Образ крылатого коня в устной литературе

Поделиться:

02.06.2017 13053

На государственном Гербе Республики Казахстан помимо главных элементов, связанных с историей и традициями народа, обозначены пегасы. Какое отношение имеют крылатые кони государственности, какой в них посыл?

Из описания Государственного символа говорится, что крылатые мифические кони – тулпары, являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.

В древнегреческой мифологии встречается яркий персонаж – пегас. Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»). Он летал с быстротой ветра. По преданию, имел стойло в Коринфе; жил в горах, большее время проводя на Парнасе в Фокиде и Геликоне в Беотии. Пегас активно задействован в сюжетах древнегреческой мифологии.

В устной литературе народа мифологические кони также имеют свое место. Для народа крылатые кони имеют сакральное значение. Считается, что конь является верным другом человека в этом мире, также конь сопровождает его и после смерти, на небесах. Казахский народ вел кочевой образ жизни. Для волевого, кочевника, воина конь обязательный атрибут. Поэтому многие сказки, эпосы, пословицы и поговорки связаны с конем.

В исследовании Р.С.Липец «Образы батыра и его коня в тюркско-монгольском эпосе» отмечается наличие неразрывной почти мистической связи между всадником и его боевым конем, значение для батыра незаменимого, умного, преданного и такого прекрасного животного. В познавательной книге О. Жанайдарова («Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана» – ред.) описывается что в древнем эпосе волшебный конь, предназначенный для батыра, пока тот не вырастет, находится среди простых лошадей в табуне в виде невзрачного, худого и немощного конька, покрытого язвами и какой-то грязной попоной. А когда батыр наконец-то вырастает, тут и конь его преображается, показывая свой истинный облик.

В сказке «Кендебай на коне Кергула» есть строки, где описывается вся мощь необыкновенного Коня:

Кендебай-сал – это я, что таить,

Мой верный конь Кергула на привязи не стоит,

На скаку развевает ветер гриву коня,

И сверкает на солнце броня.

В эпосе «Кобыланды батыр» тулпар батыра удивляет своим напором:

«...Когда вперед устремлялся он,

В пятьсот саженей был его шаг.

Бурыл подпрыгнул до небес,

Взмылился пот на его груди.

Скачет, скачет резвый конь,

Камни вылетают из-под копыт,

Словно пули из ружей кызылбашей.

Легче тюбетейки казался ему

Сидящий на нем богатырь...».

В сказках «Камбар батыр», «Делдаш батыр», «Падишах Абдырахман» также встречаются эпизоды про дивных коней.

В сказке «Шубарат» описывается быстрый конь Шубарат, который был быстрее ветра: «Усталые лошади не могли подняться по нему. Добежав до него, они остановились. И пришлось их вести на поводу. Только Шубарат, вытянувшись, как струна, влетела на вершину и стала победительницей. С тех пор гора стала называться Шубарат». В сказке «Тельконур» говорится о невероятно красивом коне. Если играла музыка скакун грациозно танцевал под нее. Здесь также описывается невероятная скорость скакуна: «Тельконур рванулся от седока в сторону и бросился на волны Жайыка. Никто не успел и ахнуть, как конь уже отряхивал с себя воду на другом берегу». А в сказке «Сватовство Едиля и Жайыка» очень четко описывается образ крылатого коня «И она увидела, что конь не простой, а волшебный, крылатый: он держал свои крылья в корытах, одно в воде, другое в молоке, остужая их после полета».

В устном народном творчестве образы чудо-коней встречаются часто. Это говорит о значимости коня для казахского народа. По всей территории Казахстана есть холмы и горы, озера и реки, джайлау и равнины, названные в честь легендарных тулпаров – истинных духов Великой степи.

Алия Кемелбекова

Поделиться: