У нас были необычные свидания
Поделиться:
Ксения Рогожникова (Ксения Земскова) – поэт, детский писатель. Окончила Высшие Литературные Курсы (2007-2009) в Литературном Институте им. Горького, (г.Москва), 6-месячный курс литературного мастерства «Мастер-класс» при ОФ «Мусагет», (1999г., г.Алматы, Казахстан).
Автор сборника стихотворений «Разница температур», 2006 год, ОФ «Мусагет», Алматы, «В ритме сальсы», повесть для девочек, 2017 год, «Литературный Дом Алма-Ата», (под псевдонимом Ксения Земскова).
(Фото Асель Тян-Джаманкулова)
Печаталась в российских и казахстанских литературных журналах («Тамыр», «Аполлинарий», «ЛитМикс», «Москва», «Нева», «Автограф», «Литературная Алма-Ата», «Балдырган».) Участница Форумов Молодых Писателей России.
В данный момент ведёт семинар прозы и детской литературы в Открытой Литературной Школе Алматы и Детскую Литературную Мастерскую (совместный проект компании Chevron и Открытой Литературной Школы Алматы).
Говорят, что быть женой творческого человека очень трудно. Насколько это правда?
- Творческий человек творческому человеку – рознь. С одними, может быть, трудно, с другими просто. Мне с моим супругом достаточно легко. Он умеет отделять какие-то творческие проблемы, кризисы и т.п. от семейных дел и бытовых вопросов.
Расскажите, как вы познакомились с Михаилом, при каких обстоятельствах?
- Обстоятельства были романтичными и литературными. Я училась в общественном фонде «Мусагет» на литературных курсах «мастер-класс». Михаил пришёл к нам на творческую встречу, а через несколько дней заехал в библиотеку, где я занималась, и передал мне мой портрет, который он сам нарисовал. Мне было восемнадцать, ещё никто не рисовал моих портретов, и меня это впечатлило и заинтриговало.
Как он нашел путь к вашему сердцу? Отличаются ли ухаживания творческого человека от ухаживаний других мужчин?
- У нас были необычные свидания. Например, однажды мы ездили в горы, и я рассказала ему о своей мечте – научиться ездить на лошади. Через некоторое Миша устроил сюрприз – неожиданно привёз меня на ипподром в школу верховой езды, и с тех пор мы вместе стали заниматься конным спортом.
(Фото Ольга Рогожникова)
Есть ли у него какое-либо произведение, которое он посвятил Вам, может Вы стали героем его произведении или стали для него музой?
- По словам Михаила, два произведения, написанных им как раз в тот период нашего знакомства, а именно повести «О любви к Чайковскому» и «Десять нот веселого блюза» были вдохновлены нашим общением и нашими свиданиями. Позднее он «официально» посвятил мне роман «Сектант».
Многие мужчины с тещами не ладят, а ваш муж?
- У моего супруга хорошие отношения с тёщей. Они оба вполне культурные и интеллигентные люди, и умеют договариваться даже в случае разногласий и споров.
Как ваш муж воспитывает детей? Может прибегает к каким-то методам воспитания?
- Каких-то особенных методов воспитания или установленных правил в нашей семье нет. Но я считаю своего мужа идеальным отцом. С сыном он занимается боксом, горными лыжами и физическими упражнениями, а с дочкой играет в куклы.
Есть ли у Вас какие-то домашние правила или какое-то семейное изречение, афоризм?
- Нет, ничего подобного у нас нет. Скорее, наоборот, нам нравится менять обстоятельства и жить сегодняшним днем. Афоризмы все время появляются, но и быстро забываются, уступая место новым. Например, наша дочь сейчас в таком возрасте, что подкидывает смешные фразочки и изречения чуть ли не каждый день.
Творческие люди много общаются с другими людьми, в том числе и с девушками, женщинами. В таких случаях у вас не появляется чувство ревности?
- Так как я тоже в какой-то степени творческий человек, то и мне приходится часто общаться с разными людьми. Так что, в этом плане мы квиты.
Какие личные особенности имеются у вашего мужа?
- Я предпочту сохранить личные особенности моего супруга в качестве личной тайны.
Когда впервые прочитали произведения вашего мужа, как вы оценили его творчество?
- Я до сих пор помню рассказ, который читал Михаил на творческой встрече, когда я впервые его увидела. Меня тогда несколько шокировала его провокационность и откровенность. Из последних его произведений мне очень нравится повесть «Слабоумие» и рассказ «Я знаю, что ты думаешь». Этот рассказ еще только готовится к публикации в сентябрьском номере «Эсквайр».
Существует стереотип, что написание текстов – признак некоторой ненормальности. Психологически здоровый человек такими вещами не занимается. Вы можете опровергнуть или подтвердить этот стереотип?
- Наверное это действительно стереотип. Но, так как я тоже время от времени занимаюсь написанием текстов, то два психологически не очень нормальных человека, думаю, могут друг друга понять.
Каким он бывает во время создания нового произведения?
- Уходит в социальное затворничество. То есть – не появляется ни на каких литературных мероприятиях, отказывается от творческих встреч и интервью, избегает тусовок и общения.
О писателях говорят, что они в основном мизантропы. Им приятнее проживать в своём выдуманном мире, чем ходить в магазин или выслушивать истории своих жён. Это так?
- Думаю, это тоже стереотип. По-моему, среди писателей встречается множество интересующихся самыми разными вещами личностей. Может быть, они ведут затворнический образ жизни просто потому, что знают о людях чуть больше, внимательно наблюдая за окружающими? Но я не замечала за Михаилом особой нелюбви к магазинам. Мои истории он тоже всегда выслушивает с вниманием.
(Фото Владислав Земсков)
Расскажите нам историю написания книги «Когда мерло теряет вкус»?
- Сначала это был дипломный сценарий Михаила во ВГИКе. Позднее, когда мы жили в Москве, и Михаил скучал по Алма-Ате, он переделал сценарий в ностальгическую повесть о родном городе. Этот короткий вариант был напечатан в журнале «Дружба народов» в 2009-м году. Затем, по возвращению в Алма-Ату Михаил решил кое-что подредактировать и дописать, в результате переделал эту повесть в роман, который был издан отдельной книгой. Роман вышел в издательстве «Сага» в 2014 году.
Когда и как Михаил составил план открытия ОЛША? И был ли он уверен, что это дело будет успешным?
- Если рассказывать об открытии ОЛША – значит, надо рассказывать сначала о «Мусагете». И, конечно, о руководителе этого общественного фонда – необыкновенной женщине Ольге Борисовне Марковой. Ещё в 90-х годах она начала вести литературную деятельность в Алма-Ате, поддерживающую многих авторов – издавала литературно-художественный периодический журнал «Аполлинарий», проводила филологические беседы, на которых встречались множество литераторов, обучала литературному мастерству начинающих писателей и привозила с творческими встречами и семинарами зарубежных авторов.
К сожалению, в 2008 году Ольги Борисовны не стало. Мы с Михаилом вернулись в Алматы летом 2009 и сразу почувствовали некий литературный вакуум в городе. Тогда-то нам и пришла в голову идея сделать что-то вроде Литературной школы, создать какую-то среду для пишущих людей, что-то, что объединило бы многих, почувствовавших себя разобщенными после закрытия «Мусагета».
На самом деле, я думаю, в тот год Михаил и не гадал – будет проект успешным или нет. Просто остро ощущалась нехватка литературного воздуха. Мы начали просто с открытых лекций – на которые в течение года мог приходить кто угодно и когда угодно. Потом появились практические мастер-классы. И только со второго года существования ОЛША, Михаил понял, что надо как-то это всё структурировать, придать форму. Так появилась ОЛША – такая, какой её знают сейчас. Потом появились люди, которые очень захотели учиться у нас и на втором курсе, и на третьем…
Как нам известно, сейчас ОЛША стала очень известной школой где многие люди мечтают учиться. И Вы тоже преподаете там детскую литературу. Какие у Вас планы на будущее? Есть ли планы открыть филиал в Астане, или создать дистанционные курсы? Если откроется филиал в Астане, я с удовольствием буду посещать )))
- Да, Открытая Литературная Школа достаточно известна сейчас не только у нас, в Казахстане, но и в России и странах СНГ. И подтверждением тому – «Русская премия», которую получил Михаил в 2016 году, как руководитель ОЛША – «За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации».
Мы пробовали открыть филиал ОЛША в Астане несколько лет назад, но тогда столкнулись с нехваткой преподавателей. Студентов тоже было немного – набрали всего девять человек. Но мы знаем, что ситуация в Астане меняется. Например, летом 2017 Михаил и поэт Павел Банников ездили в Астану по приглашению Назарбаев Университета. Они прочитали несколько лекций для студентов о современной казахстанской литературе, провели творческие встречи. Связи налаживаются, и мы надеемся, что у ОЛША впереди – более тесные контакты с Астаной.
И конечно, мы будем рады видеть вас в числе слушателей ОЛША в Астане!
Расскажите нам самую интересную историю, которая произошла с вами и вашим мужем.
- На самом деле за пятнадцать лет нашей с Мишей совместной жизни историй уже столько всяких произошло, что можно написать три романа. Вспоминается один случай на одном из литературных семинаров. Ведущая попросила каждого из участников вспомнить самую мистическую историю из жизни и рассказать её в своей «тройке». Мы с Мишей попали в разные тройки, но потом выяснилось, что мы вспомнили одну и ту же историю. Она произошла во время нашего похода по предгорьям Иссык-Куля. Своими рассказами мы запутали участников, и похоже, провалили задание.
Спасибо Вам за интервью! Желаю вам семейного благополучия и счастья!
- И вам спасибо! Удачи!
Поделиться: