Симулякр в художественной литературе

Поделиться:

12.05.2021 8637

Постмодернизм, который процветал в западных странах в 60-х годах двадцатого века и пришел после модернизма, сегодня является наиболее обсуждаемым в искусстве и культуре, философии и литературе. Теоретики постмодерна попытались сосредоточить свое внимание на проблемах человека и общества в современных условиях, в том числе на «межличностных», что имеет особое значение в динамике стремительного развития сложного общества. Концепция «постмодернизма» в этот период была тенденцией стремительно меняющегося мира, а также социальных изменений того времени. Становление постмодернизма было связано не только с появлением новых направлений в искусстве, но и с социально-политическими процессами в обществе. В этот момент в сознании человека произошел ряд изменений. Но это явление нельзя назвать постмодернистским, но такие изменения были не личными, а общими. Кришан Кумар утверждает, что разница между теорией постмодернизма и другими состоит в том, что она фокусируется не только на новой социальной реальности в новом обществе, но и на реальности в нашем понимании. Охватывая целый спектр различных аспектов общества, концепция постмодернизма уделяет больше внимания состоянию человеческого сознания, чем объективным процессам.

Постмодернизм различает два типа авторов, анализируя, с одной стороны, автора, полностью вовлеченного в определенную дискурсивную традицию, и, с другой стороны, автора, который находится в «трансдискурсивной позиции». Последние описываются не только как создатели собственных текстов. Это также способствует появлению текстов других авторов, которые являются инициаторами дискурса нового типа. Фуко называет такого автора «istraurateur» (учредитель, установитель) в дополнение к словам fondateur (основатель). Кроме того, «учредитель», «установитель» в своей работе создает не только возможность и правила создания текстов в рамках определенного типа дискурса, но и свободу создания новых текстов. Однако постмодернизм не стремится ознакомить читателя с процессом зарождения текстовой мысли и его предметом или стать его внешним инициатором. П. де Ману утверждает, что интерпретация постмодернизма неизбежно независима от текста и интерпретации текста.

Милорад Павич в предисловии к книге «Хазарский словарь» написал: «Читатель может использовать ее по своему усмотрению. Некоторые, как и любой словарь, ищут имена или слова, которые им интересны в данный момент, в то время как другие видят словарь в целом, книгу, которую можно прочитать за один присест». Такая инвариантность подтверждает еще одну особенность постмодернистов. По мнению Р. Барта, письмо, хотя и является литературным произведением – это не образование индивида, а своего рода «универсальное письмо». В своей «Поэтике» Аристотель писал об «удовольствии» как об основе литературы, особенно в связи с «знанием». Постмодернизм вообще считает себя «основателем аналитики» (методом, предложенным У. Лейхемом), а для постмодернизма метафора желания практически универсальна.

В постмодернистских текстах рассказчик, структура времени и пространства отличается от классических и модернистских произведений. Текст здесь удивляет читателя количеством рассказчиков, переплетением нескольких не связанных между собой отрезков времени в одном произведении. То есть интертекст и симулякр, которые заставляют постмодернистскую работу иметь центральную личность, центральный сюжет, отсутствие четкого направления времени и нечеткие жанровые, стилистические особенности, ведущие к целостности [1].

Французский ученый Ж. Бодрийяр определил симулякр с постмодернистской точки зрения и успешно использовал его для описания общих философских, политических и литературных явлений. Внедрение термина «симулякр» в научных кругах тесно связан с именами таких ученых как Ж.Бодрийар («Симулякры и симуляция», «Дух терроризма. Войны в Заливе не было»»), Ж. Делез, Ж. Деридда, Ж-Ф. Лиотаром, М. Фуко, Жорж Батай, Пьер Клоссовский и Александр Кожев. Эти ученые внесли свой вклад в возрождение древнего термина и формирование его как термина, достойного современного сознания. Хотя симулякр является одним из ключевых терминов в философии постмодернизма сегодня, мы впервые находим это понятие в работах Платона. Однако именно Жиль Делез философски изучил концепцию симулякра среди философских мыслителей.

Согласно Ж. Делёзу, симулякр – это знак, который отрицает как оригинал (объект), так и копию (подобное изображение объекта). Симулякр – образ, утративший свою идентичность [2, с. 93].

Вот простой пример, объясняющий «симулякр». Все мы знакомы с «Моно-Лизой» Леонардо да Винчи («Джоконда»). Но где вы это видели? Вы были в Лувре, где он хранится? Вы видите репродукцию, а не оригинал. Репродукция - не первая копия оригинала (масштаб оригинала), а копия, сделанная с бесчисленного множества других копий (копия копии). Вы видите копию «Моно-Лизы», симулякр, который был отдален из оригинала многими копиями.

Почему термин «симулякр» важен для постмодернизма? Потому что он отражает современную форму постмодернистской культуры. Реальность, то есть оригинал, удаляется от нас, и между нами и миром возникает множество противоречий, «симулякров». Виртуальная вселенная – это вселенная симулякров.

Таким образом, с давних времен Лукреций Эпикур пытался перевести понятие «eicon» как «simulacrum», а суть термина, отраженного в произведениях Платона - образ, форма, концептуальный образ чего-либо. Лукреций Эпикур объяснил концепцию симулякра как чувственное восприятие, понимание, чувство истины, которое распространяется по всему телу через чувства и создает фантастические видения, и даже если эти чувства истинны, неверно добавлять их к нашим душам. И предложенный постмодернизмом «Симулякр» - копия с копии. Изображение или копия чего-либо, не имеющего симулякра, если копия похожа на оригинал. Ж. Бодрийяр сказал, что трудно дать четкое и полное определение понятию симулякр, так как его предшественники понимали концепцию симулякра с разных сторон:

«Но что можно сказать наверняка, источником симулякров служит сама реальность, но он, вторгаясь в сущность реальности, создает некоторые ее искажения. Исказив реальность, симулякр становится уже нереальным, создавая при этом новую реальность – гиперреальность, реальность симулякров» [3, 16], - то есть истина связана с происхождением симулякра, но она искажена и имеет совершенно иное значение.

Использование симулякра в казахской прозе можно увидеть в рассказе Таласбека Асемкулова «Бекторының қазынасы», а также в рассказах Жусупбека Коргасбека «Жаконданың жанары», «Өлмейтін құс». Работы здесь похожи на сценарий фильма, в котором все картины будто реализованы со специальными современными эффектами.

В диссертации Г. Р. Саулембека «Постмодернизм в современной прозе» дан глубокий, всесторонний анализ содержания, структуры, стилистического исследования творчества писателей-постмодернистов (Д.Амантай, Д.Нақыпов, Ж.Қорғасбек, А.Жақсылықов, Т.Әсемқұлов, М.Қосын, Ә.Байбол), известных своей новаторской ориентацией в казахской прозе в годы независимости и впервые были изучены и систематизированы особенности иронического восприятия эстетических систем, морально-этических ценностей на основе работ А. Жаксылыкова, Д. Накыпова, Д. Амантая.

По мнению Ж. Бодрийяра, симулякр – это трагедия, изобретенная человечеством и поглощенная человечеством. Мыслитель выступает против современного принципа, согласно которому «плод человеческого разума служит только людям». В век бесконечного Интернета стало невозможно узнать, что оригинально, что дублируется, что верно, а что ложь, потому что разные миры, разные культуры, разные времена, разные пространства одновременно переплетаются. В связи с этим Ж. Бодрийяр ввел термины «гиперпространство», «гиперправда», «гиперобитель», «гипертекст». Ж. Бодрийяр, который больше критикует эпоху постмодерна, чем ее сторонник, и видит искусственную природу (симуляцию) всех культурных и социальных явлений, рассматривает современный период как эпоху массовой симуляции. По его словам, люди живут в мире гиперреальности, которая более реалистична, чем правда.

Использованная литература:

  1. Сәулембек Г.Р. Қазіргі прозадағы постмодернизм // Философия докторы (PhD) дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация. – 2017
  2. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. – 1993. – № 5. – С.45-56.
  3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. – Тула, 2013. – 204 с.

Поделиться: