Бекнур Кисиков: В книжные магазины поступает мой очередной роман

Поделиться:

06.03.2019 4203

Автор программ развития по МСБ, книг по франчайзингу, ряда романов, повестей и стихов Бекнур Кисиков вошел в шорт-лист Евразийского книжного форума. Является писателем, экономистом, публицистом, общественником. Член жюри ряда литературных конкурсов, член Общественного Совета Алматы (председатель комиссии по ЖКХ и предпринимательству) и Делового Совета Алматы.

— Расскажите историю написания Вашего первого произведения.

— Свои первые произведения я написал в детстве. Это были рассказы-сказки, в которых я скорее всего пересказывал прочитанные сказки, добавляя свои собственные фантазии.

Следующий этап — подростковый период начиная с 12 лет, период отрочества, когда мальчишки шлют письма признаний одноклассницам. Тогда мы не знали про День Валентина, и чаще всего эти письма были популярны в зимний период, когда в основном приходилось сидеть дома. Я стал писать стихи именно в это время, оформляя их в любовные письма.

Творческий застой пришелся на 90-ые, и вновь стал писать в конце 90-х.

— Ваше первое образование — «Русский язык и литература». Это повлияло на начало Вашей писательской карьеры? Или идея писать пришла раньше?

— Вообще мое первое образование – факультет ПГС (промышленно гражданское строительство), специальность — инженер подъемно- транспортных механизмов. Был такой факультет на АЛИИТ (Алматинский Институт Инженеров Транспорта), ныне КАЗАТК. Я тогда работал на стройке.

А потом перевелся на филологический факультет в КазГУ, так как литература всегда меня тянула. Как я говорил выше, писать я начал раньше. Книги любил с детства, и так или иначе хотелось связать свою жизнь с литературой.

Но мои студенческие годы пришлись на 90-ые, когда заниматься литературой было сложно, и именно в этот период у меня был застой. Поэтому, в дальнейшем мне пришлось еще закончить экономический ВУЗ.

— Сколько повестей, романов, сборников стихов Вы написали?

— Я не могу гордиться большим количеством произведений, потому что литература — мое хобби, а не промысел.

Но из опубликованных — несколько романов, более десяти повестей и примерно 60 рассказов, заметок, стихов. А неопубликованных еще больше, часть из них осталась на бумажных носителях, некоторые потеряны еще в 90-х. Я не думал, что когда-то стану публиковаться, а писал скорей для себя, «в стол».

Наверное, можно сказать, что я написал более 100 произведений различных жанров.

Но, как ни удивительно, публиковаться я стал с экономических изданий, а именно это была книга «Франчайзинг в Казахстане».

— Чему учат Ваши произведения? Как известно, в большинстве из них фигурируют положительные образы.

— Конечно, каждое произведение должно иметь свою цель, миссию, философию. Но получается такой парадокс: автор вкладывает один смысл, читатели — другой, а критик — третий. Поэтому я очень осторожно подхожу к вопросу о педагогичности произведения. Все зависит от акцептивности читателя. Сегодня, в отличие от классики, курсор произведений сместился от прямых назиданий и морализаторства к косвенному направлению читателя к предмету обсуждения. Да и вообще, наверное, литература не должна учить, она должна заставлять читателя думать, размышлять. Писатель вступает в диалог с читателем — в этом истинное назначение книги.

— Насколько популярен Ваш роман «Ол»? Каков основной посыл читателю? Насколько близок Вам этот роман в психологическом плане, ведь в нем появляетесь Вы?

— Очень сложно сказать. Он не так популярен, если сравнивать, например, с той же моей книгой «Франчайзинг в Казахстане». Потому что люди предпочитают читать нон-фикшн. А художественную литературу, фикшн, в целом читает меньшее количество людей, чем литературу деловую. Люди сегодня нацелены получать из книги конкретные знания. Я не говорю о литературе развлекательной, которая, например, построена на воспоминаниях звезд эстрады, или еще на чем-нибудь. Но художественная литература развивает воображение, абстрактное мышление, которое сегодня атрофировалось.

Вкусы людей изменились, поэтому мне трудно говорить о популярности, и не могу сравнивать с романом другого писателя, так как практически произведения большого жанра очень мало пишутся у нас. Но с другой стороны, из тех людей, кто прочитал роман «Ол», в большинстве своем я слышал положительные отзывы. И свое место роман «Ол» занял.

