Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Аксинья
Аксинья - adebiportal.kz
Рейтинг:

Библиотека

Аксинья - героиня романа М. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Астахова А. — сначала любовница, потом незаконная жена героя романа Григория Мелехова, сопровождающая его от первых до последних страниц романа. Это коренная казачка-крестьянка, привычная к тяжелому крестьянскому труду и подверженная всем предрассудкам своего сословия. А. — сильная, цельная натура, обладающая прямым, эмоциональным характером, способная на решительные поступки, но не способная на обман и «легкие отношения». Главное в ее жизни — реализация ее женской сущности.

А. — одна из центральных героинь исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в 1912-1922 гг., — первая мировая война, события 1917 г, гражданская война и победа советской власти. А. не участвует в этих событиях, воспринимая их как стихийные бедствия, и сохраняет то незыблемо женское, что присуще ее сознанию. Вместе с тем А. — героиня любовного романа, сюжетная типология которого восходит к истории Тристана и Изольды.

Она отличается яркой, необычной красотой, выделяясь особой женской привлекательностью и способностью безоглядно отдаваться любви. Трагедия ее жизни и любви заключается в несчастном браке, толкнувшем ее в объятия Григория Мелехова, и в невозможности обрести прочный союз с ним, ставшим для нее единственной опорой в жизни и ее смыслом. Даже любовь к ребенку для А. — продолжение страсти к Григорию, а не чувство, коренящееся в глубине патриархально-семейных отношений. Трагедия усугубляется смертью ребенка и непониманием происходящих социальных потрясений. В итоге А. окончательно теряет возможность того, что в ее среде является для женщины главным, — «укоренения в семье» — и трагически погибает.

В литературоведении издавна установилось глубоко сочувственное отношение к страсти А. В 30-е гг. ее запретная любовь трактовалась как «протест против старого мира» и даже как гимн свободной любви в духе «революции быта», провозглашенной А. Коллонтай. Образ А. стоит в ряду беззаветно любящих, но не могущих в силу трагических обстоятельств соединиться с любимым героинь. Тех героинь, которые в свою очередь дают любимому ощущение полноты и смысла жизни.


Л.Г. Вязмитинова