творит для поклонников,

а гений для потомков».

Константин Мелихан.

 

Для казахов кюй — больше чем произведение, это казахская народная инструментальная пьеса, звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры, исполняемая главным образом на домбре. Кюй воплощает многолетнее народное творчество и отражает различные проявления природы в музыкальной форме.

 

Быть может именно поэтому казахи высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых было немало домбристов. В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!». Тем самым акцентируется важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь и уважение казахов к этому инструменту.

 

Конструкция казахской домбры немного отличалась в зависимости от местности, где она была создана. На западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады — перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок.

 

В центральных и восточных регионах Казахстана домбры делались с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Чаще всего домбра изготавливалась из цельных кусков дерева: ели, клена, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. На восточно-казахстанских домбрах навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало игру аккомпанемента или исполнение песенных мелодий.

 

«Домбра — это душа казахского народа». Одним из просветителей исполнения кюев на домбре является Серикбай Бариевич Кусаинов, выдающийся композитор, талантливый педагог, наставник тысяч казахстанских музыкантов, почетный куйши — домбрист Северо-Казахстанской области, удостоенный медали имени Ы.Алтынсарина.

 

Серикбай Кусаинов родился 5 октября 1937г. в ауле Баян Жамбылского района Северо-Казахстанской области, в семье казахского батыра — кавалериста Бари Кусаинулы, прямого потомка султана и батыра Кантая, героя освободительной войны против Джунгарских агрессоров. Призванного на ВОВ в 1942 году, участника 106-ой Казахской национальной кавалерийской дивизии, которая формировалась в Акмолинске (ныне Астана), чудом выжившего и прожившего трудную, но счастливую жизнь до 1982 г..

 

Баян аул издавна славился талантливыми певцами, виртуозными домбристами, исполнителями народных песен и кюев. С самого детства Серикбая окружал мир музыки. Почти в каждом доме на различных тоях, он слышал народные песни и кюи по случаю рождения ребенка, женитьбы и т.д. Возможно, тогда он и стал мечтать о том, чтобы стать искусным домбристом.

 

В полтора года его дядя Нуралы преподнес ему в подарок его первую домбру, которая до поры до времени переходила из рук в руки, среди взрослых аульчан и позднее нашла своего истинного хозяина — Серикбая.

 

В 1945 г. Серикбай поступает в 1-ый класс Баянской средней школы. Когда он учится в 3классе, друг отца — Балсеит Кусемисов дарит ему новую домбру. С этого времени он всерьез начинаетучиться играть на домбре. В 4 классе Серикбаю дарит еще одну домбру проживающий по соседству Укубас Турлубай.

 

Благодаря Абилькариму Бигалиевичу Нугманову, он впервые научился и исполнил на домбре мелодию народной песни «Елим-ай». Тогда же преподаватель музыки и пения, виртуозный домбрист Ишангали Касымов принял 11-летнего Серикбая Касымова в школьный кружок домбристов. Вскоре он ввел талантливого мальчика в состав домбрового оркестра школы.

 

Вначале он освоил народные кюи «Шалқыма», «Кенес», «Келиншек», «Айжан қыз»; кюи знаменитых композиторов Курмангазы «Балбарауын», «Ақсақ киік», «Адай»; Даулеткерея «Құдаша», «Қосалқа»; Дины Нурпеисовой «Той бастар», «1916-ый год» и другие.

 

В составе школьного оркестра, Серикбай часто выступал перед аульчанами на сцене местного клуба, являясь самым молодым членом оркестра. Окончив в 1955 году школу, он активно учавствует в районных и областных смотрах художественной самодеятельности и как лучший домбрист исполнитель народных кюев занимает 1-ые места и получает грамоты и подарки.

 

Тогда же в 1955 году по желанию отца Серикбай идет учиться в Торгово-коперативную школу г. Петропавловска, но эта учеба нисколько его не привлекает. Всё больше он думает о домбре, о музыкальном искусстве. После зимних каникул Серикбай остается в родном колхозе и работает на разных работах, одновременно совершенствуя свою игру на домбре и активно участвует в художественной самодеятельности аульчан. В марте 1956 году он участвует сначала на районном, затем на областном республиканском фестивале художественной самодеятельности работников потребкооперации.

 

В это время в Петропавловской детской музыкальной школе впервые открывается класс домбры. Его открывает ученик знаменитой куйши, композитора Дины Нурпеисовой, домбрист Казахского государственного оркестра имени Курмангазы Ғылман Алжанов. Встретившись с ним Серикбай просит принять его в кружок домбры. Прослушав несколько кюев в исполнении Серикбая, Ғылман Алжанов принимает его в свой кружок домбры. Он научил Серикбая нотной грамоте и различным методам искусства исполнения кюев на домбре. Видя успехи молодого домбриста, он предсказал ему большое будущее и наказал не бросать занятия музыкой, а больше искать и учиться. Серикбай Бариевич с особой теплотой вспоминает о нем и называет его своим вторым учителем после Ишангали аға.

 

В начале 1957 года по заданию секретаря обкома партии Ильяса Омарова большого энтузиаста, любителя культуры и искусства, Ғылман Алжанов специально приезжает в аул Баян и готовит аульную молодежь к участию в республиканском смотре художественной самодеятельности. На этом смотре Серикбай Кусаинов занял первое место за исполнение кюев Курмангазы «Балбарауын», «Адай» на домбре получил почетную грамоту из рук знаменитой певицы, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой. В июле того же года на I Всеказахстанском фестивале молодёжи снова занял первое место и стал лауреатом фестиваля.

 

Звучание северо-казахстанской домбры, изготовленной из таёжной березы покорило тысячи людей из разных регионов страны и «молодых народно-демократических республик Азии и Африки». Диплом I-степени и свидетельство лауреата ему вручил известный композитор, академик Ахмет Жубанов. В 1957 г. Алжанова оставили в Алмате Каз.Гос. оркестре имени Курмангазы.

 

В 1957 г. в г. Петропавловске не без влияния Ильяса Омарова впервые было открыто музыкальное училище. Первым директором училища стал специально приглашенный И. Омаровым выпускник Алматинской консерватории Болат Асанов. В 1959 г. руководителем класса домбры музыкального училища становится приехавшая по путевке выпускница Алматинского музыкального училища Хамитова Ануар Ахметжановна. Услышав о дарованиях Серикбая Кусаинова, она через известного музыканта и композитора, преподавателя пения и музыки педучилища Есмагамбетова Маделхана Мукановича приглашает его поступить в музыкальное училище. Серикбай Бариевич срадостью поступает в музыкальное училище.

 

После окончания 1-го курса в 1960г. Петропавловский КЭБ (Концертное эстрадное бюро) приглашает вновь организованную казахскую бригаду в честь 40-летия Каз ССР, работать артистами в летнее время. Художественным руководителем была приехавшая из Карагандинского театра Жамал Шаймерденова, конферасье Нурлан Касымов, баянист 4-го курса, студент музыкального училища Александров, певицами были Маара Жумабаева и Калампыр Жусупова, домбрист Серикбай Кусаинов, жонглеры супруги Поповы, всего 8 человек.

 

В 1961-1962 учебном году директор музыкальной школы Лаптева Лаиля Нурсултановна по договоренности с директором областной казахской школы-интерната Жасуланом Касымовичем Нурпеисовым вновь открыла в этой школе-интернате класс домбры, закрытый после отъезда А.А. Хамитовой. Серикбай Кусаинов будучи студентом музыкального училища одновременно был преподавателем в этом классе.

 

После окончания 3-го курса по совету нового директора музучилища Сайдаша Садыковича Гайсина, Серикбай Кусаинов поступил и продолжил учебу в Шымкентском музыкальном училище. Где были сильные и грамотные преподаватели. Учился на домбре домбриста Ажиева Санен Смагуловой, директора училища. После успешного окончания Шымкентского музыкального училища в 1963 г. его приглашали на работу в учебные заведения г.Алматы, но он вернулся в область и стал преподавателем Петропавловской музыкальной школы и вел класс домбры в казахской школе-интернате. В 1963-1964 учебном году в огранизации и укомплектовании музыкального класса домбры большую помощь оказал директор школы-интерната Галым Даниярович Хамзин. В первый же год работы Серикбай Бариевич сумел подготовить хороших домбристов и исполнителей народных песен, создал оркестр домбристов. В 1964 г. на областном смотре художественной самодеятельности учащихся оркестр домбристов школы-интерната занял первое место и получил диплом 1-степени.

 

Из-за отсутствия жилья ему пришлось уехать в аул и в 1968-1969 учебном году работать преподавателем музыки и пения в Баянской средней школе. Он и здесь организовал и вел оркестр домбристов, который выступал на сцене совхозного клуба.

 

В следующем 1969-1970 учебном году зав.облано В.И.Сакун приглашает Серикбая вернутся в город на свое прежнее место, обещая квартиру. И Серикбай Бариевич продолжает работу в казахской школе-интернате. Благодаря II секретарю Обкома партии Шманова А.Н. 13 августа 1970 г. ему дали квартиру.

 

В этом же 1970 году домбровый оркестр школы-интерната на республиканском фестивале искусств занял 3-место и получил диплом лауреата фестиваля. В 1973 г. на республиканском конкурсе юных музыкантов ученица 9 класса Омарханова Торғын удостоилась звания лауреата.

 

Класс музыки казахской школы-интерната особенно был хорошо оборудован при директорах школы-интерната Кадралине Г.К. и Галиеве Ж.М. В целом Серикбай Кусаинов в этой школе-интернате с перерывами проработал около 40 лет и подготовил сотни домбристов и певцов с 1961-2002г.

 

Когда при Петропавловском музыкальном училище в 1980 г. впервые был открыт класс домбры, его первым преподавателем стал Серикбай Бариевич Кусаинов. В начале в классе было только два ученика: Сексенбаев Мейрам и Жамалиева Кымбат. Со следующего года число учащихся стало увеличиваться. В училище кроме специальных, преподавались и общеобразовательные предметы. Так, математику в течение нескольких лет преподавал Ескен Кабиев, и был классным руководителем, о котором Серикбай Бариевич вспоминает с особой теплотой. Уже в 1983-1984 учебном году в училище был организован свой домбровый оркестр под руководством умелого организатора и способного музыканта С.С. Гайсина. Оркестр часто выступал с концертом перед населением города и области на различных праздниках (8 марта, 1 мая, 7ноября...) В музыкальном училище С.Б. Кусаинов проработал без малого 17 лет (1980-1997).

 

Кроме музыкальной школы и музыкального училища, Серикбай Кусаинов проводил преподавательскую и организаторскую работу и в других учебных заведениях города. Так, он преподавал и организовывал вечерний

 

Домбровый ансамбль в профтехучилищах № 1,2,3 в индустриально-педагогическом техникуме. Много лет руководил домбровым оркестром и студенческим хором в учетно-экономическом техникуме. Об одном выступлении этого хора говорилось в статье З. Володиной «Это юность моя» в газете «Ленинское знамя» 24.04.1968 г.

 

«Пожалуй, единственный из всех средних учебных заведений города учетно- экономический техникум представил на областной фестиваль хор, который на казахском языке исполнил песни Байкадамова „Партия туралы жыр“ и Мусина „Комсомол туралы ән“. Располагавший довольно скромными возможностями, хор тем не менее прозвучал ровно, четко, свежо. Хор возглавил преподаватель музыки С.Б. Кусаинов».

 

В 1960-1972 гг. Серикбай Бариевич вел домбровый кружок и домбровый оркестр в Петропавлоском пединституте. Домбровый оркестр пединститута на различных смотрах и конкурсах занимал призовые места, несколько раз выступал перед слушателями-зрителями по телевидению.

 

Серикбай Бариевич в 1966-1972 гг. по областному телевидению организовывал телелекции-концерты о знаменитых казахских композиторах-домбристах и исполнял их произведения с целью пропаганды перед населением. А в 1970 г. организовал при телевидении домбровый клуб «Самал», который потом вырос до ансамбля домбристов. Этот ансамбль в 1971 г. на республиканском конкурсе телевидения завоевал почетную грамоту.

 

В 60-80 годы Серикбай Бариевич много занимался пропагандой музыкального искусства, особенно богатого наследия знаменитых композиторов Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины Нурпеисовой и других.

 

В 1965-1973 гг. он по путевкам областного общества «Знание» ездил по районам области. Так, с лекциями-концертами он побывал в нынешних Аккаинском, Кызылжарском, Есилском, Тимирязевском, Шал акынском, Мамлютском, Жамбылском районах и пропагандировал музыкальное наследие — кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины и других народных композиторов. Об этой работе Серикбая Кусаинова позже вспоминал ответственный секретарь областного общества «Знание» Каирбек Камзин, ныне пенсионер: «Он свои лекции начинал с рассказов о жизни и творчестве композиторов, затем знакомил слушателей с историей создания и содержанием их кюев, объяснял их мастерство и сам исполнял эти кюи на домбре. Слушатели с особенным удовольстием слушали кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Дины. В результате имя Серикбая Кусаинова стало известно в области и даже республике. Многие, довольные его лекцией-концертом, писали благодарственные письма и приглашали приехать снова».

 

В 1985-1995 гг. по приглашению областного Института усовершенствования учителей Серикбай Бариевич в летний период читал лекции учителям о методах проведения уроков пения и музыки в 1-7 классах, рассказал как надо организовывать заслушивание новых песен, кюев и учить нотной грамоте.

 

В 1960-1980 гг. Серикбай Бариевич продолжал участвовать на различных областных, республиканских конкурсах, смотрах, фестивалях. Так, в 1969 г. на республиканском смотре художественой самодеятельности в честь 100-летия В.И. Ленина получил медаль лауреата. В том же году на республиканском конкурсе эстрадной студии за прекрасное исполнение нескольких кюев диплом победителя вручил Серикбаю председатель жюри народный артист Казахской ССР Ануарбек Умбетаев. В 1973 г. на республиканском телевизионном фестивале вышел Всесоюзный эфир через Москву из Алматы.

 

Путь педагога всегда труден, путь педагога сфере искусства еще трудней. Поэтому Серикбай Бариевич находился в постоянном поиске. Много внимания уделял системтическому расширению своего репертуара, а также мастерству их исполнения. Он не ограничивался исполнением произведений казахских композиторов. Хорошо воспринимали слушатели в его исполнении на домбре «Рондо» Моцарта, «Полонез» Огинского и другие классические произведения западноевропейских композиторов. Талантливый педагог, композитор и сам создает свои кюи. Например, слушатели тепло приняли его кюи «Шаттык» («Радость») и «Бейбітшілік» («Мир») в 1964-1966 гг.

 

Из своего до предела загруженного дня он находит время, чтоб позаниматься индивидуально с наиболее талантливыми учениками. Как указывалось выше, Серикбай Бариевич свою педагогическую работу по подготовке кадров домбристов начал в далеком 1961 году в 24-х летнем возрасте. С 2009 г. работал преподователем класса домбры в студии «Өнер» музыкального искусства Казахской классической гимназии. Таким образом, он как педагог на ниве музыкального искусства проработал 48 лет. За это время он подготовил более 1000 домбристов. Из них более 300 стали профессиональными квалифицированными кадрами и работают в различных регионах республики.

 

Серикбай Кусаинов, говорит: «Для меня нет большего счастья, чем успехи моих учеников». Он действительно безмерно счастлив, ибо таких учеников более 300. Только один этот факт дает представление об этом неутомимом человеке, энтузиасте своего дела, у него учились азам искусства сотни и тысячи учащихся. Благодаря его усилиям и инициативе в городе был создан домбровый оркестр.