Роман написал в «полистиличном жанре», это дань постмодернизму. Хотя, мы сегодня уже пребываем в эпохе некой синтетической неоклассики, характерной чертой которой является мозаичная структура произведений, где внешний фон и «многопластовость» важнее прямого лейтмотива произведения.

В романе присутствуют и жанр пьесы, легенда, эпос, стих, и даже экспериментальные жанры — фейсбук-переписка и геолокация.

Основной посыл: это важность и ценность родственных отношений у урбанизирующихся последних номадов, история трех поколений одной семьи, прошедшей через многие ментальные потрясения 20 века.

Также я хотел показать, что мы уже давно другие, но любовь и семья — это все равно базис, на котором держится вся суть. Любовь заставляет нас жить.

— Вы успешно комбинируете гуманитарную или экономическую сферы, но какая Вам все же ближе?

— Мне больше все-таки близка гуманитарная часть.

— Работаете ли Вы в данное время над каким-либо произведением?

— Уже в книжные магазины поступает мой очередной роман «Я тебя…море». Роман написан на экологическую тему, жанр обозначен как роман-экофантазия. Море, условно Аральское, исчезает вместе с тем богатством, которое кормило людей. В романе затрагиваются как экологические, так и экономические проблемы. Но основная идея — это новелла о сожалениях людей за свою жизнь и история об одном дне, когда эти сожаления исчезают.

Роман многослоен, в нем есть как психодрама, социальный анализ потерявших море жителей, так и магический реализм, любовная лирика, элемент приключенческого романа, антиутопия и даже фэнтези.

Читайте также: Кира Нуруллина: Вдохновение — это порыв души высказать все, что в ней сокрыто

— Откуда приходит вдохновение на написание стихов? Прочитайте Ваше любимое.

— Стихи — это оттенок настроения. Для них обычно не ищется специального вдохновения, только сильные чувства, переживания могут повлиять на настроение. Вот, например, могу процитировать что-то из своего личного, написанное в один из зимних вечеров:

Непричесанный город под снегом,

Непричесанный снежный покров,

Ты в ненастье становишься светлым

Мой любимый родины кров.

***

Непричесанный люд мне навстречу,

Не причесаны вихри судьбы,

Не кручиньтесь — время равняет,

Сгладит волос — ветер любви.

***

Не причесано сердце бродяги

Извилистой дорогой любви.

Пряди веры вырваны вьюгой,

Не прилизан локон тоски.

***

Ты пригладь, успокой мою душу,

Отогрей нежным жаром любя.

Я взъерошен стужей холодной

Много лет трепавшей меня.

— Что дается Вам легче: стихи или рассказы?

— Стихи мне даются легче, но я мало пишу поэзию. Скорее, я себя могу назвать прозаиком. Проза дается тяжелей, но она мне более интересна. Вообще, поэзия считается уделом молодых, но я с этим не согласен. Поэзия хороша в любом возрасте.

— Какова тенденция на современном книжном рынке? Что привлекает казахстанского читателя больше всего? Не снизилось ли число читателей с ростом электронных и аудиокниг?

— Казахстанского читателя привлекает больше всего книги нон-фикшн, беллетристика, деловая, так называемая лайфхаковая литература. Фикшн, на русском языке, наверное, можно сказать художественная литература, пользуется не таким высоким спросом. Электронные книги пока у нас не так развиты, как в той же России, например. Но постепенно они забирают свою долю. А аудиокниги не получили широкого распространения, так как требуют больших технических возможностей. Да и наши читатели пока выросли как визуалы, а не как аудиалы. Хотя, не исключено что со временем аудиокниги получат популярность.

— Какие творческие планы на будущее?

— Строить творческие планы в условиях, когда литературе уделяешь дополнительное, свободное от основной деятельности время, сложно. Но есть у меня одна задумка: мне хотелось бы написать произведение о Коркыте. Это одновременно мифическая, но в то же время реально существовавшая историческая личность. Согласно легенде, Коркыт является изобретателем кобыза – прародителя всех смычковых инструментов. Коркыт искал особенное место, так называемую пуповину земли, где нашел свой последний покой. А через полторы тысячи лет с этого места в космос полетит первый спутник Земли.

Но это просто задумки и говорить о творческих планах пока рано.

— Спасибо большое за интересное интервью!

Фото: из аккаунта Б. Кисикова

Поделиться: