Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Жанры
Детектив
Детектив

Детектив (от англ. detective — сыщик). Традиционно определяется как ответвление приключенческой литературы, посв. раскрытию загадочных преступлений. В ряде критич. работ и в обиходе ныне к Д. л. причисляются также произв. о воен.-политич. разведке и мн. др. остросюжетные книги, не имеющие отношения к расследованию преступлений. 

Начало классич. Д. л. связывают с именем амер. писателя Э. По, к-рый в новелле “Убийство на улице Морг” (1841) впервые вывел образ детектива-любителя, наделенного необыкновенными способностями к логич. анализу. Авантюрно-приключенч. линию в Д. л. утвердил англичанин У. Коллинз (романы “Женщина в белом”, “Лунный камень”). Во Франции приобрели известность Э. Габорио, Г. Леру, М. Леблан, в Англии — Э. Уоллес, Г. Честертон, но прежде всего А. К. Дойл, создавший знаменитый образ Шерлока Холмса. 

Развитие Д. л. уже в 19 в. было обусловлено усилением противоречий капиталистич. общества и появлением массового читателя с его неудовлетворенным стремлением к социальной справедливости. Особую популярность Д. л. приобрела в 20 в. 

Изучение социально-эстетич. феномена Д. л. привлекало внимание мн. авторов, в числе к-рых А. Грамши, Б. Брехт, в СССР — С. М. Эйзенштейн, К. И. Чуковский. Однако общепризнанной теории детективного жанра (вернее, жанрово-тематич. единства) нет. Существует много разл. точек зрения на Д. л.: то ее объявляют интеллектуальным “кроссвордом”, то неким смешением лит-ры и игры, то “производств.” романом из жизни работников уголовного розыска. Несомненно, однако, что элементы детектива, порой существенные, входят полноправной частью во многие произв. т. н. “большой” лит-ры — в романы Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, О. Бальзака, У. Фолкнера. 

Наибольший интерес представляет социально-критич, разновидность Д. л., в к-рой дается <особый срез реальной жизни” (Б. Брехт), изображаются реальные социальные противоречия, выдерживаются психол. мотивировки поведения персонажей. Таково творчество франц. романиста Ж. Сименона, создавшего серию книг о комиссаре Мегрэ — своего рода персонифицированной демократич. мечте о справедливости в мире бесправия. Заметное явление Д. л. — декалогия швед. писателей-соавторов М. Шёваль и П. Вале. Наряду с псевдореалистич. сценами, частым непониманием классового характера обществ, процессов, отчетливые критич. пассажи можно найти в романах А. Кристи, Д. Фрэнсиса (Англия), Р. Стаута, Р. Макдоналда (США), Буало и Нарсежака, С. Жапризо (Франция), Мацумото Сэйтё (Япония).

Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987