Проза Алибека Аскарова

Поделиться:

01.05.2019 4511

Алибек Аскаров — писатель, лауреат Государственной премии Казахстана. Родился в 1951 году в Катонкаргайском районе Восточно-Казахстанской области.

Закончил Алматинское художественное училище и КазГУ — факультет журналистики. Автор десяти прозаических произведений.

В свет вышли сборник рассказов и повестей на русском языке «Родники рождаются в горах», сборник рассказов из цикла «Истории минувшей эпохи» под названием «Скрип соленого сердца».

Одним из необычных рассказов является «Мона Лиза». Действия разворачиваются в середине 60-х. Это произведение про юношу Толеужана, родившегося в казахском ауле под Бетпакдалой. Мать его овдовела в возрасте 17 лет, отец умер на войне.

Толеужан поступил на факультет журналистики. Он с радостью погрузился в учение и книги, читал много и помимо основной программы успевал читать дополнительную литературу мастеров Европы. В то время как его сокурсники ходили в клубы и парк, он посещал оперу, филармонию и балет, нутром чуял, что все это ему в будущем пригодится.

И вот он закончил четвертый курс и поехал в Караганду на шестимесячную стажировку. По прибытии рьяно искал жилье, потому что гостиницу он явно не потянул бы. И нашел комнату в трехэтажном саманном доме, где жили строители. Взяв свои пожитки он приехал на место, вычистил комнату, разложил вещи и повесил Мона Лизу в золоченной рамке.

История этой картины такова. Как-то гуляя по художественной галерее Толеужан увидел альбом Леонародо да Винчи, но стоял он дорого. Позанимав деньги у своих знакомых, он все-таки купил альбом. Читал он, что излюбленным творением художника была Джоконда, то есть та самая Мона Лиза и везде носил картину с собой. Также решил поступить и Толеужан. Он вырезал из альбома картину, сделал красивое бумажное обрамление, поставил в рамку и везде носил с собой, где бы ни жил. Исключением были летние каникулы, когда он уезжал вместе со стройотрядом. Тогда он помещал картину в укромное место.

Так, он обустроился, но опоздал в первый же день в редакцию областной газеты. Придя поздно, встретился с недовольным лицом заведующего, который отправил его на шахту Кузембаева написать про его рекорд. Взяв с собой фотокорреспондента он поехал на редакционной машине на место задания.

Вечером усталый приехал в свою комнату и увидел в углу знакомый силуэт женщины, это оказалась Гуляйим-шеше — его мать. Как-то вмиг она состарилась, появились на лбу глубокие морщины, глаза впали и раскраснелись. Юноша не понимал, что происходило.

Мать сказала, что в ауле пошел слух о том, что он приобрел квартиру в Караганде и даже не пригласил на новоселье, а как оказалось, это было неправдой. Далее она рассказала о своей горькой доле, о том, что растила его одна, несмотря на многочисленные предложения руки и сердца от достойных кандидатов. Но главного не говорила.

Тогда Толеужан поставил чай и переспросил мать о ее переживаниях. Она как-то успокоилась и ответила расплакавшись, что он не оправдал ее надежд, выбрал среди всех женщину старше его, в конопушках, не казахской национальности, да еще и в положении и указала на картину «Моны Лизы».

Толеужан удивился и не знал, то ли плакать, то ли смеяться. Взял картину, порвал ее на кусочки и выбросил. Как же так, как же знаменитая картина обошла стороной его мать?

Лицо Гуляйим-шеше смягчилось и она принялась разглядывать комнату.

Читайте также: Встреча с детскими писателями-фантастами Казахстана

Другой яркий рассказ — «Скрип соленого сердца». Также называется один из сборников Алибека Аскарова.

О дядюшке Долдаше и его племяннике Кабдолде. Долдаш растил Кабдолду с измальства, с тех пор как он потерял своих мать и отца Молдаша — старшего брата Долдаша, погибшего во время Великой Отечественной войны под Сталинградом.

В заботах о племяннике дядя поздно женился, со временем у него появились свои дети, но переживать о Кабдолде и любить его дядя не переставал. Более того, племянник был единственной его надеждой. Дети выросли, свили свои гнезда и разлетелись кто куда. Кабдолда также уехал в город и поступил в институт. На последнем курсе женился и позже успешно окончил учебу.

Но у дяди была некоторая особенность — он всегда и везде читал книги о войне, а именно, о Сталинграде. Племянник порой удивлялся как дядя, имеющий три класса школьного образования в казахской школе, еле читающий по слогам, умудрялся читать целые тома. Но не решался задать вопрос. Дядя даже заказывал книгу в Москве, когда племянник ездил в командировку.

Так проходили годы. Однажды тетя позвонила Кабдолде и сказала, что Долдашу совсем плохо и он не встает с постели. Племянник выехал сразу же. Дядя некоторое время лежал в больнице, по выходу — дома. Видно было, что он изрядно ослаб. Казалось, несокрушимый воин теперь резко постарел и сдал.

Весь его стеллаж был полон книг — художественной литературы о Сталинграде, лишь одна энциклопедия маятником красовалась в сторонке.

Кабдолда удивился этому и дядя наконец-то раскрыл тайну своей коллекции. Его брат Молдаш заменил Долдашу в свое время отца, таким заботливым и ответственным был он. Так, Долдаш озадачился найти хоть какую-то весточку о своем старшем брате. Несмотря на возражение Кабдолды о том, что это художественная литература и лишь фантазия писателей с вымышленными именами, Долдаш-ага расстроился, ему стало даже плохо, ведь, по его словам, война — это не фантазия. И по всей видимости, будучи в здравии, дядя намеревался продолжить начатое, а именно, поиски каких-либо сведений о своем родном брате.

Писатель Алибек Аскаров знаком читателю в основном своими произведениями о природе, но писал он и рассказы, частично перекликающиеся с его деятельностью и образованием — журналистикой и художественным училищем.

Пишет он живым языком, приправленным острым юмором и любовью к семье и родине. Рассказы его о теплых отношениях внутри семьи, трогательных и искренних.

Фото: из открытых источников

Поделиться: