Наше время называют веком скоростей и технологий. Принято считать, что для адаптации в таком мире, для успешности на первый план выходит рациональность, а чувства, любовь к искусству и литературе уходят в пассивный запас. Так ли это на самом деле? Об этом сегодня и поговорим с руководителем литературного агентства «Наследие» Гульмирой Асаутаевой.
- Гульмира, как вы считаете, каким должен быть человек, чтобы быть успешным? Нужна ли современным людям художественная литература?
- Вы коснулись темы, которая беспокоит людей уже достаточно давно. Ярчайший пример из близкой нам советской истории – спор «лириков и физиков» – длится уже почти 60 лет. И так до конца не понятно, что первично: чувства или разум. Каким должен быть человек, чтобы быть успешным? Честно скажу, я не знаю рецептов. Для одних успех – это карьера, для вторых – семья, а для третьих – духовное познание. И каждому нужно абсолютно разное. И литература для каждого из таких людей – своя. Художественная литература учит человека думать, развивает душу. Поэтому, я считаю, чтобы человек не стал высокотехнологичным роботом, в его жизни должны быть хорошие и добрые книги.
- Расскажите о литературе, которая присутствует в Вашей жизни. Насколько нам известно, у Вас есть писательский опыт.
- Да, литература занимает в моей жизни огромное место. Я по праву считаю себя профессиональным читателем с огромным стажем. И так случилось, что у меня даже есть опубликованные произведения. Но, к сожалению, не так много, как мне бы хотелось. Но даже это является предметом моей гордости. И поводом для того, чтобы считать себя счастливым человеком. Возможность реализовываться в своей любимой сфере – великое счастье и везенье. Я публиковалась в казахстанском литературно-художественном журнале «Нива». Раньше было такое издание. Там были опубликованы мои рассказы. В свое время я выиграла приз в конкурсе, который устраивал фонд «Мусагет», для молодых писателей. Приз – мастер-класс для писателей в Алматы. Чуть позже стала лауреатом международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт», в номинации «Проза на русском языке». Я считаю безусловным везеньем, что мне пригодились два моих самых бесперспективных в деловом понимании диплома – филолога и культуролога. Именно благодаря им мне удалось найти работу, где мое умение писать, пригодилось. До недавнего времени я работала в PR-службе Цеснабанка. И мне посчастливилось участвовать в написании книги об истории развития корпорации «Цесна». Бесценный опыт для меня.
- О чем была эта книга? Об истории Цеснабанка и компании в целом?
- В 2018 году корпорации «Цесна» исполнилось 30 лет. Серьезная дата для казахстанской компании. Руководством было принято решение рассказать об этапах становления корпорации. Поверьте, это по-настоящему захватывающая история! Пока мы с моим соавтором работали над книгой, узнали много интересного и поучительного. Очень хочется, чтобы об этом узнал и широкий круг читателей.
- Одним из рекламных лиц Цеснабанка являлся Геннадий Головкин. Упоминали ли Вы этого выдающего казахстанского спортсмена в этой книге?
- Конечно. Казахстанцы стали связывать Цеснабанк и Геннадия Головкина после рекламной кампании, которая была проведена в 2016 году. Та кампания стала следствием многолетних деловых и дружеских отношений между спортсменом и руководителями банка.
- Вы сказали, что до недавнего времени работали в PR-службе Цеснабанка. Чем Вы занимаетесь сейчас?
- Работа в банке научила меня многому, придала сил и уверенности. Поэтому вместе с моими партнерами и единомышленниками мы запустили новый интересный проект – литературное агентство сторителлинга «Наследие». Мы решили помогать людям рассказывать их истории. Это может быть история успеха компании либо удивительная семейная сага. А может быть, это воспоминания об одном человеке. Иначе говоря, мы сохраняем память, практически останавливаем время. Что может быть удивительнее? Почти все знают историю своей семьи, своего рода, но, как правило, эта информация представляет собой лишь разрозненные и не всегда взаимосвязанные факты. Мы готовы работать в этом направлении, потому что такой опыт у наших авторов уже есть. К слову сказать, нам удалось привлечь для работы в агентстве достаточно серьезных и талантливых авторов. В перспективных планах – разработка и киносценариев. Мы открыты для развития различных литературных направлений. Это целый мир, который нам предстоит открыть для нас самих и для наших соотечественников.
- Вы создали литературное агентство в этом году?
- Да, мы создали его в этом году. Но у нас уже есть перспективные планы, которые мы сейчас и осуществляем. Мы уверены, что наш стартап станет успешным.
- Можно ли говорить о том, что толчком к этому послужил опыт работы над книгой по истории создания корпорации «Цесна»?
- Отчасти, да. Но, откровенно говоря, желание создать собственное литературное агентство возникло у меня давно. Желание придумывать истории жило во мне всегда. Я испытываю непреодолимое желание их писать. Не устаю благодарить судьбу, что она дает мне такие возможности. Несколько лет назад мне посчастливилось прикоснуться к истории одной большой семьи, предки которой уже в 18 веке были видными в обществе людьми. Собрать воедино такую долгую и наполненную разными событиями жизнь представителей этой семьи было трудно, но очень интересно.
- Почему же Ваших романов нет на книжных полках наших магазинов?
- Вот мне тоже это интересно (улыбается). Наверное, у меня не достаточно напора, сил и энтузиазма для штурма. Мне просто нравится сочинять истории. Я их благополучно сочиняю. А дальше…. Кладу в папку в своем ноутбуке. Почему? Скорее всего, потому что у нас в Казахстане книжный рынок пока не достаточно развит. Наверное, этот бизнес нерентабелен в нашей стране. У нас нет книжных издателей, которым было бы интересно заниматься продвижением отечественных авторов. Если какой-то писатель издается, то делает это, скорее всего, за свой счет. А писать-то все равно хочется. Поэтому я и решилась создать литературное агентство. Я хочу сделать так, чтобы наше дело было востребовано, нужно людям, и чтобы за счет этого еще можно было жить. Почему нет? При правильном подходе, все реально.
- Вы затронули болевую точку сегодняшней казахстанской литературы. При беседе с молодыми авторами обнажается одна и та же проблема: у человека есть талант, но он абсолютно не знает, как на этом можно зарабатывать. Как Вы считаете, изменится ли эта ситуация в будущем?
- Отчасти причина заключается в рынке. У нас очень маленький рынок. И я не уверена, что ситуация поменяется в будущем. Возможно, будут какие-то отдельные истории со счастливым концом, когда писатель найдет конкретно своего мецената, готового проплачивать продвижение его творчества. Я не думаю, что такой формат сотрудничества может стать массовым. Как, к примеру, в соседней России. Грустно, конечно. Но все равно писатели у нас есть! И это не может не радовать. Вообще, если человек пишет, он будет писать, несмотря ни на что. Писательство – это сродни жизненной необходимости, пишущий человек не может без этого жить. У меня иногда создается впечатление, что я думаю не мозгом, а рукой. Я постоянно что-то пишу, возникают идеи, появляются мысли, которые тут же нужно записать. Иначе никак. Поэтому наше литературное агентство «Наследие» для меня и моих соратников – отдушина, которая позволяет реализоваться в любимой сфере. А еще – найти тех людей, которым нужно наше умение писать и наша безграничная фантазия. Для пишущего человека это очень важно.
- Как Вы считаете, есть ли в данный момент среди Ваших молодых коллег по творческому цеху действительно талантливые писатели, которых бы Вы хотели пригласить к сотрудничеству?
- Честно говоря, мне сложно судить об этом – последние четыре года я работала в банке, а работа в офисе предполагает серьезную сосредоточенность на процессе. И, возможно, мне не всегда удавалось отслеживать то, что происходит в литературной жизни страны. Плохо, это или хорошо, но у меня нет личных знакомств с молодым писателями. Мои знакомые и коллеги, с которыми мы когда-то вместе работали над какими-то проектами, уже состоявшиеся люди, авторы с определенным багажом опыта и знаний. Но когда хожу по книжным магазинам, я вижу на прилавках книги казахстанских писателей, иногда смотрю их в интернете. И понимаю, наша молодежь талантлива!
- А те книги, которые видите в магазинах и на прилавках – есть ли среди их авторов действительно достойные именоваться словом «писатель»?
- С моей стороны было бы некорректно и глупо рассуждать о степени чьего-то таланта. Творческие люди у нас, также, как и хорошие произведения, безусловно есть. К примеру, у нас интересно пишут детские авторы. Я читала некоторых и мне очень понравилось их творчество. Действительно талантливые писатели! Например, Зира Наурзбаева, Лиля Калаус и их сказочная повесть "В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей". Такое фэнтэзи на казахской почве. Очень интересно! К тому же, книга хорошо проиллюстрирована. Или милые нежные книжки Элены Быстрицкой. И это фамилии авторов, которые всплывают в памяти так, навскидку. Безусловно, меня как патриота наличие на прилавках магазинов книг казахстанских автором очень радует, а в какие-то моменты даже подстегивает к действию. Ведь если у кого-то получается довести свой замысел до конца, то почему же я сижу и жалуюсь на превратности судьбы?
- Предлагаю немного поговорить о казахстанских литературных объединениях. Их появление говорит о том, что люди стремятся развивать литературу, стараются объединяться по интересам, читают друг другу свои произведения. Как Вы считаете, насколько может быть эффективным такое движение в плане развития литературы в нашей стране?
- Мне кажется, это здорово! Общеизвестно, что современные дети перестали читать. Они фактически вообще не читают! И это весьма прискорбно. Прекрасно, что есть люди, которые собирают молодежь и обсуждают книги. У меня есть знакомый – креативный пишущий человек Абай Адильшин, который одно время, помимо основной работы, занимался как раз тем, что организовывал литературные встречи, где можно было поговорить о книгах. Он приглашал и меня на творческие вечера. Побывав там, я была поражена глубиной понимания литературного произведения, огромным интересом к чтению у участников встреч в литературном клубе Абая. Мне очень нравится, что молодые люди хотят говорить о литературе. Так что организация литературных клубов – это полезное и благородное дело. Это замечательно, потому что литература, в первую очередь, учит людей мыслить, развивает душу. Особенно важно это в наше время. Я ничего не имеют против современных технологий и инноваций. Прогресс не должен стоять на месте. Молодежь сегодня живет в высокотехнологичном мире, но душа требует чего-то иного. И литература как раз это иное дает. Она развивает душу. Литературные клубы не только должны существовать у нас в городе и в стране, их обязательно нужно поддерживать. Если Вы застали Советское время, то должны помнить, что домовой клуб раньше был в каждом дворе. Аналогично этому, литературные клубы также должны быть в каждом районе, в каждом дворе. Нужно заново приобщать детей к чтению.
- При беседе с молодыми авторами, как правило, сразу ощущается желание зарабатывать на своем творчестве. Как Вы считаете, правильный это подход, или же человек должен сначала развить и наработать свое творчество, а потом уже искать варианты монетизации? Так сказать, работать во имя творчества, чтобы впоследствии творчество работало уже на автора?
- Я думаю, оба подхода к своему творчеству имеют право на жизнь. Ведь самое главное – развитие таланта, прогресс творческих возможностей, желание творить. А стимул у каждого свой, все очень индивидуально. Есть те, кто работает за идею, так сказать, на голом энтузиазме. Кто-то работает сразу на то, чтобы заработать на своем таланте. Это вполне нормальное стремление. Монетизировать нужно, почему нет? Безусловно, бескорыстный человек прекрасен по своей сути. Вызывает восторг и заслуженное удивление бескорыстное желание что-то делать бесплатно в нашем рациональном мире. Всякий раз, сталкиваясь с такими людьми-подвижниками, я начинаю понимать, что, видимо, мне до них в духовном плане еще расти и расти. Потому что в отличие от них у меня в голове какие-то суетные мысли: а как и на что жить. Так что я считаю, если человек хочет зарабатывать на своих произведениях и считает, что они этого достойны, это нормально. Тем более, если его продукт хорошего качества. За хорошее качество человек имеет право рассчитывать на вознаграждение.
- Предлагаю на качестве литературной продукции остановиться отдельно. Согласитесь, в случае литературы – это очень индивидуальный подход. Кому-то нравится одно, другому – другое. Как понять, хорошее произведение перед тобой или плохое?
- В этом вопросе многое зависит от того, кому его задавать. Если Вы спросите об этом рядового читателя, то для него приоритетом в оценке произведения станет интересный и закрученный сюжет. Чтобы он был захватывающий, чтобы хотелось читать еще и еще. Если тот же вопрос задать профессионалу-литературоведу, то там дополнительно включаются и другие нюансы, такие как развитие сюжета, количество сюжетных линий, фабула, особенности языка изложения и многое другое, на что непрофессионал попросту не обратит внимания. Когда я была школьницей, нас учили, что литература должна иметь воспитательный характер. Сейчас я думаю, что не факт. Я считаю, литература, в принципе, не обязательно должна носить назидательный характер. По моему мнению, литературное произведение – это предмет искусства, пища для ума. Оно важно само по себе. Прочитывая книгу, мы провоцируем свою душу трудиться, развиваться, мыслить. Это главное.
- В самом начале нашего разговора Вы затронули очень интересную тему. Я говорю о площадке для размещения литературных произведений. Вы привели в пример журнал «Нива», который уже прекратил свое существование. Неужели в Казахстане нет аналогов этому журналу?
- Действительно, «Нива» закрылась. И это печально, поскольку журнал представлял собой достаточно серьезную площадку для молодых авторов, это было издание со своей историей и стилем. В Алматы есть литературно-художественный журнал «Простор», и насколько я знаю, он еще функционирует. Таких журналов у нас в Казахстане несколько. Но честно признаюсь, я уже давно перестала за ними следить, потому что бумажные издания себя постепенно изживают, на смену им приходит другой формат. Они уже не настолько популярны. Было время, когда сначала в журналах публиковались самые передовые романы, повести. Сейчас бумажные журналы фактически ушли в небытие, поскольку востребован более мобильный интернет-формат. Я же в этом плане консервативна, предпочитаю пойти в магазин и купить книгу, если хочу почитать что-то интересное.
- Бумажная литература сегодня постепенно вымирает. Сейчас в редком доме можно увидеть книжные шкафы. Зачем собирать книги, если все это можно с легкостью отыскать в интернете? Как Вы считаете, насколько сможет электронная литература заменить бумажный формат книги?
- Если в действительности бумажный формат литературных книг вымрет полностью, это будет ужасно. Я верю, что такое не произойдет. Бесспорно, электронные книги очень удобны в обращении, всегда под рукой. Но повторюсь, бумажная книга – это особенный объект культуры, и относиться к нему нужно также по-особому. Мне даже кажется, что со временем чтение книги на бумажном носителе станет неким рафинированным удовольствием для эстетов. Многие мои друзья более молодого возраста удивляются – зачем нужна бумажная книга? Благодаря технологиям небольшой планшет может заменить целую библиотеку, где в любой момент можно быстро отыскать нужное произведение и почитать. Они уверены, главное – получить нужную информацию. Я так не могу. Мне нужно слышать шелест книги, ощутить ее неповторимый запах, подержать в руках, переворачивать страницы. Для меня это очень важно, и думаю, я не одинока в таких предпочтениях. Поэтому совсем умереть бумажная литература не может! Если бы такое произошло, это стало бы катастрофой для культурного развития всего человечества. Невольно вспоминается роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Если Вы помните, данный роман описывает общество будущего, в котором книги попросту сжигались на костре, потому считалось, что они вносят смуту в человеческое общество. Во что превратился мир без книг, пусть даже и в фантазии писателя? В нечто ужасное. И мне бы не хотелось такого будущего для людей. Мир без книг приведет человеческое сознание к дикости и жестокости.
- Расскажите, а как вообще Вы пришли к литературе, как у Вас появилось желание писать, которое не покидает Вас и по сей день?
- Моя бабушка научила меня читать в четыре года. С тех пор чтение стало для меня самым главным увлечением. Но книги тогда были огромным дефицитом, купить их было практически невозможно. Никогда не забуду свой восторг, когда однажды, вернувшись домой из детского сада, я увидела довольно внушительную стопку детских книжек. Это мама по великому блату, как тогда говорили, достала их для меня. Мне кажется, это был лучший подарок в моей жизни. С первого класса я была записана в областную детскую библиотеку. Каждый поход туда я ждала с нетерпением. У меня, буквально, перехватывало дыхание от стеллажей с книгами, мне хотелось все их прочитать. Примерно с класса 3 я сама ходила в библиотеку каждые выходные и засиживалась там часами в читальном зале. Сколько удивительных приключений я пережила с любимыми книжными героями! Я побывала на Луне вместе с Незнайкой, искала по всему миру капитана Гранта и сокровища в копях Соломона, сражалась вместе с тремя мушкетерами и Д,Артаньяном, раскрывала преступления с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, и многое-многое другое. С тех пор я читаю постоянно и везде. Не бывает такого периода в моей жизни, когда я совсем ничего не читаю. Естественно, когда человек читает много и регулярно, его воображение развивается вместе с сюжетами читаемых им книг. И однажды человек начинает понимать, что он тоже хочет сочинять. Я начала придумывать сказки примерно с класса третьего. Во время учебы на филологическом факультете все усугубилось, потому что все филологи обязательно пишут. Мое культурологическое образование добавило «дров» в эту литературную топку. Но я писала всегда не для публикации. Я не думала о том, чтобы отнести куда-то свои рукописи. У меня не было такой цели, я писала их для себя, просто потому, что не могла не сочинять. В голове крутились различные истории, и я их просто записывала. Опубликовала я их в первый раз случайно. Решила просто попробовать отправить в казахстанский литературно-художественный журнал «Нива» несколько рассказов, и к моему удивлению, их опубликовали. Точно таким же образом, спонтанно, я решила принять участие в конкурсе творческой молодежи «Шабыт» и стала его лауреатом. Как раз именно в тот год я стала единственной, кому дали премию в номинации «Проза на русском языке». Затем я познакомилась с главным редактором «Нивы» В. Гундаревым, он предложил прислать свои произведения. Я вновь отправила рассказ – снова опубликовали. Так ряд положительных для меня случайностей утвердили во мне желание писать.
- Что касается Вашего литературного агентства, Вы будете писать на заказ. Не скажется ли это на свободе Вашего творчества, не погубит ли творческий порыв?
- Ну что Вы! Этого не может произойти. Идея создания литературного агентства привлекла меня в первую очередь тем, что в этом деле есть все, что я люблю: слушать истории и писать их. Да, к тому же истории будут не выдуманные, а настоящие! Рассказывать их будут реальные люди! А мы, писатели агентства, таким образом, становимся настоящими летописцами. В моем понимании, нельзя было придумать ничего более интересного и захватывающего для любознательного пишущего человека. Процесс на деле будет следующим: мы встречаемся с человеком, который рассказывает нам свою историю, думаем о ней и начинаем работу: разговариваем с другими участниками событий, работаем с архивами, отыскиваем нужную информацию. Безумно интересен и сам процесс продумывания, какой будет книга, художественной или документальной, в каком жанре. Таким образом, мы воссоздаем жизнь и сохраняем память о ней! Разве такой процесс можно назвать не творческим? Люди будут воспринимать историю, которая рассказана нашими словами! Это невероятно творческий процесс! Так за это еще и платят. Жизнь удалась! (улыбается).
- А вы не боитесь, что заказчик будет пытаться вносить свои коррективы, которые могут испортить творческий процесс?
- Я бы не стала говорить о том, что заказчик что-то испортит. Когда мы работали над историей успеха для корпорация «Цесна», текст нужно было согласовывать с руководством и теми людьми, которые стояли у истоков компании. Было и такое, что кому-то что-то не нравилось, и мы переделывали, потому что это – их история. Заказчик хочет видеть так, как было на самом деле. И это их право. Естественно, мы переделывали по несколько раз, и я считаю это вполне нормальным. Писатель – творческая натура, и его может, что называется, «унести». Он может в порыве насочинять все, что угодно. А заказчики – это те люди, у которых есть определенное видение своей истории, и они возвращают писателя в нужное русло. Это абсолютно нормальный творческий процесс.
- Поделитесь советом с более молодыми коллегами по творчеству. Немало начинающих авторов, столкнувшись с трудностями, не знают, стоит ли им дальше писать. Как не погубить имеющиеся зачатки творчества?
- Мне кажется, если человек чувствует необходимость писать, он будет писать и без чьей либо указки. Конечно, нужно хотя бы попытаться реализоваться в любимом деле. Забытый талант будет висеть грузом, негативными мыслями и сожалениями. Другой вопрос – как реализоваться? На мой взгляд, надо искать единомышленников. Сейчас стали появляться разные писательские объединения, творческие союзы. У нас ведь есть и Союз писателей Казахстана, где творческая натура может себя реализовать. Было бы желание. В конце концов, есть интернет! Там полно всевозможных сообществ, в том числе и писательских. Нужно искать творческие объединения, потому что в одиночку сложно претворить в жизнь свои планы. Кроме того, как правило, творческий человек не обладает «пробивными» качествами. А объединившимся, людям гораздо проще продвигать идею. Поэтому мы и создали наше литературное агентство «Наследие». Это наш способ реализовать свой творческий потенциал.
- Спасибо за интересную беседу!
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.