Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Ода

Ода - (от греч. ode — песня), жанр лирич. поэзии. В античности слово “О.” сначала не имело терминологич. значения, затем стало обозначать преим. написанную строфами лирич. хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16—17 вв.) слово применялось преим. к патетич. высокой лирике, ориентирующейся на антич. образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфич. стихами (П. Ронсар, Г. Кьябрера, Дж. Драйден). В поэзии классицизма (17—18 вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с канонич. темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (О. духовные, торжественные —“пиндарические”, нравоучительные —“горацианские”, любовные —“анакреонтические”); классики жанра — Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен, в России — М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно: “восторженный” и “ясный” типы О.). В эпоху предромантизма (кон. 18 в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В 19—20 вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков — Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др.— лишены канонич. жанровых примет) и понятие “О.” употребляется часто лишь в переносном значении (“Ода революции” В.В.Маяковского), М.Л.Гаспаров.

Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987