 

За свои заслуги в деле развития музыкального искусства и подготовки кадров музыкальных работников, особенно домбристов С.Б.Кусаинов награжден знаком «Отличник народного образования Казахской ССР», медалью имени Ибрая Алтынсарина, Почётной грамотой Министерства просвящения, Почётными грамотами и дипломами по итогам многих конкурсов, смотров, фестивалей. А также значком лауреата. Имя С.Б.Кусаинова занесено в Энцикопедию Северо-Казахстанской области и в золотую книгу «50 летия освоения Целины». В 2007 г. Серикбай Бариевич Кусаинов удостоился «Почетной грамотой» от Акима Сев. Каз. области Билялова С.С.

 

У Серикбая Бариевича вся семья музыкальна. Супруга Кусаинова Нагима Мусульманбековна певица, сыновья Думан и Адай, дочь Дина тоже музыканты. Внук Диас и внучка Данагуль — учащиеся Казахской школы гимназии имени Шокана Уалиханова играют и исполняют кюи на домбре. Так что династия музыкантов Кусаиновых продолжается.

 

Сегодня казахские народные национальные инструменты — домбра, кобыз, шертер, жетыген - стали забываться молодежью. Музыка — это достояние нашей республики, играя на национальных инструментах, мы вносим вклад, в развитие национальной культуры, исполняя казахские кюи и песни, мы пропагандируем, ценим, чтим историю, традиции и культуру своего народа, оставляя её нашему будущему поколению! Как правильно сказал в своей статье Глава государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Особое отношение к родной земле, её культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. ... вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей. Только так мы сможем сохранить свою культуру, собственный национальный код....Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, — одним словом, национальный дух, должны оставаться с нами. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию, делает нацией...». Одним из таких просветителей и пропагандистов культуры, музыки и национального самосознания, передающим из поколения в поколение, в живом исполнении, на казахском народном инструменте домбра, является Серикбай Бариевич Кусаинов.

 

Даже сейчас находясь на пенсии, Серикбай Кусаинов мечтает принять участие в фестивале «Астана Аркау», на который съезжаются тюрки из разных стран мира. Фестиваль проходит каждый год в начале июля в преддверии Дня столицы. Сам композитор утверждает, что смог бы сыграть на любом струнном инструменте, который есть у братских народов от Северного Кипра до Северной Якутии, от Молдавской Гагаузии до Забайкальской Тофаларии.

 

«Я уверен, что тогда музыка Великой степи, наши кюи зазвучат по-новому. Причем, в прямом смысле, — говорит Серикбай-ага. — Хотел бы, чтобы со мной выступил и мой внук Диас Думанулы. Ему будет легко найти общий язык с другими тюркскими музыкантами. Может и джимсейшен смогут сделать. Это очень важно, чтобы подрастающее поколение знало — мы не одиноки. У нас есть миллионы родных братьев и сестер по всей Евразии! Пусть они объединяться с нами в один большой оркестр народных инструментов! Это нужно сделать именно в Астане. В следующем году мы будем отмечать 20-летие нашей новой столицы, которую создал для нас наш Лидер нации. Мы явили миру новое чудо — сверкающий бриллиант посреди Великой степи. И пусть на первый большой юбилей Астана станет одной большой концертной площадкой, на которой мы покажем все великолепие казахской национальной музыки. Этот город свят для меня по-особому. Из него на фронт уходил мой отец. В нём работают сотни моих учеников. И нет большего счастья для любого куйши в моем возрасте, чем написать и исполнить новый кюй для нашей столицы!»

 

В заключении хотелось бы пожелать Серикбаю Кусаиновичу здоровья, долгих лет жизни, и увидеть его выступление с внуком на том самом фестивале среди большого оркестра на 20-летие нашей столицы Астаны!data-cke-saved-src=http://www.pkzsk.info/wp-content/uploads/2016/08/hb4xlFlEDzs.jpg


Поделиться:      
Оставить комментарий: